Юридическая служба предприятий

Организация и ведение правовой работы в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах, государственных организациях, коммерческих и некоммерческих организациях, как правило, возлагается на юридическую службу.

Вопросы, связанные с организацией и деятельностью юридических служб регламентированы различными нормативными правовыми актами, к примеру, Типовым положением о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070, Примерным положением о юридической службе государственной организации, утвержденным указанным постановлением правительства.

Как указывается в преамбуле Типового положения о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь, утвержденного Министерством юстиции Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 3711, в условиях строительства демократического правового государства, развития предпринимательства и осуществления деятельности предприятий различных форм собственности, предоставления хозяйственной самостоятельности государственным предприятиям и объединениям, углубления развития и изменения экономических отношений в Республике Беларусь значительно возрастает роль правовой работы как организующей и координирующей деятельности по применению действующего законодательства в сфере гражданского оборота.

Организация и ведение правовой работы на предприятии (объединении) возлагается на юридическую службу.

Юридическая служба предприятия (объединения) — это самостоятельные подразделения - юридические от-

делы (бюро) либо специалисты-юристы: главные (ведущие) юрисконсульты, юрисконсульты, заместители руководителя по правовым вопросам.

Правовое обслуживание предприятий (объединений) возможно и на договорных началах адвокатами, юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.

Возложение на юридическую службу иных, не связанных с правовой работой и не предусмотренных в Типовом положении обязанностей, не разрешается.

Основные задачи юридической службы:

• обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения);

• активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия (объединения);

• защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения);

• соответствие действующему законодательству издаваемых на предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.

Основные функции юридической службы:

• организация правового обеспечения работы предприятия (объединения) в условиях рыночной экономики;

• участие в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений; по согласованию с руководством привлечение к участию в

этой работе должностных лиц и специалистов других подразделений предприятия (объединения);

• контроль установленного на предприятии (объединении) порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий; совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проведение экономико-правового анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения), изучение условий и причин возникновения не производительных расходов, состояния числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготовка материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товароматериальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;

• проверка соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия (объединения) проектов приказов и других документов нормативного характера, визирование их;

• подготовка и внесение предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия (объединения);

• контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия (объединения), а в случае противоречия их законодательству внесение предложения об их отмене;

• принятие мер по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйственного расчета и самофинансирования, внедрение прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышение роли хозяйственных договоров и усиление ответственности за их выполнение;

• правовая помощь структурным подразделениям предприятия (объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями других стран.

Юридическая служба предприятия (объединения) участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводственных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц. Она ведет систематизированный учет поступающих на предприятие (объединение) и издаваемых им нормативных актов; участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов); анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предприятия (объединения) предложения по устранению выявленных недостатков, а также ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном порядке интересы предприятия (объединения) в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое руководство исковой работой, если она ведется другими структурными подразделениями данного предприятия (объединения); анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимая меры по устранению недостатков в деятельности предприятия, выявленных при рассмотрении хозяйственных споров.

В компетенцию указанной службы входит также дача (при необходимости) правового заключения по документам на списание материальных ценностей; участие в организации и проведении пропаганды правовых знаний, информирование работников предприятия (объединения) о действующем законодательстве, разъяснение практики его применения; дача заключений, консультаций по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия (объединения). При обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия

(объединения) юридическая служба докладывает об этом его руководителю для принятия необходимых мер по их предупреждению и устранению.

Юридическая служба имеет право:

• проверять соблюдение действующего законодательства в структурных подразделениях предприятия (объединения);

• получать от должностных лиц в порядке, установленном на предприятии (объединении), документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей, причем все должностные лица обязаны незамедлительно представлять эти документы по требованию юридической службы;

• привлекать по согласованию с руководством предприятия (объединения) работников других подразделений для подготовки проектов локальных нормативных актов и других документов, а также для осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;

• участвовать в работе высшего органа управления предприятия (объединения).

Юридическая служба предприятия (объединения) подчиняется непосредственно руководителю предприятия (объединения).

На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. На должность юрисконсульта назначаются (принимаются на работу) лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по специальности «Правоведение».

Руководитель юридической службы назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия (объединения). На него возлагаютсят такие обязанности, как создание необходимых условий для работы этой службы, повышение квалификации работников службы, обеспечение оргтехникой, юридической литературой и справочными материалами, предоставление соответствующих помещений. Руководитель юридической службы несет и всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на службу задач и функций.

Юридическая служба государственной организации непосредственно подчиняется руководителю государственной организации и организуется в форме самостоятельного структурного подразделения или должности ведущего юрисконсульта, юрисконсульта (включая юрисконсульта соответствующей квалификационной категории).

На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. На должность работника юридической службы принимаются лица, имеющие высшее юридическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.

Юридическая служба осуществляет право вое обеспечение деятельности организации, участвует в решении правовых вопросов организации, обеспечивает законность в деятельности организации, защищает имущественные права и законные интересы организации, обеспечивает соответствие законодательству издаваемых в организации локальных нормативных правовых актов, осуществляет правовое консультирование долж­ностных лиц организации по применению нормативных правовых актов по основным направлениям ее деятельности, представляет интересы организации в судах и иных государственных органах (организациях) по правовым вопросам.

Оказание юридических услуг

Оказание юридических услуг включает в себя следующие виды юридических услуг:

- юридические услуги по лицензиям субъектам хозяйствования;

- судебно-экспертная деятельность;

- риэлтерские услуги.

Оказание юридических услуг по лицензиям субъектам хозяйствования - это самостоятельная форма оказания юридических услуг, отличающаяся от нотариальной и адвокатской деятельности. Суть ее состоит в осуществлении на договорных началах деятельности по возмездному оказанию услуг правового характера субъектам хозяйствования по вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридических лиц, а также предпринимательской деятельностью физических лиц (осуществление правового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, дача консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в хозяйственных судах и др.).

Рассматриваемую деятельность вправе осуществлять коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии. Порядок лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг установлен Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1363 (с последующими изменениями и дополнениями), и другими нормативными правовыми актами.

Выдача специальных разрешений (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (ее приостановление, возобновление, продление срока действия и прекращение действия) осуществляется Министерством юстиции.

Право на получение лицензии, при отсутствии установленных к этому Положением препятствий, предоставляется:

- коммерческая организация - резидент Республики Беларусь, штатные работники которой, в том числе руководитель организации и его заместители, за исключением технического и вспомогательного персонала, имеют юридическое образование, минимум два из которых имеют свидетельства об аттестации юриста;

- индивидуальным предпринимателям - гражданам Республики Беларусь, имеющим свидетельства об аттестации юриста.

процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по уголовным, гражданским делам, делам, рассматриваемым в хозяйственном суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 386, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 и Положением о порядке выдачи и использования лицензии на право оказания юридических услуг, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь 27 августа 1998 г., в стране появилась и действует еще одна форма оказания юридических услуг — оказание услуг по лицензиям субъектам хозяйствования.

Следует сразу отметить, что указанные услуги не включают частную нотариальную деятельность, профессиональную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах.

К юридическим услугам, на оказание которых необходимо получение лицензии, относятся:

• участие в подготовке приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, связанных с дея тельностью субъектов хозяйствования, в том числе по их регистрации;

• дача консультаций и разъяснений физическим и юридическим лицам по различным отраслям права, в том числе по регистрации и деятельности оффшорных компаний;

• участие в подготовке необходимых документов для заключения договоров между субъектами хозяйствования;

• подбор материалов, составление проектов нормативных актов, исковых заявлений, жалоб, связанных с рассмотрением споров в хозяйственных судах, а также подготовка жалоб в прокуратуру и иные государственные органы.

Лицензия на право оказания вышеперечисленных юридических услуг может быть выдана:

• юридическому лицу, внесенному в Реестр государственной регистрации Республики Беларусь, в штате которого имеется не менее двух юристов с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;

• гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;

• гражданину, не занимающемуся предпринимательской деятельностью, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.

Лицензия на право оказания юридических услуг не может быть выдана:

• юридическому лицу, в штате которого имеются признанные в установленном порядке недееспособными работники, оказывающие юридические услуги;

• гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; уволенным из правоохранительных или других органов, предприятий, организаций за виновные действия;

• юридическому лицу, в уставе которого отсутствует вид деятельности — оказание юридических услуг.

Лицензия на право оказания юридических услуг выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Комиссии по вопросам выдачи лицензий на право оказания юридических услуг этого министерства и заявления лица, изъявившего желание заниматься указанным видом деятельности. Лицензия на право оказания юридических услуг выдается сроком на пять лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. За выдачу и продление лицензии взимается установленная плата. Передача другому лицу лицензии не допускается.

Решение о выдаче лицензии или ее продлении принимается Министерством юстиции в течение 30 дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Важно отметить, что в выдаче лицензии может быть отказано в случаях наличия в представленных документах недостоверной информации или если в представленных документах либо в результате собеседования не подтверждается необходимая профессиональная подготовка заявителя или его возможность обеспечения оказания юридических услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицензия или решение об отказе в ее выдаче (продлении) выдаются в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения. Повторное заявление о выдаче лицензии на данный вид деятельности может быть подано в Министерство юстиции не ранее 6 месяцев со дня отказа в ее выдаче. Получение лицензии физическими и юридическими лицами осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня принятия решения о ее выдаче.

При наличии уважительных причин срок выдачи лицензии может быть продлен Министром юстиции или его заместителем.

Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии выносится Комиссией, оформляется в письменном виде и подписывается председателем Комиссии с указанием причины отказа. Решение Комиссии по вопросу профессиональной непригодности заявителя, выявленной в результате собеседования, является окончательным и обжалованию не подлежит. Отказ в выдаче (продлении) лицензии по другим основаниям может быть обжалован в суд или хозяйственный суд в течение 30 дней со дня вынесения решения.

Основания для приостановления действия лицензии:

• несообщение в 10-дневный срок Министерству юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, а также об изменении юридического адреса (места жительства — для физического лица) лицензиата или места оказания юридических услуг;

• несообщение в 10-дневный срок в Министерство юстиции об открытии филиалов, отделений, представительств, оказывающих юридические услуги;

• приостановление государственными органами деятельности юридического или физического лица в соответствии с действующим законодательством;

• непредставление физическим лицом нотариально удостоверенной копии свидетельства предпринимателя в месячный срок со дня получения лицензии на право оказания юридических услуг;

• нарушение порядка рекламирования деятельности по оказанию юридических услуг;

• однократное грубое нарушение физическим или юридическим лицом норм осуществления деятельности по оказанию юридических услуг;

• подача физическим лицом, имеющим лицензию, заявления о его поступлении на службу в государственный аппарат:

• наличие других оснований, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам лицензирования юридических услуг.

Лицензиат, получивший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в установленный срок представить в Министерство юстиции документальное подтверждение устранения нарушения, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии. Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия. Лицензия, действие которой приостановлено, сдается лицензиатом в Министерство юстиции в 10-дневнывй срок со дня принятия решения.

Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет и аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг по следующим основаниям:

• заявление физического или юридического лица об аннулировании лицензии;

• осуждение лица, имеющего лицензию, за умышленное преступление и вступление приговора в законную силу;

• признание лица в установленном порядке ограниченно дееспособным или недееспособным;

• неустранение нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;

• осуществление деятельности по оказанию юридических услуг в период приостановления действия лицензии;

• передача лицензии (или ее копии) другому физическому или юридическому лицу;

• создание препятствий уполномоченным должностным лицам в осуществлении проверки деятельности по оказанию юридических услуг;

• ликвидация (реорганизация) юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

• неосуществление деятельности по оказанию юридических услуг более шести месяцев;

• непредставление отчета о результатах деятельности по оказанию юридических услуг в установленный срок;

• неполучение лицензии в срок, предусмотренный указанным Положением;

• непредставление физическим лицом заявления о приостановлении действия лицензии на право оказания юридических услуг в 30-дневнй срок со дня его поступления на службу в государственный аппарат;

• наличие других уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством.

Аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг производится приказом Министра юстиции, о чем лицензиат обязан немедленно уведомить своих клиентов, а также сдать лицензию в Министерство юстиции в течение 10 дней со дня издания приказа.

Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд или в хозяйственный суд в течение 30 дней со дня принятия такого решения. Заявление субъекта хозяйствования или гражданина с просьбой о повторной выдаче лицензии на право оказания юридических услуг может быть подано в Министерство юстиции не ранее чем через год со дня принятия решения о ее аннулировании.

Комиссия Министерства юстиции Республики Беларусь по выдаче лицензий на право оказания юридических услуг состоит не менее чем из пяти человек. Ее персональный состав утверждается приказом Министра юстиции.

Обязанности Комиссии:

• рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов физических и юридических лиц;

• проведение собеседования с целью подтверждения необходимой профессиональной подготовки физических и юридических лиц;.

• вынесение решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии на право оказания юридических услуг физическим и юридическим лицам.

Решение по результатам собеседования принимается Комиссией путем открытого голосования простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов, при равенстве голосов окончательное решение принимает председатель Комиссии. При разногласии среди членов Комиссии по результатам собеседования о профессиональной подготовке претендента Министр юстиции вправе предложить ему пройти повторное собеседование на последующем заседании Комиссии. При неявке без уважительных причин на собеседование два раза Комиссия вправе не рассматривать, а впоследствии аннулировать заявления и прилагаемые к ним документы физических и юридических лиц о выдаче лицензии. Окончательное решение по вопросам Комиссии входит в компетенцию Министра юстиции.

Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, должны создать все необходимые условия для надлежащего обслуживания граждан и организаций. В соответствии с Кодексом законов о труде они могут нанимать технических работников и вспомогательный персонал. Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, по результатам своей деятельности за год обязаны представлять отчет Министерству юстиции. Контроль за деятельностью юридических и физических лиц по оказанию ими юридических услуг, соблюдению действующего законодательства, а также Положения о них осуществляется Министерством юстиции и управлениями юстиции облисполкомов (Мингорисполкома).

В случае оказания юридических услуг без лицензии физические и юридические лица несут установленную законодательством ответственность.

действующим законодательством.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в Министерство юстиции заявление о выдаче лицензии и другие необходимые документы. Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии принимается коллегией Министерства юстиции на основании соответствующего заключения Комиссии Министерства юстиции по вопросам выдачи лицензии на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности - юридические услуги.

Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен Министерством юстиции по заявлению лицензиата на 5 лет.

Под судебно-экспертной деятельностью понимают возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по уголовным, гражданским делам, делам, рассматриваемым в хозяйственных судах, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники , искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

Под оказанием риэлтерских услуг понимается посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и кон­курсов), в том числе:

- консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости;

- представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости;

- подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости;

- организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;

- помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Порядок лицензирования названных видов юридических услуг установлен Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от _________ 2010 г. № ……. (с последующими изменениями и дополнениями

Вопросы для самоконтроля

1.Понятие адвокатуры Республики Беларусь.

2.Задачи адвокатуры.

3.Основное назначение адвокатуры.

4.Перечислить основные виды юридической помощи.

5.Кто может быть адвокатом на территории Республики Беларусь?

6.Какие лица не допускаются к занятию адвокатской деятельностью?

7.Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности.

8.Приостановление лицензии на право занятия адвокатской деятельностью.

9.Аннулирование лицензии на право занятия адвокатской деятельностью.

10.Полномочия президиума коллегии адвокатов.

11.Полномочия общего собрания коллегии адвокатов.

12.Перечислить основные задачи Республиканской коллегии адвокатов.

13.Перечислить права адвоката.

14.Перечислить обязанности адвоката.

15.Указать меры поощрения адвокатов.

16.Указать дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться

на адвоката.

17.Регулирование и оплата труда адвоката.

18.Понятие нотариата в Республике Беларусь.

19.Задачи нотариата.

20.Организация нотариата.

21.Компетенция нотариата.

22.Основные задачи юридической службы предприятия (объединения).

23.Основные функции юридической службы предприятия (объединения)

24.Права юридической службы предприятия (объединения).

25.Перечислить услуги, на оказание которых необходимо получение лицензии на право оказания юридических услуг.

26.Кому может быть выдана лицензия на право оказания юридических услуг?

27.Кому не может быть выдана лицензия на право оказания юридических услуг?

28.Перечислить основания для приостановления действия лицензии на оказание юридических услуг.

29.Основания для аннулирования лицензии на оказание юридических услуг.

ТЕМА 16

Наши рекомендации