Дайте определение понятия «правоохранительная деятельность», перечислите ее отличительные черты и виды, укажите значение правоохранительной деятельности.

Система курса

 
 

совокупность взаимосвязанных проблем,

изучаемых в определенной последовательности и образующих 3 части

           
     
 

общая часть особенная часть специальная часть

предмет, метод, задачи и т.д. характеристика право- деятельность отдельных

охранительных органов правоохранительных органов

зарубежных стран

Значение курса в том, что он включает информацию по вопросам функционирования суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры и нотариата и других органов, осуществляющих их правоохранительную деятельность, формируя тем самым базу для более детального изучения других правовых дисциплин.

  1. Охарактеризуйте источники курса «судоустройство».

Под источниками курса понимается - совокупность внешних форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, а также иных социальных норм регулирующих статус судебной власти и правоохранительных органов в государстве, их организационное выражение.

Данные источники образуют определенную иерархию, в которой одни источники обладают большей юридической силой, по сравнению с другими.

Источники курса:

1.Источники нормативного характера:

- Конституция Республики Беларусь,

- Международные правовые акты,

-иные нормативно-правовые акты,

-Концепция судебно-правовой реформы,

-Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь,

-Судебная практика.

2.Источники ненормативного характера:

-Юридическая статистика,

-Литературные источники:

а) Специальная юридическая литература,

б) Материалы общественно-политической печати,

в) Материалы мемуарного характера.

Сформулируйте понятие «юстиция», дайте общую характеристику органам юстиции в Республике Беларусь.

Раскройте сущность понятия «судебная власть», ее назначение в гражданском обществе и правовом государстве, укажите конституционные положения об организации судебной власти в Республике Беларусь.

Перечислите и охарактеризуйте свойства судебной власти.

Сформулируйте понятие «правосудие», укажите его отличительные черты, соотнесите правосудие с судебной властью.

Сформулируйте понятие «принципы правосудия». Приведите систему принципов правосудия, дайте им общую характеристику.

Охарактеризуйте конституционные принципы судебной власти: система, классификация, значение. Найдите закрепление конституционных принципов судебной власти в законодательстве.

См. конспект.

Содержание правового статуса судьи

           
     
 
 
 

права и обязанности судей гарантии независимости судей

полномочия судьи по осущест- требования предъявляемые

влению правосудия судьям

порядок наделения судей профессиональная этика судей

полномочиями освобождаю-

щими их от должности

11. Укажите требования, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи.

Исходя из высокого правового статуса судей законодательство предъявляет к ним, как к представителям судебной власти особые квалификационные требования, включая специальные требования к кандидатам на должность судьи, порядку назначения на должность, требования к пребыванию в должности и к прекращению полномочий.

Требования к кандидатам на должность судей:

Судья Конституционного Суда РБ (ст.91 КоСиСС):

Гражданин РБ,

Владеющий белорусским и русским языками,

Имеющий высшее юридическое образование,

Являющийся высококвалифицированным специалистом в области права,

Имеющий, как правило, ученую степень,

Обладающий высокими моральными качествами,

Предельный возраст – 70лет.

Срок полномочий – 11лет (ст.92 КоСиСС).

Судья Общего или Хозяйственного суда:

Гражданин РБ,

Достигший 25-лнтенего возраста,

Владеющий 2-мя государственными языками,

Высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»,

Стаж работы – не менее 3-х лет,

Не совершающий порочащих его поступков,

Сдавший квалификационный экзамен.

Судья областного и Минского городских судов, Белорусского военного суда:

Гражданин РБ,

Достигший 25-лнтенего возраста,

Владеющий 2-мя государственными языками,

Высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»,

Стаж работы – не менее 3-х лет в должности судьи,

Не совершающий порочащих его поступков,

Сдавший квалификационный экзамен.

Судья Верховного Суда РБ:

Гражданин РБ,

Достигший 25-лнтенего возраста,

Владеющий 2-мя государственными языками,

Высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»,

Стаж работы – не менее 5-и лет в должности судьи,

Не совершающий порочащих его поступков,

Сдавший квалификационный экзамен.

Законом РБ закреплен перечень лиц, которые не могут быть назначены на должность судьи (ст.94 КоСиСС):

Лицо в отношении, которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда,

Лицо не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением,

Лицо признанное ограниченным в дееспособности или недееспособным решением суда, вступившее в законную силу.

Лица, желающие занять должность судьи (кандидаты) сдают квалификационный экзамен, общие положения которого изложены в ст. 96 КоСиСС.

Требования к кандидату следует отличать от требований, предъявляемых к судьям, которые изложены в Кодексе Чести Судьи РБ, принятым 1-м Съездом Судей РБ 05.12.1997г., установлены правила поведения этического характера, которые являются обязательными для каждого судьи.

Назначение на должность судьи приносят присяги, содержание которой для судей общих и хозяйственных судов закреплены в ст.101 КоСиСС.

В целях поддержания высокого профессионального уровня судей проводится аттестация, общие положение которой для судей общих и хозяйственных судов содержатся в гл.10 КоСиСС.

См. конспект.

Органы самоуправления судей

(судейского сообщества)

           
     
 

Съезд судей РБ Конференции судей Квалификационные коллегии судей

Республиканский Совет судей

Основные задачи установлены ст. 144 КоСиСС РБ.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

поддержание авторитета судебной власти;

1. обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и Кодексом чести судьи Республики Беларусь;

2. защита прав и законных интересов судей;

3. содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей;

совершенствование судебной системы и судопроизводства

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества – ст. 145 КоСиСС РБ.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей. При необходимости может быть проведено закрытое заседание органа судейского сообщества.

Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчетности перед органами, их избравшими. Подотчетность квалификационных коллегий судей не распространяется на принятие ими решений (заключений) по конкретным материалам

Дайте определение понятия «организационное обеспечение деятельности судов». Перечислите органы и структурные подразделения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, уточните их роль.

Организационное обеспечение деятельности судов - это создание всех необходимых условий для нормального функционирования судов, обеспечение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:

Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь – в отношении Конституционного Суда Республики Беларусь;

аппаратом Верховного Суда Республики Беларусь – в отношении Верховного Суда Республики Беларусь;

аппаратом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь – в отношении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов;

Министерством юстиции Республики Беларусь – в отношении областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов;

управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов – в отношении районных (городских) и специализированных судов.

Указанные органы в соответствии со своей компетенцией:

разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации работы судов Республики Беларусь и ее совершенствованию;

осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных постановлений;

разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.

Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.

Охарактеризуйте Министерство Юстиции Республики Беларусь: система, структура, роль в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов.

Министерство юстиции – республиканский орган государственного управления, и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, – непосредственно президенту Республики Беларусь.

В систему Минюста входят:

l главные управление юстиции облисполкомов и Минского горисполкома;

l государственные нотариальные конторы;

l Республиканский трудовой арбитраж;

l ведомственные нотариальные архивы;

l Комитет по авторским и смежным правам.

l Управление законодательства о государственном и социальном строительстве;

l отделы записи актов гражданского состояния райисполкомов и местных администраций районов и городах;

l Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов;

В структуру Центрального аппарат Минюста входят главные управления, управления, отделы, Департамент с правами юридического лица, а именно:

l Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства;

l Главное управление в сфере экономики и экологии;

l управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления;

l управление организации и аналитического обеспечения деятельности судебных органов;

l управление информационно-технического и материального обеспечения;

l управление нотариата и загсов;

l управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности;

l управление общественными объединениями;

l управление правового обеспечения внешних связей и ряд других структурных подразделений по направлениям деятельности данного министерства.

Возглавляет Министерство юстиции и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Президентом Республики Беларусь определяется численность заместителей Министра юстиции по представлению Правительства.

Большую работу проводит Министерство юстиции и его главные управления на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и судах, а также подготовке этого резерва.

Немаловажное значение для правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности

Значительна роль Министерства юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными, нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, усилении гарантий судейской независимости и высокого престижа судейского труда.

Система органов адвокатуры.

Республиканская коллегия адвокатов

 
 

Областная коллегия адвокатов Специализированная Белорусская Минская городская

Коллегия адвокатов коллегия адвокатов

 
 

Филиалы коллегий юридических консультаций

и специализированных юридических консультаций

Граждане, получившие на право занятия адвокатской деятельностью, осуществляющие эту деятельность путем вступления в члены коллегии адвокатов.

Согласно ст.13 Белинюрколлегия приравнивается по статусу к областным коллегиям адвокатов и объединений физических лиц и юридических лиц РБ заграницей, иностранных физических и юридических лиц, а также лицам без гражданства на территории РБ, при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, включающий розыск наследников на территории РБ.

Согласно ст.14 для оказания юридической помощи коллегиями адвокатов по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом создаются юридические консультации (областные, городские).

47. Укажите требования, предъявляемые к адвокату, раскройте их права и обязанности. Охарактеризуйте труд адвокатов, его регулирование и оплату.

Согласно ст.7 Закона адвокатом РБ может быть:

1. Гражданин РБ.

2. Имеет высшее юридическое образование,

3. Стаж работы по специальности не менее 3-х лет или не имеющие какого-либо стажа, но прошедшие стажировку сроком от 6 мес. до 1года в адвокатуре.

4. Сдавший квалификационный экзамен и получивший специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности.

Ч.2. адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных общественных и иных органах за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

Ст.10 Закона к адвокатской деятельности не допускаются лица:

1. Признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности,

2. Ранее совершившие умышленное преступление,

3. Исключенные (уволенные) из коллегии адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам – в течение 5 лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Согласно ст.12 Закона лицензия выдается Минюстом РБ по решению коллегии Минюста РБ на основании заключения квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в РБ сроком не менее 5 и не более 10 лет.

Продление срока производится Министерством юстиции.

Права и обязанности адвокатов предусмотрены ст.16,18 Закона «Об Адвокатуре».

Труд адвокатов, его регулирование и оплата предусмотрены гл.6 Закона «об Адвокатуре».

США

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся разнообразием.

Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г.

Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1. Районные федеральные суды, размещенные по судебным округам. Их 94.

2. Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13.

3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала.

Верховный Суд США – высшая апелляционная инстанция в стране, как для федеральных, так и судов штатов

судьи Верховного суда США и других нижестоящих федеральных судов назначаются Президентом США с согласия Сената.

Великобритания

Судебная система Англии отличается отсутствием единства, архаичностью и сложностью, делением судов на местные и центральные, низшие и высшие.

Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный суд Англии и Уэльса и Палата лордов.

Мировые судьи рассматривают единолично и в малых сессиях (от двух до семи судей) мелкие гражданские и уголовные дела о преступлениях, за которые применяется наказание в виде тюремного заключения на небольшой срок или штраф.

Платные магистраты назначаются таким же образом из числа барристеров (адвокатов высшей категории), т.е. профессиональных юристов.

Верховный суд Англии состоит из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Высокий суд имеет трехчленную структуру: канцлерское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцлерское отделение Лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья.

Суд короны рассматривает уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (геноцид, убийство и т.п.).

Действует в составе членов Верховного суда, либо окружных судей или рекордеров (частично занятых судей, по совместительству занимающихся адвокатской практикой) и 12 присяжных заседателей.

Апелляционный суд выполняет функции последней апелляционной инстанции для всех подразделений Верховного суда, т.е. является судом второй инстанции для Суда короны и Высокого суда по уголовным и гражданским делам.

Германия

Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Законом о судьях от 19 апреля 1982 г.

Система общих судов образует четыре уровня:

l участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей);

l земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривает в составе одного члена суда и двух шеффенов. Действует и в качестве апелляционной инстанции в отношении участковых судов, проверяя правильность выносимых ими решений.

Высший земельный суд – первая инстанция по делам о государственной измене, разглашении государственной тайны, о геноциде и других делах государственной важности.

Высший федеральный суд или Федеральная судебная палата является первой инстанцией по делам особой важности, а также пересматривает дела в ревизионном порядке. Приговоры и решения, вынесенные этим судом, обжалованию не подлежат и являются окончательными.

Особое место в системе органов судебной власти в ФРГ занимает Федеральный Конституционный суд. Он толкует Основной Закон, наделен правом объявлять недействительными парламентские законы, решения правительства и Президента.

Судей других федеральных судов назначает Президент ФРГ

Прокуратура Германии, также как и суды, делится на федеральную и земельную.

Система курса

 
 

совокупность взаимосвязанных проблем,

изучаемых в определенной последовательности и образующих 3 части

           
     
 

общая часть особенная часть специальная часть

предмет, метод, задачи и т.д. характеристика право- деятельность отдельных

охранительных органов правоохранительных органов

зарубежных стран

Значение курса в том, что он включает информацию по вопросам функционирования суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры и нотариата и других органов, осуществляющих их правоохранительную деятельность, формируя тем самым базу для более детального изучения других правовых дисциплин.

  1. Охарактеризуйте источники курса «судоустройство».

Под источниками курса понимается - совокупность внешних форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, а также иных социальных норм регулирующих статус судебной власти и правоохранительных органов в государстве, их организационное выражение.

Данные источники образуют определенную иерархию, в которой одни источники обладают большей юридической силой, по сравнению с другими.

Источники курса:

1.Источники нормативного характера:

- Конституция Республики Беларусь,

- Международные правовые акты,

-иные нормативно-правовые акты,

-Концепция судебно-правовой реформы,

-Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь,

-Судебная практика.

2.Источники ненормативного характера:

-Юридическая статистика,

-Литературные источники:

а) Специальная юридическая литература,

б) Материалы общественно-политической печати,

в) Материалы мемуарного характера.

Дайте определение понятия «правоохранительная деятельность», перечислите ее отличительные черты и виды, укажите значение правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность рассматривается в двух смыслах на основании норм изложен в ст. 2 Конституции.

В широком смысле Правоохранительная деятельность – это деятельность специально правомочных органов обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле Правоохранительная деятельность – это деятельность специального управомочного органа по охране права от нарушений, осуществляя в установленной законом форме в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Существующая в РБ система правоохранительных органов построена в соответствии с предметом их компетенции. В перечень правоохранительных органов включаются различные элементы государственного аппарата:

- суд,

- прокуратура,

- ОВД,

-органы государственной безопасности,

- нотариат,

- юридическая служба организации,

- адвокатура.

Функционирование правоохранительного органа находит свое объективное выражение в основных функциях, возложенных на него законом (иным НПА), для реализации которых он создавался.

Правоохранительные функции:

1. Осуществление правосудия

2. -Оказание правовой помощи,

-Оперативно-розыскная деятельность,

-Расследование преступлений,

-Прокурорский надзор.

Наши рекомендации