Государственная и муниципальная собственность: субъекты, объекты, основания возникновения.

№67

Важными особенностями правового положения субъек­тов публичной собственности являются:

1) во-первых, наличие у них особых, властных полномо­чий (функций), позволяющих им принимать норматив­ные акты, которые регламентируют порядок осуществ­ления принадлежащего им права собственности;

2) во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственностьв соответствии с российским законодательством имеет две разновидности — государствен­ную и муниципальную собственность. Право государствен­ной собственности характеризуется множественностью субъектов, вроли которых выступают Российская Феде­рация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, состав­ляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входя­щие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214).

Муниципальная собственность относится к публичной частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная соб­ственность является разновидностью государственной соб­ственности и представляет собой самостоятельный вид пуб­личной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 2 ГК объявлены городские и сельские поселения и дру­гие муниципальные образования в целом. От имени соот­ветствующего муниципального образования - собственни­ка его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы {ст. 125, п. 2 ст.215 ГК), что не делает их собственниками соответству­ющего имущества.

Владельцами принадлежащих государству акций долей участия приватизированных предприятий выступают со­ответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государ­ства предметов контрабанды от имени отчуждателя выс­тупают соответствующие таможенные органы.

В качестве объектовкак государственной, так и муни­ципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд инежилые помещения, здания и сооружения производствен­ного и непроизводственного назначения, атакже оборудо­вание, транспортные средства ииные «средства производ­ства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, вчаст-ностиакции приватизированных предприятий, ставших акционернымиобщеетвами, вклады в банках и других кре­дитных учреждениях, и но странная валюта и валютные цен­ности, а также различные памятники истории и культу­ры. Все государственное имущество, за исключением пря­мо определенного вкачестве муниципальной собственнос­ти, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имуществои на имущество,которое может быть передано в собственность субъектов федерации.

Находящееся и государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципаль­ными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах право хозяйственного ведения или опера­тивного управления. По смыслу закона имущество учреж­дений и казенных предприятий также не должно обра­щаться на погашение долгов создавшего их публичного соб­ственника, если только последний не изымает это имуще­ство в установленном законом порядке {п. 2 ст. 296 ГК) либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и за­бирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или му­ниципальное имущество), прежде всего средства соответ­ствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспре­деленное имущество, а не государственный или муниципаль­ный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК).

В перечне объектов, составляющих казну соответству­ющего публично-правового образования, на первом месте законом названы бюджетные средства. Они в первую оче­редь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственнос­ти публично-правового образования по долгам его учреж­дений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-право­вого образования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхо­вания и др.).

В федеральной собственности находится имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории еледует, на-

пример, отнести имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджет­ных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фон­дов и имущества Центробанка, а также имущество, нахо­дящееся в государственном резерве.

Имущество может поступать в публичную собственность только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной соб­ственности с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является при­ватизация (служащая одновременно особым, самостоя­тельным основанием возникновения права частной собствен­ности).

Наши рекомендации