Грамота герцога Бургундии Гуго 1242 года
Мы, Гуго, герцог Бургундии, извещаем всех, кто увидит настоящую грамоту, о том, что когда люди церкви св. Стефана Дижонского из Ahuy, Quetigny и других деревень, означенной церкви принадлежащих, ушли из названных деревень и из сеньерии упомянутой церкви и перешли в замок Talant — в нашу сеньерию, они проживая в нашей сеньерии, имели притязание удержать за собою дома и мансы в Ahuy и других деревнях, а также прочее движимое и недвижимое имущество, коим владели, когда числились в сеньерии означенной церкви. По сему случаю аббат Стефан и вся братия принесли нам жалобу, утверждая, что это противно праву и обычай земли нашей и что названные люди церкви св. Стефана Дижонского тяжкий вред и великую обиду учиняют. Мы же, желая соблюсти права означенной церкви, ...тщательно расследовали через добрых мужей... истину о том, какую часть люди означенной церкви, из ее сеньории в нашу или иную переходящие, должны иметь из домов, мансов, земель, лугов, виноградников и иного движимого и недвижимого имущества, коим они, пока проживали на церковной сеньории, владели, и какая часть (из этого имущества) должна оставаться в пользу означенной церкви. И на основании свидетельских показаний названных добрых людей установили мы, что вот каковы право и обычай, с древних времен на земле церкви св. Стефана Дижонского установленные. Если человек св. Стефана перейдет в другую сеньорию с ведома аббата, названный аббат должен беспрепятственно пропустить его по чистой совести... со всею его движимостью. Если же он перейдет в другую сеньорию без ведома своего сеньора, вся его движимость, которая окажется на земле св. Стефана после его ухода, остается церкви св. Стефана. Сам же такой беглый человек вместе с движимостью, какую он с собою возьмет, ...может быть арестован... по приказанию св. Стефана, и церковь св. Стефана может распорядиться им по своему усмотрению. И во всех случаях ухода человека св. Стефана... в другую сеньорию, будет ли то с ведома или без ведома сеньора, вся его недвижимость, которую... он держал от св. Стефана, пока жил в его сеньории, полностью остается упомянутой церкви…
Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия / Н.П. Грацианский. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 103 с. – С. 36– 37.
Грамота из Картулялия Нотр-Дам де Пари 1256 г.
Всем, кто увидит настоящую грамоту, судья Парижской курии привет в господе. Извещаем, что... Роберт Мунье, Азелина, его жена, родом из Орлиака... и Вильгельм, их сын, лично зависимые люди (homines de corpore) Парижской церкви... обратились к достопочтенным мужам — декану и капитулу Парижской церкви с нижайшей просьбой о том, чтобы вышло соизволение принять означенному Вильгельму посвящение в клирики. Означенные декан и капитул соизволили (разрешить) оное посвящение... на нижеследующих условиях, именно: ...означенному Вильгельму быть клириком и в клире скончаться; если же случится впоследствии Вильгельму вступить в брак и снять с себя духовный сан, вернуться ему к прежнему сервильному состоянию и быть лично зависимым человеком названного капитула, как было до настоящего отпущения на волю и невзирая на это отпущение. И отрекся означенный Вильгельм перед нами... от всякого участия в отцовском и материнском наследстве... И если достанется означенному Вильгельму что-либо из наследства какого-либо родственника или родственницы из людей мертвой руки (de manu mortua) названного капитула, следует ему то продать... в течение года человеку мертвой руки упомянутого капитула; в противном же случае, по истечении года, означенные декан и капитул в праве взять это наследство из его рук как (свою) собственность.
Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия / Н.П. Грацианский. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 103 с. – С. 53– 54.
Кутюмы Бовези Бомануара
Кутюмы Бовези - запись обычного права северо-восточной части Франции, была сделана одним из крупнейших французских юристов — Филиппом Бомануаром (1247—1295гг.). Бомануар родился в дворянской семье. Долгие годы он служил на должностях бальи и сенешаля в Санлисе, Клермоне, Бовези, Пуату и других местах. Записи правовых норм Бовези он сделал около 1283 г.
XIV, § 467. Мы называем вилланским держанием такое, которое держат от сеньера за чинш[62], ренту[63] или шампар[64], ибо с держания феодального (en fief) ни одного из этих платежей нести не должно.
XXXII, § 972. Один рыцарь вчинил иск к другому рыцарю по поводу того, что он принял в свой «новый город» его поселенца (oste), который жил у него в силу держания гостизы (ostise) 1 год и 1 день и ушел с нее, никому не передавши и не продавши своего надела (masure), не очистивши его от обязательств и не оставивши заместителем поселенца со стороны, а просто бросивши (гостизу) совсем необрабатываемой и пустой. Вследствие этого требовал (рыцарь) принудить (другого рыцаря) отослать своего поселенца жить у него, как он в жил, и нести ему с гостизы повинности, как полагается. Но на это возразил (другой) рыцарь, что он не обязан того делать, ибо каждый свободный человек волен итти жить туда, где ему будет угодно, оставивши свою гостизу сеньеру за (прекращение уплаты) оброка...
§ 973. Было постановлено по суду, чтобы он отослал его жить к истцу и впредь не принимал до тех пор, пока (поселенец) не даст удовлетворения своему сеньеру за гостизу или очищением ее от обязательств, или продажей, или дарением, или же меной.
Но путей заграждать своим поселенцам сеньеры не могут, ибо они — свободные люди, не крепостные (sans servitude). И были еще показания на этом суде (от некоторых лиц), ссылавшихся на свидетельства своих отцов в дедов о соглашении, заключенном между графом Раулем Клермонским и вассалами его из области Клермона, по поводу того, что граф Рауль провозгласил в местечке Neuville свободные поселения и малые оброки (franches masures et a petites rentes), предоставляя всем, кто туда приходил, вольное жительство и пользование сухостоем в лесу... Ввиду таких вольностей и льгот поселенцы его вассалов стали стекаться туда, не выполняя по отношению к своим сеньерам того, что они должны были (выполнять) с своих наделов (masures), и оставляя их таким образом впусте.
На это и жаловались вассалы графа Рауля своему сеньору, ввиду чего между ними и их сеньором было заключено соглашение (в том смысле), что нельзя им принимать поселенцев друг друга, пока они не выполнят того, что следует с их гостиз сеньерам, как выше сказано.
§ 977. В некоторых местностях графства существует обычай, в силу которого поселенцы наряду с чиншем и оброками должны платить известную сумму денег под видом тальи... Но мы не знаем ни одной местности в графстве, где бы можно было облагать их тальей[65] по произволу (tallier a volente), как это во многих областях ведется. Но когда им надо (платить) для покрытия их общих расходов и на их общие нужды и когда они согласны платить, сеньеры могут собирать с каждого (талью) соразмерно его прибытку
Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Т. 2 / Под ред. А.Д.Сказкина. – М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1963. –750 с. – С. 360 – 361.
…
XLV, § 1424. … способ отказа (desaveu) — это когда лично-зависимый человек (hons de cors) отказывается от своего сеньера, утверждая, что он свободен и должен быть свободен, или же утверждая, что он лично зависимый человек другого сеньера. Тогда против заявившего свой отказ утверждением, что он — свободный человек, сеньер, если он хочет уличить его в личной зависимости (от себя), должен вчинить иск перед сеньером, у которого (заявивший отказ) проживает. Если же тот признает себя лично зависимым человеком другого сеньера, должно вчинить иск в курии того сеньера, лично зависимым человеком которого он себя признает.
§ 1432. Тот, кто преследуется закрепощением, может избавиться от преследования следующими путями. Первый путь таков: сам серв и его мать всю свою жизнь были свободными людьми и не несли никакой крепостной повинности по случаю своего крепостного состояния... И тогда сеньор, который преследует этого серва, должен доказать, что мать матери данного лица была крепостной этого сеньора... Но если сеньор не может этого доказать, [серв] остается свободным, если только сеньор не приведет новых доказательств происхождения своего утверждения, так как по закону никто не имеет права сказать бывшему всегда свободным человеку: “Вы мой серв”; это следует доказать. Если же он не говорит о происхождении (крепостной зависимости) и не может доказать, что данный человек когда-либо платил ему крепостную подать, то его не следует слушать и данное лицо остается свободным.
§ 1433. Другое основание, по которому тот или иной человек может защитить себя от того, чтобы попасть в крепостную зависимость, — это, если он знает, что его мать, бабка или прабабка, будучи крепостными, получили свободу от лица, имеющего право давать эту свободу. Для доказательства достаточно представить письменное удостоверение от сеньора или живых свидетелей. Этого достаточно для того, чтобы человек оставался свободным.
§ 1434. Известно, что крепостное состояние идет от матери, так как все дети, которых она выносила, — сервы, если она крепостная, даже, если отец — свободный человек. Если бы дворянин женился на крепостной, все дети, которых она бы имела от него, были бы сервами. И им было бы отказано в иске о признании их дворянами, т. к. нет такого закона, чтобы сервы получили дворянство, хотя милость получения дворянства должна идти от отца. Таков обычай французского королевства: дворянство может получить всякий, чей отец был дворянином, при условии, что его мать была кем угодно, даже простолюдинкой, но только не крепостной, ибо в таком случае, как это было сказано выше, он тоже становится (крепостным). Если же мать — дворянка, а отец не имеет дворянства, ребенок не может быть дворянином; но все же он не теряет всех привилегий: в отношении личности он рассматривается как дворянин и может владеть фьефом, на что вилланы не имеют права. И ясно, что если мужчина серв женится на свободной женщине, все дети свободны...
§ 1435. Третья возможность освободиться от закрепощения неучтивая; но мы ее должны были много раз выдвигать, защищая человека, которого хотят закрепостить, — это если серв говорит, что хочет доказать свое незаконнорожденное происхождение; если он может это доказать, он — вне крепостной зависимости. Доказательством незаконнорожденности является установление факта рождения человека до замужества матери или того факта, что его отец не был дома за 10 месяцев до его рождения и находился в чужих и дальних землях, не возвращаясь домой; это значит, что он не может быть сыном данного лица... Третьим доказательством незаконнорожденности является факт рождения ребенка через десять месяцев после смерти отца во время вдовства матери. И если человек докажет, что он незаконнорожденный, он остается свободным и живет по статуту незаконнорожденных. И пусть люди не думают, что рожденные вне брака, они что-либо выигрывают, так как незаконнорожденный не наследует ни звания отца, ни звания матери или семьи, ни состояния и ничего другого. А так как он не наследует ни их имущества, ни их положения, то он не должен наследовать и тяжких условий и тех податей, которые они обязаны платить сеньору.
§ 1436. Четвертым основанием для освобождения от закрепощения может служить тот факт, что данный человек является духовным лицом и принадлежал к духовному сословию в течение десяти лет на глазах и с ведома сеньора, который сейчас его преследует и который ранее этому не сопротивлялся, ибо достоин похвалы тот сеньор, который, видя, что его крепостной становится клириком, не протестует против этого... Если епископ делает духовным лицом моего человека помимо моей воли, я имею право потребовать возмещения ущерба за потерю этого человека и его имущества, переходящего в юрисдикцию епископа; ибо нет никакого сомнения, что я не могу забрать и присоединить к своему имущество клирика.
§ 1437. Лучше всего для того, кто хочет освободиться от крепостной зависимости, получить для этого подтверждение своей свободы от того суверена, от которого, зависит его сеньор; ведь если у меня есть крепостные, и я их освобожу без разрешения на то моего сеньора, я их теряю...
§ 1438. Личная зависимость (servitude de cors) создавалась многими путями. Во-первых, вследствие того, что в старину, когда вызывали своих подданных на войну..., тех, кои без уважительной причины оставались (дома), обращали навеки в сервов вместе с потомством... Во-вторых, вследствие того, что, побуждаемые великим благочестием, многие отдавали и себя, и потомков своих, и имущество свое святым... облагая себя повинностями по своей (доброй) воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие церковными имуществами заносили в списки... а потом изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и больше... В конце концов, то, что было сделано по доброй вате и благочестию, обращалось во вред и в умаление состояния (vilenie) потомков. Третья причина, по которой многие стали сервами, — это продажа, когда кто-либо, впав в бедность, говорил своему сеньеру: «Вы мне дадите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым человеком (hons de cors)». A иной раз отдавали себя в зависимость, для того, чтобы оградить себя от других сеньеров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. По всем этим причинам и завелась личная зависимость, ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена выше названными стяжаниями (aqusicions). Есть и другие способы приобретения, ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода, мужчин и женщин, в случае, если они проживут на них один год и один день, сервами тех сеньеров, под властью которых они проживают; этот обычай не имеет, впрочем, силы в области Клермона. Поэтому, если свободный человек там поселится, будет ли он проживать среди сервов или в другом месте, он не теряет из-за этого своего свободного состояния.
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы/ пер. Э. И. Лисохиной М. Гос. изд. юр. лит. 1961.
…
§ 1452. ... Есть много состояний серважа. Ибо одни из сервов так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют [над ними] право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле — за вину или без вины — и никому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их серваж. И [лишь] когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество — движимое и недвижимое — переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [серв] умирает, нет у него наследника, кроме сеньора, и дети серва ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинности носят у сервов Бовэзи название мертвой руки и брачной пошлины. О других видах серважа в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга гласит об обычаях в Бовэзи.
§1457.Наши обычаи более мягки (courtoise) по отношению к сервам, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих сервов, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же с ними обращаются более человечно, ибо, при условии платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного, они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нельзя им отказываться платить следуемое сеньору «брачное» [формарьяж], за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его серв поселился в таком месте, он может получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного дня притязание, как на своего серва. ...множество сервов, тайно ушедших от своих сеньоров на жительство в такие места, получили свободу.
XLVIII, § 1502. Отнюдь не исключена возможность того, чтобы благородный (gentilhomme) держал землю на вилланском праве... только он должен выполнять за вилланские держания то, что следует, как если бы подначальные люди (gens de pooste) их держали, ибо свобода лица не делает вилланского держания свободным.
Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Т. 2 / Под ред. А.Д.Сказкина. – М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1963. –750 с. – С. 360 – 361