Понятие и особенности судебной системы РФ. Основные классификации судов. Перспективы введения иных специализированных судов.
Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ(упразднен, в настоящее время - Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), о которых говорится в ст. 126 и 127 (исключена поправкой к Конституции Российской Федерации - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"), то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов:
- Закона о судоустройстве;
- Закона об арбитражных судах;
- Закона о военных судах;
- Закона о мировых судьях.
Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода:
правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”;
суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;
всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока):
Конституционный Суд РФ;
Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;
Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Министерство юстиции РФ: система, структура, основные функции Министерства юстиции РФ и его органов на местах.
Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.
Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».
Система органов Министерства юстиции РФ:
- Центральный аппарат министерства юстиции.
- Территориальные органы Министерства юстиции РФ.
- Подведомственные федеральные службы и агентства:
а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).
б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).
- Подведомственные учреждения и подразделения:
а. Судебно-экспертные учреждения.
б. Государственная регистрационная палата.
в. Научный центр правовой информации.
г. Российская правовая академия.
д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.
Компетенция Министерства юстиции РФ.
Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».
В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:
- Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.
- Деятельность в сфере юридической экспертизы.
- Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.
- Деятельность в сфере государственной регистрации.
- Деятельность в сфере международно-правовых отношений.
Функции:
· исполнения уголовных наказаний;
· регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них;
· адвокатуры и адвокатской деятельности;
· нотариата и нотариальной деятельности;
· государственной регистрации актов гражданского состояния;
· легализации и апостиля;
· обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
· оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
· противодействие коррупции[3]
· Антикоррупционная экспертиза законопроектов