Понятие и виды субъектов трудового права. Правовой статус субъектов трудового права, его значение и элементы.

Понятие и виды субъектов трудового права. Правовой статус субъектов трудового права, его значение и элементы.

Субъекты ТП – это участники общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

Виды субъектов трудового права: граждане (работники), работодатели (физич. и юр/л), органы службы занятости, профсоюзные органы и иные уполномоченные представители работников, органы контроля и надзора за соблюдением трудового зак-ва, комиссии по трудовым спорам и др.

Для того чтобы стать субъектом ТП, необходимо обладать трудовой правосубъектностью. Понятие «правосубъектность» включает в себя 3 элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

- Трудовая правоспособность – это признаваемая законом способность иметь трудовые права и обязанности;

- Трудовая дееспособность – способность в соответствии с законодательством своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности;

- Трудовая деликтоспособность –способность отвечать за трудовые правонарушения.

В качестве работника субъектом трудовых правоотношений можно стать по достижении 16 лет при этом он должен быть дееспособным, т.е. осуществлять самостоятельно свои трудовые права и обязанности.

Трудовая праводееспособность – это способность субъекта иметь соответствующие трудовые права и обязанности, реализовывать их, приобретать новые права и обязанности.

В содержание правового статуса субъекта входят:

§ Основные трудовые права и обязанности;

§ Юридические гарантии трудовых прав (охрана труда, разрешение трудовых споров);

§ Ответственность за ненадлежащее выполнение или нарушение трудовых обязанностей.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан в РФ. Основные понятия.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Основные направления государственной политики в области содействия занятости в РФ определены в Законе РФ «О занятости населения в РФ»:

· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

· способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

· создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

Профсоюзы, как субъекты ТП.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.

Профсоюзы имеют право:

· на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах

· на содействие занятости.

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

· на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

· на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

· на информацию.

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

· на участие в подготовке и дополнительном профессиональном образовании.

Профсоюзы вправе создавать образовательные организации и научные организации, осуществлять подготовку и дополнительное профессиональное образование профсоюзных работников и членов профсоюза.

· Право на охрану труда и окружающей среды.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

· на социальную защиту работников.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

Понятие и виды субъектов трудового права. Правовой статус субъектов трудового права, его значение и элементы.

Субъекты ТП – это участники общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

Виды субъектов трудового права: граждане (работники), работодатели (физич. и юр/л), органы службы занятости, профсоюзные органы и иные уполномоченные представители работников, органы контроля и надзора за соблюдением трудового зак-ва, комиссии по трудовым спорам и др.

Для того чтобы стать субъектом ТП, необходимо обладать трудовой правосубъектностью. Понятие «правосубъектность» включает в себя 3 элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

- Трудовая правоспособность – это признаваемая законом способность иметь трудовые права и обязанности;

- Трудовая дееспособность – способность в соответствии с законодательством своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности;

- Трудовая деликтоспособность –способность отвечать за трудовые правонарушения.

В качестве работника субъектом трудовых правоотношений можно стать по достижении 16 лет при этом он должен быть дееспособным, т.е. осуществлять самостоятельно свои трудовые права и обязанности.

Трудовая праводееспособность – это способность субъекта иметь соответствующие трудовые права и обязанности, реализовывать их, приобретать новые права и обязанности.

В содержание правового статуса субъекта входят:

§ Основные трудовые права и обязанности;

§ Юридические гарантии трудовых прав (охрана труда, разрешение трудовых споров);

§ Ответственность за ненадлежащее выполнение или нарушение трудовых обязанностей.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан в РФ. Основные понятия.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Основные направления государственной политики в области содействия занятости в РФ определены в Законе РФ «О занятости населения в РФ»:

· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

· способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

· создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

Наши рекомендации