Характеристика методов прогнозирования преступности.
Будучи частью социального предвидения, прогнозирование преступности черпает свои методы из других наук и применяет их в соответствии со спецификой объекта своего исследования. Для прогнозирования преступности в зависимости от конкретных условий используются самые разнообразные методы, как общенауные, так и частнонаучные. Наибольшее распространение получили такие методы, как метод экстрополяции, моделирования, экспертных оценок; сравнительные методы и методы социального экспериментирования.
Для предсказаний изменений в динамике и структуре преступности наиболее распространён в настоящее время метод экстрополяции. Метод экстрополяции предназначен для поиска показателей будущего, исходя из того, что тенденции прошлого и настоящего будут действовать и далее. Анализ показателей динамики преступности и отдельных её видов за ряд предшествующих лет позволяет выявить тенденцию изменения данных показателей (уменьшение или увеличение коэффициентов преступности). На основании этого посредством социальных математических расчётов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем. Недостаток данного метода состоит в том, что до настоящего времени не определены точно сроки, в течении которых прогнозируемые показатели обнаруживают высокий уровень достоверности. Кроме того, метод экстраполяции даёт достаточно точные результаты при условии относительной стабильности действия факторов. Как правило, этот метод применяется только при краткосрочном прогнозировании (на срок не более 1-3 лет).
Более сложен метод моделирования. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей её зависимости от действия ряда факторов. Подставив в модель значение факторов преступности на планируемый период, определяют будущее состояние преступности. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени их связи с преступностью. Однако по некоторым факторам такие модели построить можно. В частности, возможен прогноз преступности на основе демографического прогноза изменений в численности и структуре населения. Данные о социально-демографическом составе правонарушителей накладываются на предполагаемую демографическую структуру - и определяется вероятный уровень преступности.
Точность подобных предвидений можно увеличить посредством сочетания методов экстрополяции и моделирования с методом экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на планируемый период. Существуют строгие процедуры сбора мнений экспертов, их анализа и расчёта экспертных оценок. Наибольшей популярностью среди методов экспертизы пользуются так называемый дельфийский метод (“метод Дельфи”)разработанный в США. По этому методу опрос экспертов производится следующим образом: вопросы ставятся экспертом так, чтобы они имели какую-то количественную характеристику; опросы проводятся в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы уточняются; при отклонении прогнозов от мнения большинства эксперты обосновывают свое мнение. В ходе экспертизы возможно привлечение дополнительных экспертов. Таким образом формируется сеть экспертов, которая может использоваться для повторной экспертизы11 Глушков В.М. О прогнозировании на основе экспертных оценок// Науковедение. Прогнозирование. Информатика. Киев, 1970. с.201-204. .
Применение сравнительного метода основывается на положении об относительной повторяемости явлений и процессов при наличии общих причин и условий. При этом проводится сравнение с тем, как развивалось подобное явление в прошлом и в других странах. Применение сравнительного метода предполагает изучение криминологической деятельности в других зарубежных странах, а также их опыт в области прогнозирования преступности.
Метод социального экспериментирования в силу ограничения практического и нормативного характера применяется редко и в определённых пределах, например при прогнозирования рецидива в исправительно-трудовых учреждениях.
Методы экстрополяции, моделирования и экспертных оценок применялись в органах внутренних дел в 1970 г. при прогнозе преступности на 5 лет в нашей стране. Сопоставление прогноза с фактическими данными показало, что прогноз по тяжким и наиболее распространённым преступлениям оказался достаточно точным. Вместе с тем по некоторым другим видам преступлений отклонения от прогнозируемых показателей оказались достаточно значительными.
Интересный опыт прогнозирования преступности в масштабах района накоплен в Ленинграде. Используя методы экстраполяции, экспертных оценок и математических моделей, работниками органов внутренних дел были изучены внутригодовые колебания преступности (так называемой “сезонной волны”), которые имеют достаточно устойчивые закономерности. Это дало возможность разработать специальный криминологический календарь на весь год, в котором отражались, какие месяцы года являются наиболее криминогенными и по каким видам преступлений. На основе такого прогноза преступности разрабатываются варианты рационального использования сил и средств в наиболее криминогенные месяцы года.
Таким образом, в криминологической литературе и на практике имеется определенный опыт проведения прогностических исследований. Однако возможности их конкретно и широкого использования в современных условиях ещё ограничены как из-за сложности и несовершенства имеющихся методик, так и в силу необходимости учёта интенсивно развивающихся изменений в экономических, социальных, политических и правовых условиях жизни общества, психологии людей. Требуется также чёткая ориентация прогноза на учёт факторов, не только стимулирующих преступность, но и сдерживающих её распространение; перевод ряда криминологических методик на язык машинного программирования.
17.Понятие и виды криминологического планирования.
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.
Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.
Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.
Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности11 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972. .
В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним , в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.
Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.