Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая как система. Каковы ее отличительные характеристики?

Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая как система. Каковы ее отличительные характеристики?

Каждая сфера обществ. жизни(экономич., социальн., духовн.,политич.) представляет собой определенную систему со своим типом организации, со своими законами развития и традициями, поэтому понятия п. сфера и п. Система употребляются как синонимы. П. система совокупность п. отношений, процессов, институтов и структур, кот. образуют по отношению к др. сферам обществ. жизни определенную целостность и обеспеч. интеграцию общества и его эффективн. деятельность по достижению общих целей. Предназнач. п. сферы (системы) общ-ва в отличие от др. сфер, явл. организация и осуществл. управления обществом в целом(от общегос-го уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без п. системы общество не могло бы сущ-ть, в ее рамках разв. ключевые п. процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества п. решения. Из всех 4-х систем политическая явл. верховенствующей (парламент принимает законы, которые все должны выполнять); тесно взаимодейств. с остальными системами; обладает способностью к саморегулиров., самообновлению и самовоспроизводству(после поступающих предложений, требований, обращений граждан вырабатыв. соотв. уточнения, изменения, корректировки в сущ-ей нормативно-правовой базе общества); возможности п. сил управлять п. системой далеко не безграничны, т. к. они ограничены рамками научн. Подхода, опорой на объективн. Законы разв. п. системы общества; высоко формализована(высокая степень регулирования развивающ. В ее границах отношений специальн. Правовыми и политич. нормами). П. Система рассм-ся как единство трех подсистем: институциональная, регулирующая и коммуникативная.

Роль политической системы в функционировании и развитии об-ва (немного не то)

Функции полит. системы:

Управление и руководство обществом в целом и каждой его сферой, орг-ция общест. жизни.

Интегративная ф-ция – объед. и консолидация об-ва; обеспеч. Динамической стаб-ти об-ва

Регулятивная – на основе законов, норм(упорядочение общест. жизни на основе регламентации деят-ти и гармонизации отн-ний)

Роль полит. с-мы: 1. Верховенств. роль по отн. ко всем др. общественным системам и подс-мам (общеобяз. Хар-р решений для исполнения)2. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность с др. общест. подс-ми, как основополаг. Условие выполнения ею своих ф-ций и глав предназначения 3. Высокая степень формализации, регулир. Общест. полит процессов на основе правовых и полит норм.

Соотношение понятий политика и политическая система общества .

Политика(с греч искусство управления гос-вом) социальн деятельность в п. сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. П. система совокупность п. отношений, процессов, институтов и структур, кот. образуют по отношению к др. сферам обществ. жизни определенную целостность и обеспеч. интеграцию общества и его эффективн. деятельность по достижению общих целей. П. система общества это одна из крупнейш сфер жизни общ, а политика это деятельн, важная, необходимая, сложная. Ее невозможно понять и осмыслить вне п. системы. Политика средство и механизм осуществл п. сферы, п. деятельн инициируется по существу всеми подсистемами п. сферы общ. Поле этой деятелнь далеко выходит за рамки собственно политич системы, п. воздейств подвержены и все др сферы общ. Политика - это деятельн, корни которой лежат в политич системе общ, и связана она с организацией и управлением всей жизнью общества.

Дайте общую характеристику категориального аппарата политологии, его структуры (группы используемых понятий). Какие понятия политологии можно отнести к разряду её основных категорий? Аргументируйте свой ответ.

Как и любая наука, политология осуществляет исследовательский процесс, используя определенный понятийный аппарат. Он включает, во-первых, понятия, имеющие универсальный характер, т.е. применяемые многими науками. Например, такие понятия, как "система", "структура", "процесс" и др. Во-вторых, политология пользуется многочисленным аппаратом собственно политологических категорий: "политическая власть", "политическая система", "политика" и др.

Существуют 3 основные категории. Понятие "система" широко применяется в политологии. Данное понятие позволяет, во-первых, представить сложные объекты и процессы в виде упрощенных моделей. Во-вторых, системное представление о том или ином политическом феномене позволяет увидеть в нем главный, системообразующий элемент, а также взаимосвязанные с ним части системы, осмыслить содержание этой взаимосвязи. Нужно отметить, что любая общественная система включает многочисленные переменные величины. Однако существует группа элементов, которые достаточно стабильны. Речь идет о "структуре". Какие бы не происходили изменения, а структура политической системы остается относительно неизменной: в ее составе всегда имеются институциональная, регуляционная, коммуникативная и политико-идеологическая подсистема.

Наряду с понятием "система" и "структура" используется понятие "процесс". Оно означает явление в динамике, в движении, в развитии, в изменении. В политической сфере одновременно развивается множество политических процессов. Они составляют форму существования и функционирования политической системы.

Содержание и соотношение понятий «властвующая элита» и «политическая элита» Роль политической элиты в политической системе общества.

Элита - это группа людей, имеющих высокое положение в об-ве, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. От лат. “eligere” (отбирать) и франц. “elite” (отборный).

Сущ. 2 важных момента. I) Понятия “политическая” и “властвующая” элита не равнозначны. Властв. элита вкл. разные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политич., экономич., военная и идеологическая и др. элиты. Полит. элита – это часть властвующей элиты. II) В отл. от других групп, составляющих властвующую элиту, полит. элита непосредственно участвует в осуществлении полит. власти.

Политич. элита – это определенная группа, слой об-ва, кот. концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профес. политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Полит. элиту отождествляют с полит. руководством, упраляющими структурами, центрами принятия решений. Полит. элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-презид., премьер-министр., руковод-и законодательных и исполнительных органов и др.

Критерием для выделения основных видов полит. элиты явл. объем выполняемы функций. на основе этого различают высшую, среднюю и административную элиту. высшая полит. элита вкл. ведущих оолит. руководителей, тех, кто занимает высокие посты в закон., исполнит. и судебной власти. Средний слой формируется из огромного кол-ва выборных должностных лиц. администр. элита (бюрократическая) – это высший слой гос . служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах гос. управления.

Властвующая элита – это часть об-ва, не принимающая участие непосредственным образом в политич. управлении, но обладающая наивысшими показателями и достижениями в своей профессиональной сфере. Это широкое понятие. Основным признаком принадлежности к властв. элите является занятие высших, господствующих позиций в обществе, полит. структурах, экономике, военном комплексе, культуре, СМИ.

Кроме полит. элиты, властв. элита вкл. экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную, военную элиту.

Эконом. элита вкл. представителей крупного капитала, крупных собственников.

Идеологическая элита вкл. представителей гуманит. наук, образования, СМИ. Они выполняют роль формирования мировоззренческих позиций, идей и убеждений.

Военная элита – важная сторона властвующей элиты. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации, характером полит. режима.

В различных сферах общественной жизни всегда имеют место разного рода противоречия, кот .могут проявляться между различными полит. силами и группами., также и между различными видами властв. элиты.

Сходства и различия

Признаки государства

Территория. Гос территория – это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на кот действует власть данного гос. Гос обязано заботиться о территор целостности и суверенитете своей территор, обеспечив ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Законы, нормы, правила, кот примен власт органы, распростр на людей проживающих на данной территории.

Население. Народ, объедин правовым закон, гражданством. Проблема – гос может состоять из одной национальности или быть многонацион. Опасность межнациональн конфликтов. Не может быть гос без народа, но может быть народа без гос. Пример: еврейск народ до 1948г., курды – до настощ времени.

Власть, осуществл соответсвующ органами на определенной территории. Власть должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед гос. Монопольное право на использ насилия, теми кто владеет властью. Моноп право сборов налогов. Наличие правового порядка. Гражданство.

Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трёх федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ.

Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.

· Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

· Единство системы государственной власти

· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов

· принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

· Равноправие субъектов Российской Федерации

· А)в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

· Б)в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

· В)в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Сущность,характерные черты и основные разновидности тоталитарного полит режима. Примеры

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека полит. власти и господствующей идеологии. Впервые это понятие введено в Италии в 1925г.

Черты:

Высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, её проникновение во все поры жизни общества. Власть и народ мыслятся как единое целое.

Однопартийность.

Идеологизация всей жизни общества. В основе идеологии лежит рассмотрение истории как закономерного движения истории к определенной цели, которая оправдывает все средства.

Монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации (прославление существующего строя).

Монополия гос-ва на использование всех средств ведения вооруженной борьбы.

Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия.

Запрещено все, кроме того, что приказано властью.

Разновидности:

коммунистический (все охвачено тотальным контролем, включая экономическую сферу, частная собственность ликвидируется), фашизм (Италия, воинственный антидемократизм, расизм и шовинизм, фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя), национал- социализм(Германия с 1933г. вбирает в себя черты двух предыдущих видов тоталитаризма, однако целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская).

На основе сравнительного анализа раскройте положительные (сильные) и отрицательные (слабые) стороны двухпартийной и многопартийной систем с точки зрения их воздействия на функционирование и развитие полит системы и общ-ва в целом.

Двухпартийная система (ДП) характеризуется тем, что независимо от кол-ва партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга. Опыт ряда стран свидетельствует о несомненных преимуществах ДС, кот дает обществу стабильность, правительству – смену курса, а гражданам – возмлжность выбора. Но данная модель снижает возможностьи полноправного участия в партийной системе «третьих партий». Недостаток – концентрация внимания на критике протвника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не за кондидата, а против его противников.

40.Понятие «общественно-политическое движение»…

Общественно-политические движения – это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Особенности:

1. отсутствие власти

2. отсутствие сильных центров

3. широкое распространение коллективного членства (в партиях этого не допускается)

4. широкая идейно-политическая ориентация, по сравнению с партиями. Поставленная цель конкретнее партийной

Существует масса примеров:

Движения за запрещение ядерного оружия, за охрану окружающей среды, за гос. независимость отдельных стран и другие. Большую роль в 1990-91 гг. сыграло ОПД «Демократическая Россия», объединившее всех, кто не поддерживал КПСС.

41.Понятие «избирательная система». Раскройте содержание принципов (существенных черт, критериев) избирательной системы, которые закреплены в законодательстве демократических государств. Приведите конкретные примеры.

Избирательная система (ИС) – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос-ых представительных органов полит-ой власти.

В законодательстве дем гос-в отражены положения о порядке выдвижения кандидатов (в Италии для выдвижения кандидата от ПП-ии необходимо собрать >350 голосов), требования к кандидатам (в США старше 25 лет, гражданин страны более 7 лет, житель округа, от кот избирается), процедура голосования и подсчета голосов (в Великобритании: до начала голосования опечатываются пустые урны; подсчет голосов в Центр избир участке под контролем агентов по подсчету голосов), возможности пользования услугами средств массовой информации, источниками финансирования.

42.Содержание и принципы мажоритарной избирательной системы, ее разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется?

Характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат, набравший определенное (предусмотренное законом) большинство голосов.

Существуют системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос) – например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает тот, кто набрал больше каждого из своих соперников. Мажоритарную систему называют «системой первого, пришедшего к финишу». Сейчас такая система существует в 4х странах – США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда сочетаются обе разновидности – например, Франция. Мажоритарная система создает и укрепляет 2,3- партийных систем.

«+» системы :

§ Возникают и упрочиваются непосредственные связи между кандидатом и избирателями.

§ Побеждают самые сильные => мощная организация в стране(эффективное правительство), создание однопартийных правительств.

«-» системы:

§ Голоса, отданные другим кандидатам не учитываются. Значительная часть населения (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти.

§ Заинтересованные силы могут, учитывая «географию выборов» сильно повлиять на исход голосования, при формировании избирательных округов.

Смешанная избир. система.

В России (а также в Германии) смешанная система. Часть деп-тов по маж с - устойчивое прав-во, часть - пропорц. Два бюллетеня - два голоса (1 - за партию, 2 - за кандидата от округа)

Плюсы – как у мажор. и пропорц. систем (наверное – прим. Каленского).

Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая как система. Каковы ее отличительные характеристики?

Каждая сфера обществ. жизни(экономич., социальн., духовн.,политич.) представляет собой определенную систему со своим типом организации, со своими законами развития и традициями, поэтому понятия п. сфера и п. Система употребляются как синонимы. П. система совокупность п. отношений, процессов, институтов и структур, кот. образуют по отношению к др. сферам обществ. жизни определенную целостность и обеспеч. интеграцию общества и его эффективн. деятельность по достижению общих целей. Предназнач. п. сферы (системы) общ-ва в отличие от др. сфер, явл. организация и осуществл. управления обществом в целом(от общегос-го уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без п. системы общество не могло бы сущ-ть, в ее рамках разв. ключевые п. процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества п. решения. Из всех 4-х систем политическая явл. верховенствующей (парламент принимает законы, которые все должны выполнять); тесно взаимодейств. с остальными системами; обладает способностью к саморегулиров., самообновлению и самовоспроизводству(после поступающих предложений, требований, обращений граждан вырабатыв. соотв. уточнения, изменения, корректировки в сущ-ей нормативно-правовой базе общества); возможности п. сил управлять п. системой далеко не безграничны, т. к. они ограничены рамками научн. Подхода, опорой на объективн. Законы разв. п. системы общества; высоко формализована(высокая степень регулирования развивающ. В ее границах отношений специальн. Правовыми и политич. нормами). П. Система рассм-ся как единство трех подсистем: институциональная, регулирующая и коммуникативная.

Наши рекомендации