Глава 9 преступления и наказания

Для обычного человека криминальная сторона правовой системы является по разным причинам наиболее знакомой стороной американского права. Действительно, когда упоминается право или правовая система, на память людям, естественно, приходят институты уголовной юстиции — полиция, залы суда, жюри присяжных, судебные слушания, тюрьмы и места заключения. Драма открытого судебного слушания очаровывала людей в течение веков. Преступления и наказания представляют собой новости первой страницы газет, составляют сюжеты сотен пьес, кинофильмов и книг. Существует известный роман под названием «Процесс» и еще один, не менее известный, под названием «Преступление и наказание». Ни одно заслуживающее внимания литературное произведение не называется «Антитрестовская тяжба» или «Нарушенная аренда».

Уголовное правосудие является огромной и весьма сложной системой. Коротко говоря, оно является частью юридической системы, которая, прежде всего, маркирует определенное поведение в качестве неправильного, или «криминального», во-вторых, предпринимает шаги с целью контроля или предотвращения такого поведения, используя угрозу наказания, и, в-третьих, если предотвратить такое поведение не удалось, пытается поймать и наказать нарушителя. Некоторые аспекты этой системы хорошо знакомы, другие же аспекты ее работы туманны и гораздо более непонятны.

Для начала зададимся вопросом: что такое преступление? Каждая страна — а в Соединенных Штатах каждый штат — имеет свой собственный список. Этот список является частью разработанного статута, который обычно называется уголовным кодексом. Кодекс описывает поведение, являющееся незаконным и,, следовательно, криминальным, он также устанавливает наказания. Федеральное правительство имеет свой собственный кодекс, который довольно узко специализирован, он не охватывает обычные уголовные преступления, а только преступления, направленные против федеральных законов, например контрабанду и уклонение от уплаты налогов. Округ Колумбия имеет свой собственный уголовный кодекс, во многом похожий на кодексы штатов.

Некоторые уголовные преступления имеются в кодексах любого штата: умышленное убийство, неумышленное убийство, ограбление, кража со взломом, изнасилование, поджог и так далее. Другие преступления носят менее универсальный характер. Кодекс Джорджии называет преступлением «подглядывание» или вторжение в частное владение, сопровождаемое поступками «такой же природы». Кодекс Джорджии также имеет дело с продажей непристойной литературы, стрельбой из ружья по воскресеньям, незаконным использованием кредитных карточек, некрофилией, продажей «молотовского» коктейля и десятками других поступков.




То, что является преступлением в одной стране, не обязательно будет преступлением в другой. В Советском Союзе спекуляция иностранной валютой является серьезным правонарушением. В нашей стране, напротив, то же самое действие спокойно совершается валютными торговцами в качестве обычной практики их вполне респектабельного бизнеса. В средневековой Монголии преступлением являлось мочиться на огонь или золу. Американцы посчитали бы это безвкусным или непристойным, но вряд ли назвали бы преступлением. Определения также меняются с течением времени и зависят от обстоятельств. Когда-то в нашей стране владение золотом было противозаконным. Ныне это не так. Во время второй мировой войны зарплата и цены были заморожены, и преступлением являлось назначить цену выше официально установленного «потолка». Никаких таких ограничений сегодня уже нет.

Имеются ли какие-нибудь деяния, которые можно назвать универсальными преступлениями, то есть которые каждое общество определяет как уголовное преступление? И да и нет. Было бы трудно представить себе общество, которое не запрещало бы умышленного убийства, неправомерного убийства другого человека. Но каждое общество имеет свое собственное определение умышленного убийства. Солдат может на законном основании убивать во время войны, гражданам позволено убивать в рамках самоообороны. Немыслимым является убийство, но не аборт. (Многие люди думают, что это явления одного порядка.) В некоторых обществах не является преступным убийство, совершенное по мотивам мести, или убийство человека, позорящего семью. Имеются общества, в которых не является преступлением убийство девочки-ребенка или избавление от старого человека, который перестал приносить пользу.

Многие преступления, перечисленные в уголовном кодексе, по своей природе противны человеческой совести. Умышленное убийство—это первый пример. Но в разных обществах имеются различные представления о совести. И каждый проступок, упомянутый в уголовном кодексе, имеет разный моральный вес. Кодекс представляет собой довольно пеструю коллекцию. Имеется много административных и экономических преступлений, которые незнакомы большинству людей, и большинство никогда так и не столкнется с ними, поскольку эти преступления относятся к небольшим группам или специальным профессиям, например к лицам, имеющим отношение к медикаментам, или водителям такси, или лицам, торгующим автомобилями. Другие действия (охота на оленя не в сезон, сбор редких плодов, просрочка времени стоянки) хорошо известны, но не настолько не согласуются с совестью, как, скажем, умышленное убийство. Имеются преступления, которые являются таковыми только потому, что так определило государство;

умышленное же убийство (в некотором смысле) все равно являлось бы уголовным преступлением, даже если официальные законы на этот счет вдруг прекратили бы действовать. Иными словами, оно является уголовным преступлением в умах и сердцах людей.

Крупные, классические преступления являются частью общественного кодекса, каков бы ни был их юридический статус в официальном кодексе. Простой человек определяет их как преступления. Он обладает достаточным представлением о том, какие действия составляют умышленное убийство, даже несмотря на то, что не понимает юридических тонкостей и технических деталей. Хладнокровное умышленное убийство является преступлением, это мы знаем твердо, хотя не многие из нас могут определить разницу между убийством первой степени и второй степени, или рассказать, что означает «особая жестокость», или какой уровень нездоровья извиняет акт убийства.

Наказание также варьируется. Оно в основном зависит от того, насколько серьезно преступление. Серьезность не является родовой чертой криминального поведения, она является общественным приговором. Юридически говоря, серьезные преступления назы каются уголовными преступлениями, менее серьезные назы-

<,'* 131

ваются проступками. Проведение строгой границы между ними—дело юридического определения. В Калифорнии, например, уголовным преступлением является преступление, которое может быть наказано смертной казнью или заключением на срок не менее года, все другие являются проступками, за исключением нескольких мелких действий (нарушений правил дорожного движения, неповиновение указу), которые называются правонарушениями. Правонарушения влекут за собой меньшее наказание и несут на себе меньшее пятно, чем преступления.

Наши рекомендации