Областной и минский городской суды

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

7.1. Областные суды - второе звено в системе судов

7.2.Состав областного и Минского городского судов

7.3.Судебные коллегии областного и Минского городского судов

7.4.Аппарат областного, Минского городского судов

7.5.Организация работы областного, Минского городского судов

7.6. Заместители председателя

7.1. Областные суды - второе, среднее звено в системе судов

. Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов

общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы:

• действуют в качестве всех трех судебных инстанций:

первой, второй (кассационной) и надзорной;

• осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на террито рии области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства;

• имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

• обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.

7.2.Состав областного и Минского городского судов

Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона о судоустройстве). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор.

Судьей областного, Минского городского судов может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет (ч. 2 ст. 62 Закона о судоустройстве). Судьи областного, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет (ч. 1 ст. 31 Закона о судоустройстве).

Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью. Они принимают участие в рассмотрении уголовных дел о преступлениях, где мера наказания может быть выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних. Их подбор осуществляется, как и для районных (городских) судов, управлениями юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет из числа граждан,постоянно проживающих на территории области или г. Минска, на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти. Списки народных заседателей для этих судов утверждаются соответственно областными и Минским городским исполнительными комитетами.

7.3.Судебные коллегии Президиум областного и Минского городского судов

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению его председателя (ч. 1 ст. 29 Закона о судоустройстве). При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Количественный состав судебных коллегий по гражданским делам, как правило, меньший, чем судебных коллегий по уголовным делам. Это объясняется меньшим объемом работы последних в качестве суда второй инстанции, поскольку многие решения по гражданским делам районных (городских) судов на практике не подвергаются кассационному обжалованию.

Председатель областного (Минского городского) суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями председателя суда (ч. 2 ст. 29 Закона о судоустройстве).

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (ч. 1 ст. 30 Закона о судоустройстве).

Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду (ст. 268 УПК).

Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. Это председательствующий (председатель, его заместитель или судья областного, Минского городского суда) и два народных заседателя. Такой же состав суда рассматривает все уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума (ст. 44 ГПК), об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь (ст. 121 КоБС) и др.

Судебная коллегия по гражданским делам вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 44 ГПК).

Рассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично.

Приговоры и решения, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями областного (Минского городского) суда могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь:

Судебные коллегии областных и Минского городского судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу.

Проверка их законности и обоснованности осуществляется по жалобам участников процесса либо протесту прокурора, поданным в течение десяти суток после вынесения соответствующего решения. В результате рассмотрения судебные коллегии вправе: оставить решение без изменения; отменить его и направить на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции, но в ином составе судей; отменить решение и прекратить производство по делу; изменить решение, а по гражданскому делу — вынести новое решение. Изменить приговор по уголовному делу можно лишь, не ухудшая при этом положение осужденного, кроме случаев, указанных в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях председателем суда образуются составы суда для разрешения в качестве суда второй инстанции дел (ч. 3 ст. 29 Закона о судоустройстве). Внутри составов за каждым из судей закрепляется один либо несколько районов. Председатели судебных коллегий назначают председателей каждого из составов, которые в свою очередь распределяют дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствуют в судебных заседаниях.

Такой порядок распределения дел обеспечивает эффективный надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность судьям областных и Минского городского судов лучше изучать работу районных (городских) судов, поддерживать с ними постоянную связь и систематически оказывать помощь в выявлении допущенных ошибок и недостатков и их устранении.

В то же время существующая система в отдельных случаях может привести к нарушению независимости судей районных (городских) судов, развитию у них иждивенческих настроений, снижению уровня персональной ответственности при принятии решений. Чтобы этого избежать, следует периодически менять зоны, которые закреплены за судебными составами.

В судебных коллегиях областного и Минского городского судов могут образовываться специализированные составы суда для рассмотрения в кассационном порядке отдельных категорий дел. Однако таковые на практике пока не создавались.

Определения судебных коллегий, вынесенные в результате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу немедленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности: о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции и в кассационном порядке, анализируют судебную статистику (ч. 2 ст. 30 Закона о судоустройстве).

Это способствует выявлению как положительных, так и отрицательных тенденций в работе районных (городских) судов, самого областного (Минского городского) суда, определению мер по совершенствованию судебной деятельности.

Президиум областного, Минского городского судов

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского городского судов.

Заседания президиума проводятся по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц. Заседание считается правомочным при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда.

При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или их заместители.

Организационные полномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов. К ним относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; заслушивание председателей судебных составов о работе составов; оказание помощи районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей.

В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя суда принимать участие остальные судьи данного суда, председатели и судьи районных (городских) судов, руководители органов юстиции, научные работники, представители других государственных органов и общественных организаций.

На заседаниях президиума рассматриваются и вопросы об организации работы по жалобам, поступающим в данный суд, о деятельности канцелярии суда по приему посетителей, ведению делопроизводства, о работе секретарей суда по подготовке дел к слушанию, о работе консультантов, ответственных за подготовку материалов к изучению и обобщению судебной практики, ведущих работу по систематизации законодательства и составлению статистических отчетов.

Таким образом, подведение итогов работы подразделений и отдельных судей, контроль за ее качеством - одна из основных организационных функций президиума.

Президиумы проводят большую работу по осуществлению возложенной на них законом организационной функции, оказанию помощи районным (городским) судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту работу с управлением юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.

Президиумы заслушивают доклады председателей районных (городских) судов о судебной практике по применению законодательства, систематически анализируют данные судебной статистики, кассационной и надзорной практики отдельных районных (городских) судов, разрабатывают на этой основе мероприятия по улучшению их работы.

Такие формы организационных взаимосвязей способствуют повышению уровня деятельности районных (городских) судов.

В целях совершенствования организации работы на заседаниях президиума определяются дни для их созыва, заблаговременно извещаются соответствующие лица о повестке дня заседания президиума, им представляются проекты документов по организационным вопросам.

Оперативный контроль за соблюдением сроков обращения к исполнению постановлений президиума по судебным делам возлагается на инспектора президиума, а за исполнением решений президиума по организационным вопросам — на одного из его членов.

7.4.Аппарат областного, Минского городского судов

Всю работу областного (Минского городского) суда организуют председатель суда и его заместители с помощью аппарата суда. Последний обеспечивает деятельность суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной статистики, а также по исполнению иных функций, возложенных на него законом.

Аппарат суда организует прием посетителей; прием почты; регистрацию дел; заявлений, жалоб и иных документов; подготовку дел к судебному разбирательству; оформление дел после их рассмотрения; прием и учет кассационных жалоб и протестов на приговоры и решения данного суда; обращение приговоров, определений и постановлений к исполнению; контроль за исполнением судебных решений.

Аппарат суда состоит из заведующего канцелярией, секретарей судебного заседания, секретарей судебных коллегий, инспектора президиума, консультанта, помощника председателя, заведующего экспедицией и архивом.

Имеется также технический персонал: начальник хозяйственной части, комендант, машинистка, курьер, уборщица.

Заведующий канцелярией ведет делопроизводство, руководит работой секретарей и архива суда, принимает и обрабатывает всю поступившую в суд корреспонденцию; контролирует исполнение всех документов и жалоб; отвечает за надлежащий учет, хранение и оформление дел и других документов; обеспечивает вызов и учет работы народных заседателей; направляет на исполнение документы по приговорам на осужденных; ведет личные дела и табель учета рабочего времени на работников суда; вносит необходимые записи в трудовые книжки и др.

Секретарь судебного заседания регистрирует поступающие для рассмотрения по первой инстанции уголовные и гражданские дела; выписывает и направляет участникам процесса судебные повестки; ведет протокол судебного заседания; направляет копии приговоров;

выписывает исполнительные листы; оформляет и сдает дела в архив и др.

Секретарь судебной коллегии отвечает за делопроизводство, сохранность дел и иных документов; регистрирует поступающие для рассмотрения в кассационном порядке дела, передает их председателю коллегии и судьям; ведет журнал учета и движения дел по кассационным жалобам; составляет список назначенных к слушанию дел и вывешивает его на доске объявлений; ведет учетностатистические карточки по делам; ежегодно заводит журналы, наряды в соответствии с номенклатурой дел; исполняет определения по кассационным делам; оформляет и готовит к сдаче в архив производства, наряды; готовит сопроводительные письма на отправляемые дела и сдает их для отправки; осуществляет контроль за исполнением определений о направлении дел на новое рассмотрение; ведет протоколы оперативных совещаний при председателе судебной коллегии; составляет статистические отчеты о работе судебной коллегии и др.

Инспектор президиума регистрирует и ведет учет производства по жалобам, поступающим в порядке надзора; осуществляет общее руководство за прохождением и исполнением жалоб в порядке надзора; принимает меры к сокращению сроков рассмотрения жалоб; ведет учет дел, по которым первоначально было отказано в принесении протестов, а затем протесты были принесены; участвует в работе президиума и ведет протоколы заседаний; составляет справки о количестве рассмотренных жалоб, протестов; исполняет документы по поручению руководства суда и др.

Консультант рассматривает жалобы на решения по гражданским, уголовным и административным делам; вносит предложения руководству суда об истребовании дел; истребует документы, необходимые для своевременного и правильного разрешения жалоб; наводит справки по жалобам; участвует в изучении и обобщении работы суда по рассмотрению жалоб; участвует в приеме граждан.

Помощник председателя оказывает помощь председателю в планировании работы суда, в подборе и формировании резерва кадров, аттестации кадров, проведении работы, приказов и поручений председателя суда, постановлений президиума, присутствует на заседаниях президиума и оперативных совещаниях; осуществляет контроль за соблюдением в канцелярии суда Инструкции по делопроизводству; по поручению председателя осуществляет контроль за рассмотрением писем, заявлений и жалоб граждан; оказывает помощь в изучении и обобщении судебной практики; по поручению председателя суда разрешает отдельные категории жалоб и заявлений; участвует в приеме граждан; оказывает помощь председателю суда в подготовке, организации и проведении заседаний президиумов, семинаров, совещаний, учебе кадров, подведении итогов работы суда; ведет протоколы оперативных совещаний; следит за исполнением принятых решений и др.

Заведующий экспедицией и архивом принимает на хранение наряды и дела, обеспечивает их учет и сохранность; организует отбор документов на постоянное хранение и к уничтожению; выдает сотрудникам суда документы во временное пользование, выдает справки; снимает копии приговоров, решений, определений или делает выписки из них по делам, которые хранятся в архиве; дает ответы на запросы по архивным делам и др.

Все работники аппарата назначаются на должности и освобождаются от них приказом председателя областного (Минского городского) суда.

7.5.Организация работы областного, Минского городского судов

Работу областного, Минского городского судов организуют председатель суда и его заместитель с помощью аппарата суда.

Председатель областного, Минского городского судов прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные

с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях коллегии при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке; истребовать для проверки в порядке надзора судебные дела из районных (городских) судов; приносить протесты в порядке надзора на решения, приговоры, постановления и определения районных (городских) судов, вступивших в законную силу; приостанавливать исполнение решений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом; передавать дела для рассмотрения по первой инстанции при наличии предусмотренных законом оснований из одного районного (городского) суда в другой в пределах данной области (г. Минска); рассматривать жалобы и протесты на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях.

Как руководитель органа судебной власти среднего звена, председатель областного (Минского городского) суда:

• руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий;

• созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

• распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

• образует из числа судей составы судебных коллегий и представляет их на утверждение президиуму суда;

• организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

• истребует из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

• организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

• организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан;

• вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона;

• ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

• участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса.

Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.

8.6. Заместители председателя

• осуществляют руководство работой судебных коллегий;

• могут председательствовать в судебных заседаниях либо назначают председательствующими членов коллегии;

• организуют работу судебных составов коллегии; представляют отчеты президиуму суда о работе коллегий;

• ведут личный прием граждан; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Председатели судебных составов, действующих в судебных коллегиях для рассмотрения дел в кассационном порядке, призваны организовать и обеспечить рассмотрение дел в соответствии с требованиями процессуального закона;

• распределять дела для подготовки и изучения между членами данного состава; председательствовать в судебных заседаниях;

• осуществлять контроль за исполнением кассационных определений;

• оказывать районным (городским) судам закрепленной за составом зоны помощь в правильном применении действующего законодательства;

• регулярно отчитываться на заседаниях президиума о работе состава.

Формой оперативного руководства судебной практикой являются совещания под руководством председателя суда, в которых принимают участие его заместители, председатели судебных составов и председатель соответствующего органа юстиции. На таких совещаниях анализируются итоги кассационной практики, вскрываются причины отмены и изменения приговоров и решений районных (городских) судов, вносятся конкретные предложения и намечаются организационные меры по предупреждению аналогичных нарушений закона.

Планирование работы суда осуществляется в текущих и квартальных планах.

Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы: разрешение судебных дел по первой инстанции и в кассационном порядке, рассмотрение протестов в порядке надзора.

В квартальных планах предусматриваются такие виды деятельности, как обобщение судебной практики, проведение совещаний судей и работников аппарата, организация учебы судей нижестоящих судов, повышение квалификации судей и работников аппарата данного суда и т.п.

Прием граждан производится председателем суда, его заместителями, судьями и заведующим канцелярией в строго установленное время. В случае, если жалоба требует рассмотрения, определяются исполнитель, сроки и порядок разрешения.

Работа с кадрами областного (Минского городского) суда осуществляется председателем суда, его заместителями, председателями судебных составов и касается как судей, так и работников аппарата суда.

Важное направление в деятельности областных (Минского городского) судов — изучение и обобщение судебной практики как нижестоящих судов, так и собственной кассационной и надзорной практики данного суда. В зависимости от целей она обобщается по категориям уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материального или процессуального законодательства, по итогам работы районных (городских) судов и т.п. Это позволяет выявить ошибки и недостатки в работе судебных коллегий или президиума областного (Минского городского) суда, нижестоящих судов, их причины, определить меры по улучшению судебной деятельности. Осуществляется эта функция в судебных коллегиях под руководством их председателей.

Работа по систематизации законодательства осуществляется в областном (Минском городском) суде так же, как и в районных (городских) судах. Она заключается в учете и хранении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий законов, кодексов, других нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда, алфавитно-предметной картотеки по законодательству и судебной практике.

Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения принятых решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохранностью документов и движением дела в суде, ведут регистрационные журналы, книги, карточки и наряды установленной формы в канцелярии суда и судебных коллегиях.

Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел осуществляется под руководством председателя суда по соответствующим формам и в установленные сроки. Статистические отчеты направляются периодически в Министерство юстиции Республики Беларусь.

Областной (Минский городской) суд оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей.

Формы этой деятельности:

• устное и письменное консультирование по применению законодательства;

• совместное обобщение судебной практики;

• выезды в районные (городские) суды для оказания помощи на местах;

• участие в проверках организации работы районных (городских) судов, проводимых органами юстиции;

• руководство стажировкой судей районного (городского) суда в вышестоящем суде;

• проведение регулярных совещаний районных (городских) судей, где обсуждаются актуальные вопросы их деятельности;

• организация семинаров и занятий по изучению нового законодательства.

Судьи областного (Минского городского) суда, за которыми закреплен соответствующий район или несколько районов области или города Минска, концентрируют у себя и фиксируют основные показатели, характеризующие работу определенного суда (судов) по осуществлению правосудия: поступление и сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений, стабильность приговоров и решений, меры процессуальной профилактики и т.п. При выездах в районные (городские) суды ими изучается состояние применения законодательства, порядок распределения дел между судьями, их специализация и нагрузка, культура проведения судебных заседаний, практика назначения наказаний, качество оформления процессуальных документов.

На основе результатов обобщений судебной практики областные (Минский городской) суды направляют в районные (городские) суды одобренные президиумом или судебной коллегией обзоры, содержащие анализ ошибок в работе по применению законодательства.

ТЕМА 8

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Изучаемые вопросы

8.1.Особенности статуса военных судов.

8.2.Подсудность военных судов

8.3.Межгарнизонный военный суд

8.4.Белорусский военный суд

8.5.Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь

8.1.Особенности статуса военных судов.

Исторически военные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:

• военные суды — часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательство о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

• наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;

• система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

• обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде — общем для них высшем судебном органе;

• рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов — лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь. Финансирование их деятельности, обеспечение транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств республиканского бюджета.

8.2.Подсудность военных судов

Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.

Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих в Республике Беларусь»)1.

Статус военнослужащих распространяется на:

• офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должнос тях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в Вооруженных Силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безо пасности и в гражданской обороне, иных военных формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;

• военнообязанных, призванных на сборы.

Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступления будучи военнослужащим, а к моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы.

Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела и принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.

Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 18 декабря 1992 г. № 15 «О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» дал разъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам1. Это дела по жалобам:

• о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

• о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

• об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

• о необоснованном понижении в должности;

• об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

• о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;

• о незаконном возложении материальной ответственности;

• по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность1.

Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:

• о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

• о восстановлении в прежней должности

Наши рекомендации