Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Наряду с уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, предусмотрена возможность проведения оперативно-розыскной деятельности (Закон от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями). Она проводится в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

В рамках оперативно-розыскной деятельности в гласных и в негласных формах осуществляется ряд оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Данные мероприятия проводятся только при наличии к этому установленных законом оснований (ст. 12). Их проведение допускается как по возбужденным органами предварительного расследования уголовным делам, так и до возбуждения уголовных дел. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля - допускается только с санкции прокурора или его заместителя.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется, в пределах их компетенции, оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов государственной безопасности; пограничных войск; службы безопасности Президента Республики Беларусь; органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; таможенных органов; органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел и доказательств по ним, а также для подготовки и осуществления следственных (судебных) действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь

Интерпол (Международная организация уголовной полиции) был учрежден в 1923 г. Высшими руководящими и исполнительными органами Интерпола являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат. Интерпол содействует государствам в расследовании общеуголовных (не носящих политического, военного, религиозного и расового характера) преступлений, совершенных на территории нескольких государств либо же в одном государстве при условии выбытия виновных лиц на территорию другой страны.

Каждое государство - участник Интерпола в целях осуществления возложенных на Интерпол задач образовывает в рамках одного из своих правоохранительных органов специальный рабочий аппарат Интерпола на местах, именуемый Национальным центральным бюро Интерпола. НЦБ Интерпола являются одновременно представителями и Интерпола, и национальной правоохранительной системы своего государства.

Республика Беларусь вступила в Интерпол в 1993 г. В этом же году было принято решение о создании НЦБ Интерпола в Республике Беларусь в системе Министерства внутренних дел.

НЦБ Интерпола в Республике Беларусь поддерживает постоянную связь с Генеральным секретариатом Интерпола, с НЦБ Интерпола других стран, с правоохранительными органами Республики Беларусь. НЦБ Интерпола в Республике Беларусь содействует предоставлению необходимой информации указанным органам, объявляет лиц в международный розыск; обеспечивает ведение правоохранительными органами розыска и задержания преступников на территории Республики Беларусь, а также выполняет ряд других функции.

Тема 11

АДВОКАТУРА

11.1. Понятие и задачи адвокатуры.

11.2. Основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь.

11.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

11.4. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

11.5. Организационные формы деятельности адвокатуры.

11.6. Правовой статус адвоката.

11.7. Поощрение и дисциплинарная ответственность адвокатов.

11.8. Прекращение членства в коллегии адвокатов. Аннулирование лицензии.

11.9. Труд адвоката: регулирование и оплата.

11.10. Взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции.

Понятие и задачи адвокатуры

Адвокатура - это основанная на принципах самоуправления организация добровольно объединившихся граждан, занимающихся оказанием юридической помощи и юридических услуг физическим и юридическим лицам.

Адвокатура не является государственной организацией. Правовой основой ее функционирования является Конституция Республики Беларусь, Закон «Об адвокатуре», другие нормативные правовые акты.

В соответствии со ст.1 Закона «Об адвокатуре» адвокатура представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Задачами адвокатуры являются:

- оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов;

- участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан;

- служение принципам законности, справедливости и гуманизма.

Наши рекомендации