Социально-психологические причины преступности
Социальная среда, как мы уже отмечали, входит в содержание социально-психологических причин преступности и предполагает криминогенное воздействие на личность со стороны малых социальных групп. Под влиянием неблагоприятного ближайшего окружения личность подвергается очень серьезным изменениям, которые чаще всего проявляются в деформациях мотивационной сферы, что предопределяет, высокую степень вероятности совершения преступления такой личностью.
Человек может являться одновременно членом различных малых групп и выполнять в них различные социальные роли (семье, учебном или производственном коллективе, группе по интересам в сфере досуга и т.п.). Каждая из этих малых групп оказывает на него соответствующее воздействие.
Однако среди наиболее распространенных малых групп, в которых происходит неблагоприятное нравственное формирование личности, является семья. Огромное влияние семьи на формирование личности обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, процесс первичной социализации большинства людей начинается в семье. Во-вторых, жизнедеятельность личности в семье занимает продолжительный период. В-третьих, институт семьи выполняет в обществе важнейшие функции, связанные с воспроизводством человеческого рода, участием человека в общественном производстве, осуществлением бытовой деятельности и воспитанием детей[258].
Влияние семьи на личность может носить как позитивный, так и негативный характер. Негативное влияние семьи на личность обусловлено, во-первых, тем, что семья является сферой негативной социализации личности. Этот процесс исследователи называют семейной десоциализапией[259]. Во-вторых, семья является источником конфликтов, лежащих в основе многих преступлений в семейно-бытовой сфере[260]. Второй аспект криминогенного воздействия семьи в большей степени связан с причинами конкретного преступления, поэтому при рассмотрений социально-психологических причин преступного поведения, особое внимание следует уделить проблеме семейной десоциализации.
Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на личность в форме целенаправленного формирования у нее антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи[261].
Если родители совершают преступления, ведут антиобщественный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.), они напрямую передают свой негативный опыт детям[262]. Однако преступления совершаются и теми лицами, семьи которых являются вполне благополучными с точки зрения отсутствия в них негативных факторов.
Указанное обстоятельство заставило исследователей глубже изучить семью как социальный институт в современном обществе, поскольку современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу - сравнительно недавнее приобретение человечества. Но это, как не парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее.
В этой связи в литературе отмечается, что до конца 1950-х годов в нашей стране воспитание детей в семье осуществлялось самим укладом семейной жизни[263]. Этому способствовали следующие обстоятельства. Во-первых, женщины не были вовлечены в общественное производство и занимались воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, что объективно обеспечивало лучший уход и контроль за детьми, большую продолжительность их общения с матерью. Во-вторых, в значительном числе случаев единственным источником семейного дохода был заработок отца, что порождало относительно экономическую зависимость других членов семьи, во многом способствовало упрочнению семейных связей, т.к. браки не расторгались без достаточно серьезных оснований. В-третьих, труд отца-кормильца семьи - часто был элементом семейного быта, т.к. производственная деятельность осуществлялась дома (например, труд плотника или сапожника).
Такой уклад семейных отношений позволял обеспечить главную задачу семейного воспитания - приобщить детей к общественно-полезному труду через их вовлечение в совместную с родителями деятельность по обеспечению потребностей семьи, т.е. дети с ранних лет становились соучастниками повседневных семейных забот. Совместная деятельность родителей и детей служила основанием для установления между ними положительных эмоциональных контактов, препятствовала отчуждению детей от семьи.
Следует также отметить, что воспитание детей семейным укладом жизни способствовали многодетность семей (в силу чего дети с ранних лет воспитывались в детском коллективе, приобретая необходимые навыки межличностного общения), совместное или близкое проживание родственников нескольких поколений, наличие соседской «общины», оказывавшей необходимую помощь родителям в контроле за поведением детей[264].
Отсутствие в современной семье факторов, обеспечивавших в прошлом воспитание детей семейным укладом жизни, приводит к заметному снижению защитной, антикриминогенной функции семьи. Участие обоих родителей в общественном производстве, которое часто сопряжено с длительным отсутствием родителей в связи с командировками, сезонными работами и т.д., уменьшает продолжительность общения детей и родителей, затрудняет создание многодетных семей, ослабляет родительский контроль за поведением детей, в значительной степени ориентирует родителей и детей на проблемы производственной и учебной деятельности, протекающей вне рамок семьи[265]. Эти обстоятельства в совокупности снижают значимость семьи для детей, не позволяют обеспечить совместную деятельность, направленную на удовлетворение экономических потребностей семьи, а, следовательно, затрудняют обеспечение полноценного общения членов семьи и установление между ними положительных эмоциональных связей.
В большей степени разрушение традиционной системы семейного воспитания характерно для городских семей, проживающих прежде всего в крупных или молодых индустриально развитых городах. В сельской местности некоторое время еще сохранялись элементы традиционной системы семейного воспитания[266]. Данное обстоятельство сказывалось и на особенностях преступности несовершеннолетних, которая носит преимущественно городской характер[267].
Еще меньшим антикриминогенным потенциалом обладают семьи мигрантов, переехавших из сельской местности в город. В городе в значительном числе случаев мигранты находятся длительное время в еще более худших материальных и социальных условиях, чем до переезда из села[268]. Тяжелое положение мигрантов усугубляется отсутствием в городе «общинного» уклада жизни, к которому они привыкли на селе.
Ломка традиционной системы семейных отношений заметно сказывается на прочности самого института семьи, снижается ее значение как социальной общности, в которой происходит воспроизводство человека. Это приводит к увеличению числа неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей, в основном матерью.
Неполная семья объективно обладает меньшими возможностями полноценного воспитания детей: такая семья, как правило, испытывает большие материальные трудности, родители вынуждены прибегать к дополнительным заработкам, что увеличивает дефицит их общения с детьми, затрудняет контроль за поведением детей, дети хуже усваивают социальные роли взрослых противоположного пола и т.д.[269] Не случайно в литературе отмечается, что среди несовершеннолетних правонарушителей удельный вес лиц, воспитывавшихся в неполных семьях, значительно превышает удельный вес этой же категории подростков из числа законопослушных сверстников[270].
Итак, изменения внутрисемейных отношений, связанные с развитием общества снижают антикриминогенный потенциал семьи, отрицательно сказываются в значительном числе случаев на семейной социализации личности. Наличие этих негативных явлений служит объективной предпосылкой отчуждения ребенка от семьи. Однако само отчуждение происходит при наличии субъективного фактора, а именно: отвергании ребенка родителями. Такое отвергание может выражаться, как открыто, в форме явного нежелания родителей воспитывать детей, грубого и циничного отношения к ним, так и в скрытой форме, когда родители желают, но не умеют воспитывать детей, демонстрируют свою педагогическую безграмотность и беспомощность[271].
В случае открытого отвергания родителями детей их отчуждение от семьи происходит скоротечно, в наиболее болезненных и острых формах, через разрушительное действие конфликтов между родителями и детьми, препятствующих возникновению положительных эмоциональных связей в семье. При педагогической беспомощности родителей, их внешней заботе о детях, отчуждение последних от семьи носит более длительный и «мирный» характер: дети просто постепенно уходят от внутрисемейного общения, их перестают интересовать проблемы семьи[272].
Не учитывать сегодня этот фактор нельзя, поскольку некомпетентность многих родителей в осуществлении главной для них функции - воспитания часто усугубляет и без того нелегкое положение их детей, которые желают видеть в родителях опору, нуждаются в их поддержке, надеются на их помощь и участие, а сталкиваются с непониманием, неумением (реже с нежеланием) оказать им эту помощь и поддержку. Особенно отчетливо неспособность родителей осуществлять процесс воспитания детей (ввиду отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний) проявляется в выборе стиля воспитания. Для таких родителей характерны два основных стиля воспитания: авторитарный и либеральный, которые, находясь на противоположных полюсах, тем не менее, приводят к одинаковому результату. Говоря о семьях, в которых родителя не умеют воспитывать детей, важно подчеркнуть, что в них, как правило, разрушены коллективные внутрисемейные связи, отсутствует совместная деятельность взрослых и детей, утеряны эмоциональные связи между ними. Причем, говоря об утере эмоциональных связей, мы имеем в виду прежде всего утерю положительных эмоциональных связей, поскольку связи со знаком минус тоже могут существовать. Все это приводит к тому, что родители не способны снимать (нейтрализовать) конфликтные ситуации, возникающие у несовершеннолетних в других сферах их деятельности. Более того, нередко конфликтные ситуации из других сфер (улица, учебное заведение) переносятся в семью, где происходит их углубление, растет напряженность в отношениях между взрослыми и несовершеннолетними, что обусловливает отчуждение несовершеннолетних от родителей. Поэтому не может считаться благополучной семья, в которой ребенок находится в отчужденных отношениях с родителями (одним из них). И никакие внешние показатели, характеризующие положительно родителей в быту, на производстве, в общественной деятельности и т.д., не могут заменить главного - их неспособность именно как родителей (а не производственников, общественных деятелей и т.п.) выполнять важнейшую социальную функцию - воспитание своих детей.
Помимо указанных факторов, которые обусловливали отчуждение детей от родителей в любом индустриально развитом и урбанизированном обществе, в новых социально-экономических условиях появляются дополнительные факторы, объективно затрудняющие процесс позитивной социализации детей в семье. В частности, это значительное уменьшение числа семей со средним уровнем материального благосостояния, массовое вовлечение целых семей в незаконное предпринимательство, повышение уровня занятости родителей в трудовой сфере и т.д.
Таким образом, происходящая ломка традиционной системы семейного воспитания не сама по себе отчуждает подростков от семьи, а лишь в совокупности с неправильной педагогической позицией родителей, которая чаще всего проявляется в неумении воспитывать детей. Исходя из этого, можно предположить, что при наличии у родителей необходимых педагогических знаний, их правильной педагогической позиции в отношении детей, последние не будут отчуждаться от семьи и совершать преступления. Однако превращение всех родителей в специалистов-педагогов объективно невозможно. Кроме того, семьи, в которых родители профессионально занимаются воспитанием детей, являются специалистами в этой области, не избавлены от объективных сложностей, связанных с перестройкой внутрисемейных отношений, а, следовательно, не застрахованы в полной мере от потери положительных эмоциональных связей со своими детьми. Поэтому снижение воспитательного потенциала семьи необходимо компенсировать системой общественного воспитания, которая должна дать детям возможность нормального межличностного общения, положительные эмоциональные контакты в основных сферах их жизнедеятельности, преодолеть отчуждение подростков от общества и предупредить совершение ими преступлений.
Анализ различных институтов системы общественного воспитания детей, прежде всего, учебно-воспитательных и досуговых внешкольных учреждений показывает, что на сегодняшний день они не являются субъектами, способными эффективно выполнить возложенные на них обществом задачи.
Прежде всего с воспитательными задачами сегодня не справляется школа, хотя она занимает важное место в социализации личности, т.к. дети проводят в ней значительную часть своей жизни и она продолжает процесс социализации ребенка, начатый в семье. В общеобразовательной школе все имеющиеся недостатки можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся недостатки организационного характера, ко второй - недостатки, связанные с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать установленные правила и нормы поведения, к третьей - недостатки, которые обусловлены невысоким профессиональным уровнем некоторых, педагогов, их психологический неподготовленностью к работе с детьми[273]. Нехватка педагогических кадров во многом обусловлена низкой заработной платой учителей. Так, средняя заработная плата учителя в РФ составляет 4 812 рублей в месяц. Почти четверть всех учителей получают зарплату менее 3 тысяч рублей. В школах сегодня в основном работают женщины – 93,0%. Учителей в возрасте до 26 лет только 5,7%, 27-30 лет – 7,1%, 31-40 лет – 33,3%, остальные старше 40 лет. Почти половина молодых учителей стремятся поменять работу[274].
К числу обстоятельств организационного характера, препятствующих успешному воспитанию и обучению детей в школе, исследователи относят несовершенство учебных программ, слабую материальную базу школ, большую наполняемость ученических классов, нехватку педагогических кадров, их неподготовленность к работе с трудными детьми, отсутствие в школьных классах коллективов учащихся и др.[275]
Большой объем учебной программы ведет к перегрузкам школьников, к ориентации на запоминание даваемой педагогами информации, а не на ее творческую и самостоятельную переработку. С учебной программой справляется незначительная часть учащихся, остальные ученики теряют интерес к учебе, подходят к выполнению учебных заданий формально, их интерес переключается на другие виды деятельности, связанные с проведением досуга.
Большая наполняемость классов и нехватка педагогических кадров не позволяют педагогам работать с каждым учеником индивидуально. Не имея возможности работать индивидуально с каждым ребенком, педагоги ориентируются в своей деятельности на лучших учеников, которые выполняют предъявляемые к ним требования и с которыми интересно работать, и на худших учеников, с низким уровнем дисциплины и знаний. Последняя группа ребят вызывает у педагогов неприязненное отношение, выражающееся в грубых, пренебрежительных формах, т.к. на худших учеников нужно тратить больше времени и внимания, добиваясь от них усвоения учебного материала. Практически полностью из поля зрения педагогов выпадает большая часть школьников со средней успеваемостью, что, безусловно, не способствует установлению положительных эмоциональных контактов между этой категорией учащихся и педагогами[276].
Переполненность учебных классов, недостаток учебных аудиторий вынуждают администрацию школ организовать обучение детей в 2-3 смены, что не лучшим образом сказывается на усвоении детьми учебного материала, состояния их здоровья, а также сокращает продолжительность общения родителей с детьми, занимающимися в вечернее время.
Отчуждению подростков от школы способствует также отсутствие во многих школьных классах ученических коллективов, являющихся важнейшим фактором социализации личности. Данное обстоятельство обусловлено не сложившимися между учениками в классе положительными эмоциональными связями, которые являются результатом такой человеческой деятельности как общение. Если общение в классе не сложилось, если в нем нет свободного взаимодействия учеников, то коллектив в таком классе не возникнет, несмотря на высокую степень опосредования межличностных отношений школьников учебной деятельностью.
Отсутствие полноценного общения со сверстниками в классе отчуждает некоторых подростков от школы. При этом отчуждение учащихся от сверстников происходит не непосредственно, а через личность учителя, через его отношение к детям. Различная оценка учебной деятельности учащихся сильно сказывается на дифференциации школьного класса, т.к. социальная роль школьника является очень важной для ребенка, оценку своей успеваемости в школе он воспринимает как оценку своей личности в целом[277]. Дети в классе соотносят свою оценку других учащихся с оценкой учителя, ориентируются на эту оценку, поэтому наиболее интенсивные межличностные отношения складываются между учениками с одинаковым уровнем успеваемости. Представители различных микрогрупп отчуждены от глубокого общения между собой. Некоторые ученики вообще оказываются в школьном классе в условиях психологической изоляции. При таком характере межличностных отношений учащихся школа для большинства подростков является малопривлекательной.
Наиболее остро процесс отчуждения подростков от школы происходит в результате разрушительного действия конфликтов, возникающих между подростками и учителями или одноклассниками. Однако, несмотря на реальное существование конфликтных отношений в классах, многие педагоги практически не занимаются анализом конфликтов, не говоря уже о деятельности, направленной на управление их ходом с целью позитивного использования, например, в качестве педагогического приема. Все это показывает их педагогическое бессилие в возникающих постоянно в классах конфликтных ситуациях, которые педагоги либо игнорируют вообще, либо ограничиваются внешним поверхностным изучением, стремятся подавить конфликт авторитарными методами (вызвать родителей к директору или классному руководителю, пригласить в школу работников милиции для «внушительных» бесед с подростками и т.д.).
Неудавшаяся учебная деятельность может привести к отчуждению (или усилить его) подростка от родительской семьи, т.к. семья в ряде случаев не представляет подростку необходимых условий для учебы (в связи с аморальным поведением родителей, отсутствием необходимых материальных или жилищных условий и т.д.), или сама низкая успеваемость подростка в школе может послужить причиной негативного отношения к нему со стороны родителей, принимающего нередко грубые формы (оскорбление, физические наказания и т.д.).
Администрация школы в значительном числе случаев пытается разрешить конфликт наиболее легким для себя способом: путем удаления подростка из школьного коллектива. Такой подход в любых его формах не является конструктивным. Если подросток остается на второй год или переводится в другую школу, его отношения с учителями и одноклассниками осложняются в связи с попаданием в незнакомый коллектив. Особенно порочной является сохранившаяся до сих пор практика "отсева" трудных подростков из школы. Раньше такие подростки продолжали обучение в ПТУ, шли на производство, сейчас эти подростки, как правило, нигде не учатся и не работают.
В целом можно утверждать, что в настоящее время общеобразовательным школам присущи следующие общие черты, существенно снижающие эффективность их воспитательной деятельности и влекущие криминологически значимое отчуждение личности от общества:
- объективная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых, в результате этого подавляются мощные внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;
- стандартизация воспитательного процесса без учета половозрастных индивидуальных особенностей личности;
- формализм и мероприятийность воспитания (апогеем его являются различного рода обязательные для всех «зачеты», «экзамены», «вечера» и т.п.);
- авторитарный стиль воспитания, основой которого является словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление несовершеннолетних;
- разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание, как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;
- нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе;
- слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.
Во многом сходные процессы в сфере организации воспитательной работы с учащимися можно наблюдать сегодня и в системе профессионально-технического образования молодежи (ПТУ, колледжах и т.д.)[278]. В то же время в этой системе имеются свои, специфические особенности и недостатки процесса социализации несовершеннолетних. Так, учащиеся ПТУ уже не школьники, но еще и не рабочие, что во многом определяет специфику их сознания и поведения по сравнению, например, со сверстниками, продолжающими обучение в общеобразовательных школах, или работающими подростками. В отличие от подростков, продолжающих обучение в школе, у несовершеннолетних, приходящих в ПТУ, существенно меняется круг и характер социальных связей, структура и содержание учебной деятельности[279]. Кроме того, в ПТУ нередко приходят продолжать свое обучение и осваивать рабочую специальность несовершеннолетние, у которых по разным обстоятельствам не сложились нормальные отношения в школе. Выбор ими конкретного ПТУ определялся не столько наличием желания получить определенную специальность (рабочую профессию), сколько иными причинами. Сосредоточение в ПТУ большого числа подростков, которые в школе относились к категориям «трудных» или педагогически запущенных, и многие из которых были просто «выставлены» за порог школы, создает дополнительные трудности при организации процесса воспитания в ПТУ.
Вместе с тем, анализ практики деятельности многих ПТУ показывает, что названные выше (и некоторые другие) особенности, как правило, не учитываются при организации воспитательной работы в училищах. При этом система воспитания, сложившаяся в настоящее время в ПТУ, в лучшем случае копирует аналогичную организацию воспитательной работы общеобразовательных школ (с теми же недостатками, просчетами), а в худшем - процесс воспитания в них просто декларируется.
Создавшееся положение с организацией воспитательной работы в ПТУ не может не тревожить, поскольку в отличие от школьников, которые после окончания учебных занятий, как правило, возвращаются домой, к родителям, многие учащиеся ПТУ проживают вдали от родителей - в общежитиях. В связи с этим и организация воспитательной работы с ними должна строиться с учетом данного обстоятельства. Другими словами, в ПТУ необходим сквозной воспитательный процесс, а с учетом определенной педагогической запущенности немалого числа учащихся воспитательная работа с ними за пределами училищ, в частности, в общежитиях, должна занимать ведущее место. К сожалению, в большинстве ПТУ этого не происходит. Поэтому не случайно учащиеся ПТУ занимают лидирующее положение среди других социальных слоев подростков, совершающих различные правонарушения.
С переходом общества к рынку, с изменением его политического устройства действие криминогенных факторов в системе образования не устраняется а, наоборот, усиливается. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- делением учебных заведений на престижные и не престижные, что ведет к чрезмерной концентрации трудных подростков в не престижных учебных заведениях, а также к уходу квалифицированных педагогов в элитарные школы, гимназии и колледжи;
- недостаточное финансирование образования, что порождает отток педагогических кадров в другие сферы деятельности, приводит к утрате образованием бесплатного характера (значительную часть образовательных услуг уже сегодня оплачивают родители обучающихся), сокращению числа учебных заведений, особенно в сельской местности и поселках городского типа.
Не способствует преодолению отчуждения подростков от общества в значительном числе случаев их участие в производственной деятельности. Большие сложности у подростков, оставивших учебу в школе, возникают, прежде всего, при устройстве на работу. Руководители предприятий неохотно берут несовершеннолетних на производство, стараются под любым предлогом отказаться от таких работников даже при наличии на предприятиях свободных рабочих мест. Принятым на работу подросткам не обеспечиваются надлежащие условия производственной деятельности. Подросткам, как правило, поручается низкоквалифицированная, неинтересная, а часто и физически, тяжелая работа, они не имеют постоянного места работы, исправного станка или инструмента, заняты не полный рабочий день, работают в неблагоприятных санитарных условиях. Плохая организация труда подростков на предприятии, приводит к потере у них материальной заинтересованности в труде, т.к. подростки получают низкую зарплату. Указанные обстоятельства усугубляются негативным влиянием некоторых взрослых рабочих на подростков, а также тем, что в трудовых коллектива с несовершеннолетними практически не проводится никакой воспитательной работы. Начиная свою трудовую деятельность в таких неблагоприятных условиях, многие подростки бросают работу и длительное время вообще не занимаются никакой общественно-полезной деятельностью, ведут праздный образ жизни, что способствует их вступлению в преступные и криминогенные группы сверстников.
В условиях углубления социально-экономического кризиса проблема трудоустройства не работающих и не учащихся подростков еще более обостряется, поскольку предприятия полностью отказывают им в рабочих местах.
Фактически последним барьером на пути полного отчуждения несовершеннолетних от общества и вступления их в группы сверстников с антиобщественной направленностью является такой институт системы общественного воспитания как досуговые учреждения. Эти учреждения имеют большую привлекательность для подростков, чем другие институты системы общественного воспитания, т.к. членство в досуговых учреждениях является добровольным и основывается на учете интересов и склонностей личности. Между тем, досуговые учреждения не всегда способны преодолеть отчуждение подростков от общества. Это обусловлено, во-первых, тем, что организация деятельности досуговых учреждений не избавлена от недостатков, характерных для всей системы общественного воспитания: формализма в работе, ориентации на количество вовлеченных подростков в кружки, секции, клубы в ущерб фактической занятости ребят, нежелания работать с трудными подростками и т.д.
Во-вторых, катастрофически не хватает детских досуговых учреждений, которые не могут вовлечь в сферу своей деятельности всех желающих подростков. Нехватка детских досуговых учреждений во многом порождена непродуманной градостроительной политикой местных властей в прежние годы, в частности, уплотнение жилых микрорайонов часто осуществлялось без учета обеспеченности детей и подростков школами, детскими площадками, досуговыми учреждениями. В настоящее время этот процесс усугубляется сокращением финансирования социальной сферы.
В-третьих, досуговые учреждения слабо технически оснащены, многие из них не имеют необходимого инвентаря и оборудования для проведения занятий с детьми; часто подростковые клубы и кружки расположены в непригодных для этого помещениях.
В-четвертых, в досуговых учреждениях постоянно не хватает педагогических кадров, прежде всего молодых специалистов, т.е. лиц, близких к подросткам по возрасту и интересам, которых в досуговых учреждениях практически нет. Причины дефицита педагогических кадров общеизвестны: низкая зарплата, отсутствие жилья и т.д.
В-пятых, деятельность подростковых кружков, секций, клубов является преимущественно досуговой, а основой возникновения положительных эмоциональных связей или отчуждения подростков от общества является прежде всего деятельность производственная или учебная.
И, наконец, многие подростки настолько отчуждены от общества через семью и учебно-воспитательные учреждения, что любая, даже досуговая деятельность не является для них привлекательной.
Неудовлетворенная потребность в общении, отсутствие положительных связей в малых социальных группах, где в основном протекает позитивная жизнедеятельность подростков, глубокая их отчужденность от общества через семью и систему общественного воспитания способствуют вхождению подростков в уличные компании, где подростки обретают определенный комфорт, равное партнерство в общении, в значительном числе случаев - социальную защищенность своих интересов.
Безусловно, «уход» несовершеннолетнего в уличную компанию сверстников еще не означает, что он обязательно совершит правонарушение. Дело в том, что эти общности выполняют очень важную социальную функцию - через них осуществляется процесс социализации[280] подростков, поэтому через такие уличные объединения прошло подавляющее число подростков, которые не совершали преступлений. Однако, что определенная связь между преступным миром и уличными компаниями несовершеннолетних была всегда. Но раньше в совершение преступлений втягивались отдельные подростки, через конкретных людей, и из-за наличия конкретных жизненных обстоятельств. Существовали определенные параллели между преступной и подростковой субкультурой: уголовная романтика, «блатной» фольклор и т.п. Однако преступный и подростковый мир жили по разным законам. В последние годы во многом представленное само себе подростковое сообщество, оказавшееся вне сферы позитивного влияния институтов системы общественного воспитания и общества в целом, подвергается массированному воздействию со стороны преступного мира[281]. Традиционные формы жизни подростковых уличных компаний (территориальная организация, групповые драки, кодекс чести и т.п.) все в большей мере трансформируются в формы организации несовершеннолетних и молодежи, характерные для преступных групп. И это мощное воздействие преступности на нормальные условия социализации несовершеннолетних и молодежи является в настоящее время фактором, с которым также нельзя не считаться.
Рассмотренные нами малые группы, безусловно, являются важными компонентами социальной среды, определяющими направленность формирующейся личности. Именно в несовершеннолетнем возрасте закладываются основы будущего поведения личности. Однако и для взрослых социальная среда, например, семейно-бытовая сфера, является крайне важной. Так, по данным исследователей, источником большинства насильственных преступлений являются конфликты именно в семейно-бытовой сфере[282]. Личность, отчужденная от общества в производственной сфере и иных малых группах, легко компенсирует недостаток положительных эмоциональных связей в семье. Однако в современный период семья утрачивает свои компенсационные возможности и теряет значение регулятора позитивного поведения личности, а также ослабляет свой контроль за таким поведением. Данное обстоятельство обусловлено той же причиной, что и разрушение традиционной системы воспитания детей семейным укладом жизни, т.е. вовлечением женщины в систему общественного производства. Женщина в условиях современного общества уже не занимается преимущественно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, а становится в равные экономические условия с мужчиной. Это, в свою очередь, перестраивает внутрисемейные отношения уже не по половому, а по экономическому принципу: основную часть домашней работы часто выполняет тот из супругов, кто меньше задействован в общественно-полезном труде и меньше зарабатывает. Объективная необходимость и демократичность этого процесса очевидны. Однако изменение системы внутрисемейных отношений имеет и негативные последствия, связанные с тем, что семья уже не выполняет в полной мере свои функции, свойственные ей исторически. В частности, мужчины не находят в семье психологического комфорта, поскольку женщины стремятся лишить мужчин их привилегий и сохранить за ними их обязанности (например, обеспечить семью), женщины не всегда могут через семью получить устойчивое материальное положение, престарелые родители не получают необходимой материальной и иной помощи[283].
Отчуждение личности от семьи неизбежно сопровождается конфликтами, разрушающими семью. В одних случаях конфликты напрямую ведут к преступному поведению, в других - конфликт и преступление опосредовано дезадаптивным поведением личности. В ситуации, когда личность остается в семье и ведет дезадаптивный образ жизни (пьянствует, не работает и т.д.), конфликт обостряется, и преступление совершается непосредственно под влиянием семьи. Нередко возникают ситуации, когда личность ведет дезадаптивный образ жизни, прерывая отношение с семьей (например, занимается бродяжничеством). В этом случае преступление совершается из-за необходимости материально обеспечить дезадаптивный образ жизни[284].
Большое влияние на криминальную активность населения в семейно-бытовой сфере оказывает разрушение соседской общины по месту жительства. Разрушение этого социального образования ведет, во-первых, к ослаблению позитивного контроля за поведением личности со стороны соседей, во-вторых, к латентному зарождению и протеканию конфликтов, что препятствует их снятию на ранней стадии, в-третьих, к невозможности разрешения соседями конфликтов «мягкими» способами, т.е. на межличностной основе, в-четвертых, к отсутствию по месту жительства личности позитивных социальных образований, которые способны были бы противостоять неформальным общностям, негативно влияющим на поведение личности своей антиобщественной деятельностью (праздное проведение свободного времени, употребление спиртного и т.д.).
Помимо указанных и наиболее значимых малых групп на негативное формирование личности влияние оказывают и другие социальные группы (например, микросреда осужденных). Кроме того, малые группы оказывают влияние на преступное поведение не только на социально-психологическом уровне, но и на индивидуальном уровне, при совершении конкретных преступлений.