Субъекты контрольно-надзорных отношений в сфере труда
В сфере труда возникают следующие виды правоотношений
- индивидуальные;
- коллективные;
- контрольно-надзорные;
- юрисдикционные.
Индивидуальные правоотношения, как правило, базируются на трудовом договоре и связывают две стороны – работника и работодателя, происходит согласование личного интереса работника с интересами работодателя.
Целевое назначение коллективных правоотношенийзаключается в согласовании в границах прав интересов работников и работодателей. Субъекты этих отношений рассматриваются как социальные партнеры, а вся система такого рода отношений – социальное партнерство в сфере труда.
Участниками являются работодатели, объединения работодателей, коллектив работников, профессиональные союзы, государство.
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется в рамках субординационных отношений власти и подчинения.
Юрисдикционные правоотношения в сфере труда складываются в связи с разрешением спора о праве.
Наряду с трудовыми в сфере применения и организации труда возникают и другие правоотношения, которые рассматриваются как связанные с трудовыми или производные от него.
Трудовое правоотношение между работником и работодателем возникает на основании такого юридического акта, как трудовой договор.
Трудовое правоотношение является центральным (основным) элементом системы правоотношений в сфере труда. Существуют и иные правоотношения, тесно с ним связанные или выступающие как производные от него.
Под производными от трудового, или так называемыми тесно связанными с ним, принято называть такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в настоящем, будущем или в прошлом трудовых отношений, без которых бытие этих (производных) отношений было бы лишено смысла или вообще невозможно.
Производные отношения не имеют самостоятельного значения и не могут существовать без наличия трудового правоотношения.
К производным от трудового можно отнести те общественные отношения по применению труда, которые составляют предмет отрасли трудового права, ныне нашедшие свое закрепление в ч. 2 ст. 1 ТК.
Возникновение правоотношений, связанных с трудовыми, не всегда является обязательным.
Легальное определение трудового правоотношения определяется ст. 15 ТК РФ как возникающее на основании трудового договора и урегулированное нормами трудового права трудовое отношение, по которому один субъект – работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект – работодатель обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые, безопасные и другие условия труда, включая оплату труда работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.
Субъектами трудового правоотношения являются работник и работодатель. Работник и работодатель связаны субъективными правами и обязанностями, сочетание которых составляет содержание трудового правоотношения.
Основанием возникновения трудового правоотношения является юридический акт – трудовой договор. Однако в некоторых случаях трудового договора бывает недостаточно, и трудовое правоотношение возникает при наличии трудового договора и других юридических актов. Все указанные акты закреплены в ст. 16 ТК и соответственно раскрываются в ст. ст. 17, 18, 19. Такие основания именуются сложными юридическими составами, включающими в себя и трудовой договор, и указанные акты, совершаемые в определенной последовательности.
Основанием изменения и прекращения трудового правоотношения являются юридические акты, которые бывают, как правило, двухсторонними, но закон в определенных случаях допускает изменение трудового правоотношения в одностороннем порядке по инициативе работодателя (например, временный перевод на другую работу в случае изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда).
Статья 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает, что должности рядового и начальствующего состава ОВД замещаются путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность. Таким образом, законодатель определяет три возможных варианта правообразующих юридических фактов для возникновения служебно-трудовых отношений. Однако сфера применения двух последних форм в значительной степени ограничена.
МВД России устанавливает перечень должностей в ОВД, подлежащих замещению на конкурсной основе. Данный перечень содержит лишь несколько должностей из организационно-штатной структуры МВД России и министерств (управлений) внутренних дел субъектов Федерации (главный инспектор, ведущий специалист и т. д.), а также ряд должностей в образовательных и научно-исследовательских заведениях МВД России. В структуре городских (районных) УВД (ОВД) должностей, замещаемых в порядке конкурса, не предусматривается. Возникновение служебно-трудовых отношений посредством назначения на должность устанавливается в соответствии со ст. 14 Положения о службе для Министра внутренних дел РФ, министров (начальников) ОВД субъектов РФ, районов, городов, районов в городах, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, актами Президента РФ, Правительства РФ, - и для иных должностных лиц. Однако приказом МВД России от 19.07.1999 г. установлено, что замещение должностей, указанных в ст. 14, кроме должностей Министра внутренних дел РФ и его заместителей, осуществляется путем заключения индивидуальных контрактов