Обзор нормативно – правовой базы по государственной кадастровой оценке
Нормативно – правовую базу, регулирующую проведение ГКОЗ можно подразделить:
1) Кодексы РФ:
2) Федеральные законы, законы РФ:
3) Постановления Правительства РФ:
4) Акты федеральных органов исполнительной власти
В Земельном Кодексе РФ Статья 65 «Порядок исчисления и уплаты земельного налога» сказано, что дляцелей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статья 66 «Оценка земли»
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) [1].
В Налоговом Кодексе налоговая база регулируется статьей 390 «Налоговая база» главы 31.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации [2].
ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ определяет основные требования к субъектам оценочной деятельности (оценщикам), уровню образования, стандартам, роль и полномочия саморегулируемой организации оценщиков (СРО) [3].
Постановление Правительства РФ №945 определяет основные цели государственной кадастровой оценке земель (ГКОЗ) и источники финансирования. Финансирование работ по ГКОЗ осуществляется за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации [4].
Постановление Правительства РФ №316 устанавливает правила и общие положения проведения государственной кадастровой оценки земель [5].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года № 590 вносятся следующие изменения в параграф 1 указанных Правил: «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами».
Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Федеральный стандарт оценки №1 раскрывает общие понятия оценки, требования к ней и подходы. ФСО №1 является обязательным при проведении оценки.
Федеральный стандарт оценки №2 раскрывает непосредственно саму цель оценки и предполагаемое использование результатов оценки и так же является обязательным к применению при проведении оценочной деятельности.
Федеральный стандарт оценки №3 регулирует требования к составлению и содержанию отчета об оценки, информации, указанной в отчете и методам и подходам, применяемым при оценке. Отчет составляется по результатам оценки[7].
Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" регулирует методику определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов[9].
Состав ВРИ для оценки земель населенных пунктов установлен согласно официально действующий методике. Является наиболее подробным и направлен на отнесение к одному виду земельные участки, на стоимость которых влияют одни и те же факторы. Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Приказ Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель [10].
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости и иных актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности» регулирует требования к составлению отчета и его содержания, а так же информации, которая должна содержаться в отчете о проведении оценки [6].
Вывод: Особый характер ГКО, являющейся одним из видов массовой оценки, предполагает проведение регулярной оценки на большой территории (территории субъекта федерации) за ограниченное время на основе единых методов. Это требует использовании предыдущих результатов оценки и их сопоставимости на межрегиональном уровне. Сегодня на федеральном уровне отсутствует какое либо специальное регулирование в области массовой кадастровой оценки в целях налогообложения. Отдельные положения содержатся в различных федеральных нормативных актах Российской Федерации (Земельный, Налоговый кодексы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации № 945 и № 315, приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 222), но в целом они не имеют комплексный характер и иногда противоречат друг другу. Из этого следует вывод, что для решения данной проблемы, необходимо систематизировать документы, регламентирующие проведение ГКО.