Общесоциальные причины преступности

Большинство исследователей считают, что в основе причин преступности на общесоциальном уровне лежат экономические явления, поскольку именно экономика в главном и основном обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе. Такой подход к анализу причин, обусловливающих преступность, был зало­жен в начале становления отечественной криминологии и продолжен в последующие годы. Так, в 20-е годы нашего века многие исследо­ватели преступности среди различных явлений, ее обусловливающих, указывали прежде всего на социально-экономические: упадок произ­водительных сил, снижение уровня производительности труда и т.п[248].

В последующие годы об экономических причинах преступности почти ничего не говорилось, поскольку в течение многих лет прес­тупность в СССР рассматривалась в основном как форма сопротивле­ния делу социализма со стороны классово-враждебных элементов (Н.В. Крыленко, Г.И. Волковv В.С. Маньковский и др.), а затем и с позиций сохранения «пережитков прошлого в сознании и поведении людей» (П.И. Гришаев, Н.И. Загородников, А.И. Чернышов и др.). Только во второй половине семидесятых годов, в восьмидесятых годах стали появляться исследования, раскрывающие механизм обус­ловленности преступности экономическими процессами.

Совокупность явлений общественной жизни, которые исследова­тели относили к экономическим явлениям, достаточно широка. Так, исследователи указывали на экономическое неравенство между людьми, обусловленное определенным уровнем развития производительных сил в стране, что ставит одну группу людей по сравнению с другой в худшее положение; слабую социальную направленность экономической политики, при которой целые регионы, создававшие стране огромный сырьевой и производственный потенциал, в социальном плане остались не развитыми. Эти явления, по мнению исследователей, сдерживали позитивное развитие микро- и макрогрупп, а также отдельных индивидов[249].

Изменения, произошедшие в России в последние пятнадцать лет, позволяют говорить о том, что влияние экономических факторов на показатели преступности в России стало еще более очевидным. Негативные тенденции в преступности отчетливо проявились на практически полной разбалансированности экономики.

Экономические показатели России в 2004 г. существенно отстают от аналогичных показателей пятнадцатилетней давности, что позволяет говорить о наличии экономического кризиса в стране. По словам министра финансов России Алексея Кудрина в 2005 г. ВВП России составил 90,0% от уровня ВВП России в 1990 году. Также, по его словам, уровень инфляции в 2004 г. составил 11,7%[250]. В настоящее время в России существует объективное противоречие между экономическими потребностями населения и возможностями государства и общества в их удовлетворении. В стране высокий уровень безработицы, инфляции, высокий уровень поляризации населения по доходам; несоответствие уровня жизни значительной части населения страны уровню обеспечения физиологической выживаемости; более высокий уровень доходности криминальной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности от легальной экономической деятельности и т.д.

В экономической сфере наиболее криминогенную роль играют противоречия между ростом потребностей людей и возможностями их удовлетворения.

Сам по себе рост потребностей людей является вполне нормальным признаком любого общества, поскольку растущие потребности заключаются в том, что развитие производства постоянно стимулирует возникновение и удовлетворение новых потребностей. Это противоречие свойственно всем общественно-экономическим формациям. В условиях современных производственных отношений оно имеет криминогенное значение, порождает явления, питающие преступность.

Так, несбалансированность спроса и предложения вынуждает людей пользоваться услугами представителей «теневой экономики», способствуя росту их доходов, а, следовательно, уменьшению роста доходов законопослушных предпринимателей. Как свидетельствуют факты в сфере производства и обслуживания берутся поборы и взятки за предоставление услуг, работы, позволяющие получить незаконно высокие доходы[251]. В связи с возрастанием частно-предпринимательской деятельности увеличивается и число фактов получения крупных взяток должностными лицами разных уровней за выделение в аренду производственных и жилых помещений, различного оборудования.

Среди многообразных признаков, поразивших в последние годы многие сферы России, главными являются инфляция и глубокий спад общественного производства (как в промышленности, так и в сельском хозяйстве). Это существенно затрудняет решение проблемы стабилизации и развития экономики рыночной направленности.

Следует отметить и наличие связи между повышением цен и снижением производственной активности практически во всех сферах экономической жизни, поскольку падение производства в большинстве отраслей народного хозяйства оказалось сопряжено с неограниченным повышением цен производителями-монополистами, например, на материальные ресурсы для аграрного, жилищно-коммунального секторов. Посредством повышения цен многие предприятия с лихвой компенсировали свои финансовые потери от снижения объемов производства.

Несмотря на некоторый рост доходов населения (прежде всего это относится к бюджетной сфере), наметившийся в последние пять лет, эти доходы и сегодня крайне низки. По сообщениям СМИ из 46 стран Европы Россия занимает по заработной плате 40-е место. Минимальная оплата труда в крошечном Люксембурге составляет – 1402 евро в месяц, а в России на 1 июля 2006 г. – 32 евро. Однако Россия занимает 2-е место в мире по числу миллиардеров[252].

Одна зарплата часто не может обеспечить жизнь работника и его семьи, вынуждая работника искать дополнительное место работы. При перенапряжении, физическом и нервном истощении жизнь человека объективно сокращается. Именно это обусловливает крайне низкую продолжительность жизни мужского населения в России.

В тоже время в стране происходит концентрация значительных материальных средств у сравнительно небольшой группы населения. Это еще больше обостряет криминогенную ситуацию как в отдельных регионах, так и в стране в целом.

Из аналитической записки Счетной палаты РФ «Состояние агропромышленного комплекса и анализ использования средств федерального бюджета, выделенных на его поддержку» следует, что в начале 1990-х годов в агропромышленном комплексе стали развиваться негативные процессы, приведшие к неравным экономическим отношениям между промышленными и сельскохозяйственными отраслями производства, резкому ухудшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей и обвальному падению производства практически всех видов сельскохозяйственной продукции. Удельный вес сельского хозяйства в ВВП сократился с 16,4% в 1990 г. до 5.6% в 2003 г., или почти в три раза. Производство зерна в 2003 г. по сравнению с 1990 г. сократилось в 1,7 раз, скота и птицы в убойном весе – в 2,1 раза, молока – в 1.7 раза, яиц – в 1,3 раза. Таким образом, произведенная даже в наиболее благоприятном по погодным условиям 2002 г. сельскохозяйственная продукция не обеспечила потребность населения в продуктах питания не только на рациональном, но и на минимальном уровне (за исключением зерна и яиц), установленным федеральным законом РФ от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в Российской Федерации». Состояние основных производственных фондов сельских товаропроизводителей, объектов социальной сферы, перерабатывающих предприятий в настоящее время находится в критическом состоянии. Износ основных фондов во многих сельскохозяйственных районах превысил допустимые пределы, что ведет к дальнейшему спаду производства отечественного продовольствия. Доля импорта в потреблении продуктов питания составила в 2003 г. 31,0%, что находится за гранью продовольственной безопасности страны (25,0%)[253].

Экономический кризис оказал более разрушительное воздействие на агропромышленный комплекс, поскольку невозможно рост цен на товары, им потребляемые (ГСМ, техника, удобрения и т.п.) адекватно отразить на увеличении цен на сельскохозяйственную продукцию из-за ограниченного платежеспособного спроса населения. Разрушение агропромышленного комплекса влечет за собой неизбежный рост социальной напряженности в сельской местности.

Сельские жители в итоге остаются не только без работы, но и без школ, больниц, средств связи, электричества, транспорта и т.п., что обусловливает как рост преступности в сельской местности, так и нескончаемые миграционные потоки из села в город, где сохранилась какая-то инфраструктура. Однако и в городе при спаде производства, не все приехавшие могут найти работу и условия для проживания. Это объективно увеличивает вероятность совершения мигрантами противоправных деяний.

Указанные обстоятельства дают основание утверждать, что экономические противоречия тесно связаны с социальной сферой развития общества, и отсутствие, в частности, государственной социально-демографической политики является одним из серьезных факторов, осложняющих криминогенную ситуацию в стране.

В целом можно утверждать, что противоречия, существующие в экономической жизни, являются базисными по отношению к другим сферам жизнедеятельности общества, поскольку негативные их проявления формируют не только деформации экономического сознания, но влияют на формирование деформаций в других сферах общественной психологии.

Криминогенные последствия имеют противоречия и в социальной сфере. В данном случае речь идет о плохих условиях жизни большей части населения страны (которые усугубляются проводимой властями всех уровней политикой, направленной на повышение тарифов за коммунальные услуги. В настоящее время рост цен на коммунальные услуги значительно опережает рост доходов большей части населения страны. Кроме того, те услуги, которые оплачивает население фактически ему не предоставляются. Возникла ситуация, когда люди годами платили за то, что не получают, что вызывает возмущение и протест большей части населения), о существенных недостатках в организации быта, культуры, социального обслуживания, труда, отдыха, образования и медицинского обслуживания населения. Результатом этих противоречий является уменьшение рождаемости населения, ухудшение его здоровья, крайне низкая продолжительность жизни в стране и высокая смертность, распространение алкоголизма, проституции – этих фоновых явлений, способствующих росту преступности.

Представляется, что криминогенные последствия имеют и противоречия в сфере политических отношений, которые формируют деформации политического сознания. В связи с большими изменениями в экономической и социально-политической жизни в стране, обусловленных распадом СССР и проведением многочисленных реформ, в том числе и в сфере политики, деформации политической психологии современного российского общества более глубоки и разносторонни, чем в доперестроечный период.

Введение политического плюрализма, выражающегося во взаимодействии конкурирующих идей и партий, в ситуации низкой политической культуры и непомерных амбиций новых политических деятелей повлекло обострение политических противоречий.

Нередко конфликты, возникающие из-за политических интересов, приобретают окраску межнациональных и сопровождаются совершением насильственных и иных преступлений.

Слабость власти, ее непоследовательность, непредсказуемость и плохая организация, отчуждение ее от народа и явно выраженная криминализация формируют самые разнообразные деформации не только политической психологии, но и правосознания, поскольку основным «производителем» законов является государство.

Криминализация власти особенно наглядно проявляется в высоком уровне ее коррумпированности. По меткому выражению В.А. Номоконова коррупция представляет собой не что иное, как «торговлю властными полномочиями в государственном – прежде всего – и негосударственном секторах»[254].

Коррупция приводит к разложению самой власти, к сбою и слому государственного механизма, поскольку нарушается принцип социальной справедливости как определенное соответствие между тем, что отдельный индивид дал обществу и взял от него, как соответствие между заслугой и наградой, между проступком и наказанием и т.п. И хотя в России сам термин «коррупция» не является правовым можно утверждать, что коррупция существует на всех этажах власти и тесно связан с преступностью. Так, в мае 1998 г. Московская городская прокуратура предъявила обвинение бывшему главе Госкомимущества (ГКИ) Альфреду Коху в присвоении государственных средств и растрате. По версии следствия в декабре 1993 г. А. Кох на государственные деньги (2 280 долларов) приобрел по остаточной стоимости квартиру в центре Москвы стоимостью 100 000 долларов. В декабре 1999 г. А. Кох и ряд проходивших по делу чиновников ГКИ признали свою вину и дали согласие на прекращение уголовного дела по амнистии. Пример более свежий: в июле 2004 г. управление Генеральной прокуратуры по Приволжскому федеральному округу возбудило уголовное дело против супруги губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова Ольги Сергеевой. Ее обвинили в присвоении двух построенных за счет бюджета коттеджей и прилегающих земельных участков в Октябрьском Ущелье в Саратове. Сергеева О. полностью признала свою вину и возместила ущерб и дело было прекращено «за отсутствие состава преступления».

В Государственной Думе РФ, как отмечают эксперты, уже сложился фактически нелегальный рынок коррупционных услуг. Так, например, стоимость внесения законопроекта на рассмотрение нижней палаты Федерального собрания стоит от 250 тысяч до миллиона долларов. В период формирования парламентских групп Госдумы прошлого созыва депутатам активно предлагались взятки за выход из одной фракции или вхождению в другую. Независимому депутату предлагалось 50 тысяч долларов плюс 5 тысяч долларов ежемесячно в виде зарплаты[255].

По утверждению Г. Сатарова, Президента Фонда ИНДЕМ, « в стране уже давно ложь и преступление назначают региональную власть … В России осталось максимум два-три губернатора, которые избирались более или менее честно. Остальные покупали своих избирателей и обманывали их; шантажировали своих конкурентов; незаконно использовали свой административный ресурс; если попадались, откупались от федеральной власти»[256]. Примечательно, что и правительственная «Российская газета» констатирует: «подкуп избирателей и использование административного (вплоть до силового) ресурса стали нормой, а не исключением региональных избирательных кампаний»[257].

Сказанное выше, позволяет утверждать, что коррупция в России коренится прежде всего в деформациях политической сферы (а не экономической, как говорят некоторые исследователи), деформациях государственной власти. Государство через политическую элиту втянулось в отношения собственности и распределения, в то время как оно должно устанавливать правила игры на рынке и не становиться обычным продавцом или покупателем, преследующим свой интерес. Таким образом суть проблемы состоит в том, что необходимо изменить направленность политики государства на обеспечение интересов всех граждан, а не только отдельных избранных представителей. В этой связи вряд ли можно говорить о том, что коррупция – причина, тех негативных процессов, которые существуют в обществе, государстве. Представляется, что коррупция – следствие этих процессов.

Такое отношение государства к своим гражданам порождает негативное отношение последних к любой осуществляемой этим государством политике и существенно ослабляет возможности его управленческого влияния на общественные процессы. Ослабление государственной власти сопровождается нестабильностью всех социальных процессов, реально снижает возможности в предупреждении преступности.

Большое значение для криминализации общества имеют недостатки в идеологической сфере, которые отражаются на социально-психологическом климате в обществе, настроении или волеизъявлении граждан. идеологические просчеты особенно болезненно отразились на молодежи, немалая часть которой оказалась подверженной чрезмерному влиянию западной (в основном американской) субкультуры, в массовом масштабе проповедующей жестокость, насилие, сексуальную распущенность, социальный пессимизм. Поэтому можно констатировать, что недостатки в идеологической сфере во многом обусловили утрату значительной частью населения общепризнанных человеческих идеалов в сфере социального общежития; низкий уровень солидарности населения с действующим законодательством, в том числе и уголовным, правовой нигилизм большей части населения страны; утрату доверия к органам уголовной юстиции; этническую и религиозную нетерпимость; «криминализацию» значительной части населения.

Противоречия развития общества наряду с вышеуказанными сферами жизнедеятельности людей проявляются и в организации контроля над преступностью (предупреждении преступности), в правовом, материальном, техническом обеспечении этой деятельности, обусловливая соответствующие криминологические факторы.

Так, к числу правовых факторов, имеющих криминогенное значение, можно отнести бездействие закона; нестабильность и неопределенность законодательства; проблемы уголовно-правовой оценки общественно опасных деяний и множество проблем уголовно-процессуального законодательства; дефицитность официального (легального) толкования этого законодательства; широкая распространенность сферы действия «теневой юстиции».

К недостаткам организационной деятельности органов уголовной юстиции относятся: перегрузка системы уголовной юстиции; неполнота регистрации и низкий уровень раскрываемости преступлений; отсутствие системы криминологической экспертизы законодательства; низкий профессиональный уровень многих сотрудников органов уголовной юстиции; низкий уровень их технической оснащенности и т.п.

Таким образом, многие процессы, происходящие в настоящее время в сфере экономики, политики, идеологии оказывают негативное воздействие на формирование личности и являются по своей природе криминогенными.

Наши рекомендации