Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации

Россельхознадзором и территориальными управлениями во взаимодействии с другими органами исполнительной власти обеспечивается комплекс мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и обеспечение продовольственной безопасности страны в 240 пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации и на 154 складах временного хранения.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 6 – Динамика ввоза подконтрольных товаров в 2013-2016 гг.

(млн. т)

При проведении данного вида контрольно-надзорных мероприятий при импорте поднадзорной продукции в 2015 г. в рамках государственного ветеринарного контроля оформлено более 107 тыс. партий подконтрольных товаров общим весом более 2 млн. т (рисунок 6). Из них: мяса и мясосырья более 0,93 тыс. т, молока и молокопродукции 87 тыс. т, готовой пищевой продукции – более 17 тыс. т, рыбы и морепродуктов 504 тыс. т, кормов и кормовых добавок более 460 тыс. т, сырья животного происхождения – 28 тыс. т, животных – более 167 тыс. голов, суточных птенцов – более 15 млн. шт., инкубационного яйца – 1057 млн. шт.

В ходе обеспечения контрольно-надзорной деятельности выявлено 2286 нарушений требований законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, при этом предотвращено к ввозу на территорию Российской Федерации 32 тыс. т продукции.

Разрешительная деятельность по оформлению разрешений на ввоз/вывоз/транзит подконтрольных госветнадзору грузов осуществлялась с использованием информационной системы «Аргус», позволяющей в автоматическом режиме оформлять такие разрешения в течение 2-5 секунд, исключая при этом человеческий фактор, что является одним из основополагающих принципов системы – «отсутствие человеческого фактора». Оформлено более 3 6006 ходатайств на ввоз/вывоз/ транзит, выдано 3 2684 разрешений, 1690 дополнений/изменений в ранее выданные разрешения. В 1 632 случаях хозяйствующим субъектам отказано в выдаче разрешений по причине непредставления необходимой информации.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 7 – Данные о выявлении в багаже, ручной клади или международных почтовых отправлениях подконтрольных товаров

в 2013-2015 гг. (т)

В рамках исполнения мероприятий по осуществлению контроля за перемещением продукции животного происхождения, перемещаемой через государственную границу Российской Федерации в багаже, ручной клади или международных почтовых отправлениях, возвращено или направлено на уничтожение более 256 тонн различных видов подконтрольных товаров, из них возвращено 204 т и уничтожено 52 т (рисунок 7).

Режим «контрсанкций», установленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560» выявил серьезные недостатки в системе контроля за перемещением поднадзорной Россельхознадзору продукции из стран, попавших под временные ограничения (ЕС, США, Канада, Австралия, Норвегия) через неприсоединившиеся к санкционному режиму государства–члены ЕАЭС Белоруссию и Казахстан на территорию Российской Федерации, а также незаконные схемы поставок подконтрольной продукции таких как:

- ложный транзит выявлен крупный канал «ложного транзита» животноводческой продукции через пункты пропуска Республики Беларусь в Республику Казахстан, (около 7500 тонн) с фальшивыми ветеринарными и перегрузочными сертификатами, при том, что на белорусскую границу они приходили с сопроводительными документами ЕС;

- поставка продукции под видом товаров прикрытия задержано 44 партии подконтрольных товаров, поступивших на территорию Российской Федерации из стран ЕС и ЕАЭС согласно документам с неподконтрольными госветнадзору товарами (жвачка, цемент, бытовая химия и др.);

- реэкспорт мясосырья и сыра неизвестного происхождения попытки поставок из Республики Беларусь и Республики Казахстан в Российскую Федерацию подконтрольной госветнадзору продукции, поступившей в Республику Беларусь и Республику Казахстан по поддельным ветеринарным сертификатам;

- поставка продукции в сопровождении фальсифицированных ветеринарных сертификатов

Совместно с ветеринарной службой Швейцарии установлен факт поступления в 2014-2015 гг. свинины и свиного мясосырья неизвестного происхождения общим весом более 1 800 тонн по поддельным ветеринарным сертификатам под видом мясосырья происхождения Швейцарии.[25]

Воспользовавшись временным дефицитом и ростом цен на ряд мясо- молочных, рыбных и плодоовощных продуктов, недобросовестные участники рынка в погоне за «легкой наживой» прибегли ко всевозможным ухищрениям, чтобы «протащить» продукцию указанных стран на российский рынок. В ход пошли все доступные схемы – от «легального» сбыта недоброкачественной и небезопасной продукции до прямой контрабанды запрещенных продуктов под видом разрешенных «товаров прикрытия» или «ложного транзита» через территорию России, когда товар оседал в стране, не доходя до заявленного покупателя в Республике Казахстан или странах СНГ.

Первым сигналом об обострении проблемы стало резкое увеличение импорта «санкционной» продукции в Республику Беларусь и Республику Казахстан и, соответственно, рост поставок «белорусской» и «казахской» продукции в Российскую Федерацию.

Для предотвращения подобных схем нелегального ввоза в Российскую Федерацию Россельхознадзором в рамках своей компетенции предприняты меры по:

- организации временных контрольных постов на крупных транспортных магистралях вдоль границы с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан;

- использованию электронных информационных систем Россельхознадзора для заблаговременного уведомления о поставках продукции;

- организации информационного взаимодействия с ветеринарными службами иностранных государств и переходу на электронную ветеринарную сертификацию;

- оперативному подтверждению ветслужбами иностранных государств выданных ветеринарных сертификатов.

Россельхознадзор принял активное участие в подготовке обоснованных мер по уничтожению «санкционной» продукции после вступления Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

В рамках реализации мер, установленных Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» было задержано продукции подлежащей ветеринарному контролю 179 тонн и уничтожено 116 тонн.[27]

Деятельность временных контрольных ветеринарных пунктов (ВКВП) на белорусско-российском и казахстанско-российском участках границы по недопущению ввоза в Российскую Федерацию поднадзорной продукции, произведенной в странах, в отношении которых введен запрет на ввоз

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Россельхознадзором с сентября 2014 г. на белорусско-российском и казахстанско-российском участках границы организована работа временных контрольных ветеринарных пунктов (далее ВКВП), что позволило выявить схемы легализации санкционной продукции, предназначенной для российского потребителя, сопровождающуюся фальшивыми ветеринарными сертификатами Швейцарии, Исландии, Чили и Бразилии. [25]

В ходе работы временных контрольных ветеринарных пунктов (ВКВП) в 2015 г. досмотрено более 133 тыс. партий общим весом более 1,079 млн. т подконтрольной госветназору продукции, из них:

- из Республики Беларусь 130381 партий общим весом более 1 млн. 42 тыс. т;

- из Республики Казахстан 3355 партий общим весом более 36 тыс. т.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 8 – Данные о ввозе подконтрольных товаров из Республик

Беларусь и Казахстан, т

Запрещён ввоз 585 партий общим весом 5764 т подконтрольной госветназору продукции по причине не соответствия ветеринарно-санитарным требованиям Таможенного союза и Российской Федерации:

- из Республики Беларусь 331 партия общим весом 4275 т;

- из Республики Казахстан 254 партии общим весом более 1489 т.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 9 – Данные о выявленных нарушениях из Республик

Беларусь и Казахстан, т

За период деятельности временных контрольных ветеринарных пунктов выявлено 585 нарушение, связанных с нарушениями требований по:

- оформлению ветеринарных сопроводительных документов;

- несоответствию информации по маркировке груза с информацией, указанной в ветеринарных сопроводительных документах;

- поставке продукции, с предприятий выработанной в период действия временных ограничений;

- поставке продукции с нечитаемыми клеймами либо с отсутствием маркировки и этикетки;

- поставке продукции без ветеринарных сопроводительных документов;

- поставке продукции с предприятий, которые отсутствуют в Реестре организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и(или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства- члена Таможенного союза.[27]

В 2015 г. с ветеринарными службами зарубежных стран проведена значительная работа по организации взаимодействия по различным формам сотрудничества, в частности:

- взаимодействию информационных систем ветеринарных служб иностранных государств с информационными системами Россельхознадзора;

- предоставлению ветеринарным службам иностранных государств доступа к информационным системам Россельхознадзора;

- получению Россельхознадзором доступа к информационным системам ветеринарных служб иностранных государств;

- обмену данными по номенклатуре товаров и легитимности сопроводительных документов с ветеринарными службами иностранных государств посредством электронной почты.

Взаимодействие обеспечивалось с 48 ветеринарными службами иностранных государств, при этом 12 стран, имеющих информационные системы, заинтересовались вопросом осуществления электронной сертификации, которым направлены информационно-справочные материалы, описывающие формат передачи данных и работу информационных систем, планы работ по переходу на электронную сертификацию, включающие в себя изучение состава сведений и форматов данных хранящеxся в информационных системах, унификацию состава сведений и форматов данных, проектирование модулей и сервисов для обмена информацией, разработку коммуникационных сервисов в национальной системе сертификации страны-экспортера и ГИС «Меркурий», тестирование модулей и сервисов, запуск в опытную эксплуатацию, запуск в промышленную эксплуатацию.

Опытная эксплуатация такой системы осуществляется с ветеринарной службой Новой Зеландии.

На этапе проведения тестирования модулей и сервисов проводится работа с ветеринарными службами Голландия и Чили.

На этапе разработки коммуникационных сервисов ведется сотрудничество с Китаем.

По данному вопросу проводились консультации технических специалистов с Финляндией, Литвой, Эквадором, Норвегией, Испанией.

Альтернативный способ электронной ветеринарной сертификации предназначен для внесения ветеринарной службой иностранного государства информации о выданных ветеринарных сертификатах в рамках имеющего модуля в ГИС «Меркурий».

В настоящие время тестирование данного модуля проводит Чили и Венгрия при импорте продукции на территорию Российской Федерации и Таможенного союза.

Россельхознадзор предоставил демо-доступ к ГИС «Меркурий» 15 странам (Болгария, Греция, Дания, Израиль, Латвия, Сербия, Фарерские острова, Швейцария, Эстония, Польша, Молдова, Италия, Ирландия, Аргентина, Исландии, ОАЭ).

Проведены переговоры с Комиссией Европейского союза, на которых достигнуты договоренности о возобновлении работ по налаживанию информационного взаимодействия по электронной сертификации. [28]

Проходит процедуру согласования с Генеральным директоратом по вопросам здравоохранения и безопасности пищевой продукции в КЕС проект плана мероприятий по использованию информационной системы TRACES при экспорте товаров на территорию Евразийского экономического союза и организации информационного взаимодействия между системами Россельхознадзора и TRACES в котором предусматриваются мероприятия по:

- организации доступа сотрудникам территориальных управлений Россельхознадзора к системе TRACES;

- согласованию форм экспортных ветеринарных сертификатов, оформляемых в системе TRACES;

- проведению анализа совместимости программных систем электронной сертификации ЕС и Российской Федерации, согласованию электронного формата обмена данными;

- определению сроков проведения пилотного проекта по передаче экспортных ветеринарных сертификатов из TRACES в ГИС «Аргус».

2.3 Обеспечение карантинного фитосанитарного контроля (надзора)

В 2015 г. при ввозе подкарантинной продукции (согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе») на территорию Российской Федерации, территориальными управлениями проконтролировано более 13,7 млн. т, 1,4 млрд. шт. и более 39,6 млн. м3 (лесоматериалы) различной подкарантинной продукции, при этом выявлено 35 видов карантинных для Российской Федерации объектов в 4840 случаях обнаружения.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 10 – Динамика количества видов обнаружений

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 11 – Динамика выявленных случаев обнаружений

При осуществлении карантинного фитосанитарного контроля проконтролировано 515 тыс. т и 693 млн. шт. различной подкарантинной продукции, следующей из третьих стран через Республику Беларусь в Российскую Федерацию, а также 101 тыс. т и более 2 млн. шт. следующей из третьих стран через Республику Казахстан в Российскую Федерацию. При ввозе на территорию Российской Федерации выявлено более 2,4 млн. т, около 2,4 млн. шт., 1,7 тыс. м3 зараженной подкарантинной продукции, что практически в 2 раза больше показателей 2014 г.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 12 – Объем зараженной подкарантинной продукции млн. тонн

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 13 – Объем зараженной подкарантинной продукции тыс. шт.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 14 – Проконтролировано подкарантинной продукции при межрегиональных перевозках

По результатам контроля в отношении ввозимой на территорию Российской Федерации зараженной подкарантинной продукции принимались меры по обеззараживанию более 8,4 тыс. т, 172,8 тыс. шт., 7,7 м3 подкарантинной продукции. Уничтожено более 6,2 тыс. т, более 1,7 млн. шт. подкарантинной продукции, осуществлен возврат более 1,7 тыс. т подкарантинной продукции. Остальная подкарантинная продукция (более 49 2,4 млн. т) допущена к ввозу и направлена на переработку на предприятия, обладающие технологиями по лишению сорных семян жизнеспособности.

При внутрироссийских перевозках проконтролировано более 52,3 млн. тонн, более 157 млн. шт. подкарантинной продукции.

При вывозе подкарантинной продукции на экспорт проконтролировано около 27,8 млн. тонн, более 35,3 млн. м3, более 1,5 млрд. шт. подкарантинной продукции. [27]

В ходе проведения контрольных надзорных мероприятий выявлено 53,1 тыс. административных правонарушений, составлено более 50,4 тыс. протоколов, выдано более 4,2 тыс. предписаний об устранении нарушений, направлено в суды 2 625 материалов и наложено административных штрафов на сумму 415,2 млн. руб., взыскано – 291 млн. руб.

Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 15 – Динамика реализации государственной услуги по выдаче документов, подтверждающих фитосанитарную безопасность, тыс. шт.

С целью соблюдения международного и российского законодательства в области карантина растений должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора в 2016 г. выдано более 867 тыс. фитосанитарных сертификатов, а также более 1036 тыс. карантинных сертификатов, что больше показателей 2015 г. в 1,16 и 1,03 раза.

В целях предотвращения нелегальных поставок на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции из Республики Беларусь, подпадающей под действие постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», на административном участке российско-белорусской границы (Смоленская, Брянская и Псковская области) начиная с августа 2014 г. было установлено 4 фитосанитарных контрольных поста (далее – ФКП).

В рамках мониторинговых мероприятий, проводимых на ФКП, начиная с августа 2014 г. по 31 декабря 2015 г. предотвращено 1147 попыток незаконного ввоза растительной продукции общим весом более 15,6 тыс. т, а также удалось раскрыть незаконные схемы ввоза, такие как «ложный транзит» в Республику Казахстан с последующей реализацией запрещенной продукции на территории России.[28]

За период проведения мониторинговых мероприятий (август 2014 г.) выявлено 542 случаев поступления подкарантинной продукции общим весом более 10,8 тыс. т по поддельным фитосанитарным сертификатам страны происхождения, прошедшей первичный контроль в Республике Беларусь.

С января по 31 декабря 2015 г. выявлено 470 фальсифицированных сертификатов стран происхождения подкарантинной продукции (более 9,9 тыс. тонн продукции) из них с учетом страны происхождения: 28 – Тунис, 183 – Турция, 6 – Израиль, 18 – Сербия, 32 – Македония, 140 – Марокко, 20 – Босния и Герцеговина, 7 – Бразилия, 13 – Эквадор, 2 – Египет, 9 – ЮАР, 1 – Нидерланды, 1 – Чили, 8 – Пакистан и 2 – Иран.

Начиная с августа 2014 г. до конца 2015 г. задержано 2 540,98 т подкарантинной продукции, попавшей под действие ответных экономических мер, из них в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» уничтожено 2315,499 т.

В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 г. № ИШ-П2-5722 территориальными управлениями Россельхознадзора в сентябре 2015 г. было установлено 22 фитосанитарных контрольных поста на основных автомагистралях российско-казахстанского участка административной границы.

С сентября по декабрь 2015 г. на фитосанитарных контрольных постах проконтролировано 54 тыс. 365 т и 1 млн. 877 тыс. 870 шт. импортной подкарантинной продукции и 2 995 транспортных средств. Возвращено в страну отправления 15 тыс. 169 т и 39 тыс. 105 шт. грузов по причине нарушения законодательства в области карантина растений.

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 1474-р и № 1475-р Совету министров Республики Крым и Правительству Севастополя переданы полномочия в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, за исключением карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления.

Также распоряжением Минсельхоза России от 14.04.2015 г. № 33-р утвержден План («дорожная карта») по устранению препятствий и обеспечению реализации переданных полномочий.

В связи с этим оказывается необходимая помощь органам исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополь, осуществляющих переданные полномочия Россельхознадзора.

В связи с неоднократным выявлением в картофеле, поступающем из Народной Республики Бангладеш в Российскую Федерацию карантинного для России объекта – возбудителя бурой гнили картофеля (Ralstonia solanacearum (Smith) Yabuuchi et al), Россельхознадзором с 6 мая 2015 г. введены временные ограничения на ввоз в Россию картофеля из Бангладеш и происхождением Бангладеш.

На основании представленных грузинской стороной материалов, а также гарантий Национального агентства продовольствия Министерства сельского хозяйства Грузии о соблюдении российских и международных фитосанитарных требований с 28 октября 2015 г. отменены временные ограничения на ввоз из Грузии на территорию Российской Федерации товарных партий подкарантинной продукции, согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе».

Начиная с февраля 2015 г. согласно достигнутым договоренностям с Национальной организацией по карантину и защите растений Республики Молдова (далее – НОКЗР Молдовы) в рамках проводимого эксперимента разрешен ввоз некоторых видов подкарантинной продукции происхождением Республика Молдова под гарантии НОКЗР Молдовы ряду предприятий и регионов, расположенных на территории Молдовы.

В 2015 г. представители Россельхознадзора провели ряд консультаций с национальными организациями по карантину и защите растений Республики Сербия, Республики Бразилия и Республики Перу с целью дальнейшего взаимодействия по обеспечению безопасности подкарантинной продукции.

Федеральными государственными бюджетными учреждениями проведены исследования и экспертиза различных категорий импортной и отечественной подкарантинной продукции находящейся в обороте на территории Российской Федерации в количестве 99,89 млн. т, 1425 млн. шт., 495 млн. пакетов, 72,7 млн. м3.

Выявлено 52 вида карантинных организмов в 124 551 случае (на 31 085 случаев больше, чем за 2014 г.).

Из выявленных карантинных вредных организмов: 27 видов карантинных вредителей в 12 503 случаях; 5 видов грибных заболеваний в 213 случаях; 4 вида бактериальных заболеваний в 237 случаях; 2 вида вирусных заболеваний в 384 случаях; 2 вида нематод в 25 463 случаях; 12 видов сорных растений в 85 751 случае.[28]

По результатам проведенных исследований подкарантинной продукции выдано 1 644 525 заключений о карантинном фитосанитарном состоянии (на 268 094 больше по сравнению с 2014 г.).

С целью обеспечения единства измерений и оценки компетентности лабораторий подведомственных учреждений в выполнении исследований в сфере карантина растений в 2015 г. Федеральным государственным бюджетным учреждением «ВНИИКР» проведены межлабораторные сличительные испытания в области карантина растений (далее – МСИ), по 13 раундам, участвовали 26 учреждений, подведомственных Россельхознадзору и 22 филиала ФГБУ «ВНИИКР».

В рамках МСИ проведено 234 отдельных тестирований лабораторий.

По результатам проведенных МСИ отдельным лабораториям предложены корректирующие действия для устранения выявленных погрешностей.

Трудности, с которыми столкнулись при расследовании выявленных нарушений:

- Проблема взаимодействия внутри ЕАЭС;

- Формальные подходы при проведении ветеринарного контроля в пунктах пропуска и местах таможенного оформления со стороны ветеринарных служб Республики Беларусь и Казахстана;

- Нежелание использования ветеринарными службами Республики Беларусь и Казахстана электронных систем Россельхознадзора, позволяющих сформировать единое информационное пространство в сфере ветеринарной безопасности для всех государств – членов Таможенного союза;

- Фактор «коммерческой тайны», компетентные органы стран – членов ЕС фактически отказываются сотрудничать в расследовании контрабандных поставок;

- Формальные подходы компетентных ведомств ЕС к расследованию экспорта контрабанды.[28]

Наши рекомендации