Право собственности хозяйственных обществ и товариществ.

Имущество хозяйственного общества или товарищества состоит из фор­мируемого его учредителями (участниками) уставного (складочного) капитала и имущества, возникшего по иным основаниям (сделки и пр.). Управление и распоряжение имуществом товарищества осуществляют полные товарищи, а управление и распоряжение имуществом обще­ства - специально создаваемые органы общества. В отношении обществ установлены минимальный размер уставного ка­питала, а также обязательные фонды целевого назначения (например, резервный фонд). Если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставно­го капитала, общество подлежит ликвидации.

При выходе из товарищества или общества (кроме акционерного обще­ства) участнику выдается или выплачивается причитающаяся ему доля имущества общества или товарищества и, соответственно, уменьша-

ется стоимость имущества юридического лица. Выход акционера из ак­ционерного общества возможен только путем отчуждения акции друго­му акционеру или третьему лицу. В результате стоимость имущества ак­ционерного общества не уменьшается.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации хозяйственного товарищества или общества, рас­пределяется между его участниками пропорционально их долям. Зако­ном предусматривается круг лиц, обладающих преимущественным пра­вом на получение причитающейся им доли имущества, оставшегося после ликвидации соответствующего юридического лица (например, вкладчики в коммандитном товариществе).

Право собственности производственных и потребительских кооперативов.

Как производственный, так и потребительский кооператив является собственником принадлежащего ему имущества.

Кооперативу на праве собственности может принадлежать любое иму­щество, не изъятое из оборота, а имущество, ограниченное в оборо­те, - с соблюдением установленных ограничений. Потребительский ко­оператив как некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью (ст. 43 ГК), что несколько ограничивает перечень имущества, которым он может обладать на праве собственности.

Управление и распоряжение имуществом кооператива осуществляют специально создаваемые органы управления кооператива.

Собственностью кооператива является формируемый его членами па­евой фонд, а также имущество, приобретенное кооперативом по иным основаниям. В законе или уставе кооператива может быть предусмотре­но создание различных целевых фондов, в том числе неделимых (на­пример, создание резервного фонда в производственном кооперативе).

При выходе из кооператива члену выплачивается стоимость его пая или выдается имущество, соответствующее стоимости пая. Оставшее­ся после ликвидации кооператива имущество распределяется между его членами.

Право собственности некоммерческих организаций.

Собственностью некоммерческих организаций является имущество, пе­реданное им их учредителями (участниками), а также имущество, при­обретенное по иным основаниям. Указанные организации вправе ис­пользовать принадлежащее им на праве собственности имущество только в соответствии с целями их деятельности, определенными в учреди­тельных документах.

На собственность большинства некоммерческих организаций их учре­дители (участники) не имеют никаких прав. Исключение составляют ассоциации и союзы юридических лиц, а также рассмотренные выше по-

требительские кооперативы. Участники ассоциаций и союзов юридичес­ких лиц имеют право на получение части имущества, оставшегося пос­ле ликвидации таких объединений, хотя по общему правилу имуще­ство, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации (например, общественного объединения или фонда), расходуется на цели, для достижения которых она была создана.

Вопрос 54. Право государственной

И муниципальной собственности

/. Понятие государственной собственности

2. Особенности государственной , -
собственности

Классификация государственного имущества

Муниципальная собственность

1. Государственная собственность- это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Фе­дерации.

2. Особенности права государственной собственности:

• субъектом права собственности является само государственное обра­зование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного уп­равления, а также специально уполномоченные юридические и физи­ческие лица;

• полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;

• Российская Федерация может иметь на праве собственности любое иму­щество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Фе­дерации - любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);

• существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т. п.

• присущее только государственной собственности основание прекраще­ния права собственности - приватизация, то есть отчуждение имуще­ства из государственной (а также муниципальной) собственности в соб­ственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом.

3. Две части государственной собственности:

• распределенное государственное имущество, то есть собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предпри­ятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или опера­тивного управления; в отношении этого имущества правомочия соб­ственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены; . нераспределенное государственное имущество (казна).

4. Муниципальная собственность- имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. (понятие муниципального образования дано в ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года).

Муниципальная собственность, как и государственная, является пуб­личной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности. По вопросу разграничения объектов государственной и муниципальной собственности должен быть принят специальный закон (в настоящее время действует Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденное распоряжением Прези­дента Российской Федерации от 18 марта 1992 года).

Наши рекомендации