Право собственности хозяйственных обществ и товариществ.
Имущество хозяйственного общества или товарищества состоит из формируемого его учредителями (участниками) уставного (складочного) капитала и имущества, возникшего по иным основаниям (сделки и пр.). Управление и распоряжение имуществом товарищества осуществляют полные товарищи, а управление и распоряжение имуществом общества - специально создаваемые органы общества. В отношении обществ установлены минимальный размер уставного капитала, а также обязательные фонды целевого назначения (например, резервный фонд). Если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
При выходе из товарищества или общества (кроме акционерного общества) участнику выдается или выплачивается причитающаяся ему доля имущества общества или товарищества и, соответственно, уменьша-
ется стоимость имущества юридического лица. Выход акционера из акционерного общества возможен только путем отчуждения акции другому акционеру или третьему лицу. В результате стоимость имущества акционерного общества не уменьшается.
Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации хозяйственного товарищества или общества, распределяется между его участниками пропорционально их долям. Законом предусматривается круг лиц, обладающих преимущественным правом на получение причитающейся им доли имущества, оставшегося после ликвидации соответствующего юридического лица (например, вкладчики в коммандитном товариществе).
Право собственности производственных и потребительских кооперативов.
Как производственный, так и потребительский кооператив является собственником принадлежащего ему имущества.
Кооперативу на праве собственности может принадлежать любое имущество, не изъятое из оборота, а имущество, ограниченное в обороте, - с соблюдением установленных ограничений. Потребительский кооператив как некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью (ст. 43 ГК), что несколько ограничивает перечень имущества, которым он может обладать на праве собственности.
Управление и распоряжение имуществом кооператива осуществляют специально создаваемые органы управления кооператива.
Собственностью кооператива является формируемый его членами паевой фонд, а также имущество, приобретенное кооперативом по иным основаниям. В законе или уставе кооператива может быть предусмотрено создание различных целевых фондов, в том числе неделимых (например, создание резервного фонда в производственном кооперативе).
При выходе из кооператива члену выплачивается стоимость его пая или выдается имущество, соответствующее стоимости пая. Оставшееся после ликвидации кооператива имущество распределяется между его членами.
Право собственности некоммерческих организаций.
Собственностью некоммерческих организаций является имущество, переданное им их учредителями (участниками), а также имущество, приобретенное по иным основаниям. Указанные организации вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество только в соответствии с целями их деятельности, определенными в учредительных документах.
На собственность большинства некоммерческих организаций их учредители (участники) не имеют никаких прав. Исключение составляют ассоциации и союзы юридических лиц, а также рассмотренные выше по-
требительские кооперативы. Участники ассоциаций и союзов юридических лиц имеют право на получение части имущества, оставшегося после ликвидации таких объединений, хотя по общему правилу имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации (например, общественного объединения или фонда), расходуется на цели, для достижения которых она была создана.
Вопрос 54. Право государственной
И муниципальной собственности
/. Понятие государственной собственности
2. Особенности государственной , -
собственности
Классификация государственного имущества
Муниципальная собственность
1. Государственная собственность- это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.
2. Особенности права государственной собственности:
• субъектом права собственности является само государственное образование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного управления, а также специально уполномоченные юридические и физические лица;
• полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;
• Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Федерации - любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);
• существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т. п.
• присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности - приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом.
3. Две части государственной собственности:
• распределенное государственное имущество, то есть собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в отношении этого имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены; . нераспределенное государственное имущество (казна).
4. Муниципальная собственность- имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. (понятие муниципального образования дано в ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года).
Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности. По вопросу разграничения объектов государственной и муниципальной собственности должен быть принят специальный закон (в настоящее время действует Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года).