Система и структура органов прокуратуры

Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Система органов прокуратуры является трехзвенной и строится на принципах территориальности и специализации.

К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры; прокуратуры областей и г. Минска, представляющие второе звено системы органов прокуратуры; относящиеся к третьему звену прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры.

К специализированным прокуратурам относятся военная прокуратура (Белорусская военная прокуратура, межгарнизонные военные прокуратуры, прокуратура по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках, прокуратура по надзору за законностью в войсках ПВО Республики Беларусь), транспортная прокуратура (Белорусская транспортная прокуратура и межрайонные транспортные прокуратуры). По своему правовому положению специализированные прокуратуры приравнены к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам и в своей деятельности подчиняются Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Каждая из прокуратур, представляющая одно и то же звено, имеет типичную структуру. Прокуратуру низшего звена возглавляет прокурор. В прокуратуре имеются заместители прокурора, старшие помощники и помощники прокурора, следователи и старшие следователи.

Прокуратуру второго звена возглавляет прокурор, у которого есть первый заместитель, заместители, старшие помощники прокурора. Существуют различные отделы и управления, а также коллегия прокуратуры.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор, имеющий первого заместителя, заместителей, старших помощников прокурора. В структурном плане прокуратура состоит из коллегии, главных управлений и отделов.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.

В систему органов прокуратуры, помимо названных прокуратур, входят иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь (в настоящее время учрежден и действует Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь).

Кадры органов прокуратуры

На должность прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, владеющие государственными языками, имеющие высшее юридическое образование (за некоторым исключением) и обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение шести месяцев. На должности прокурорских работников не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт сроком от 1 до 5 лет.

На должность прокурор а района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет. На должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров - лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуроры нижестоящих прокуратур (руководители соответствующей прокуратуры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

Генеральный прокурор также назначает и освобождает от должности всех работников Генеральной прокуратуры, а также первого заместителя и заместителей прокуроров областей, г. Минска, Белорусского военного прокурора и Белорусского транспортного прокурора, начальников структурных подразделений этих прокуратур, руководителей и заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров. Остальных прокурорских работников назначают и освобождают от должности соответствующие прокуроры областей, г. Минска, Белорусский военный прокурор и Белорусский транспортный прокурор.

9.6. Классные чины (воинские звания} прокурорских работников

В соответствии со ст. 51 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181, прокурорским работникам присваиваются классные чины, работникам военной прокуратуры - воинские звания.

Установлены следующие классные чины, соответствующие определенным воинским званиям:

- государственный советник юстиции 1- го класса - генерал-полковник;

- государственный советник юстиции 2-го класса - генерал- лейтенант;

- государственный советник юстиции 3- го класса - генерал-майор;

- старший советник юстиции - полковник;

- советник юстиции - подполковник;

- младший советник юстиции - майор;

- юрист l-го класса - капитан;

- юрист 2-го класса - старший лейтенант;

- юрист 3-го класса - лейтенант.

Классные чины Государственного советника юстиции первого, второго и третьего класса и соответствующие им воинские звания присваиваются Президентом. Президентом присваивается и воинское звание полковник юстиции (применительно к работникам военной прокуратуры), иные классные чины - Генеральным прокурором. Воинские звания прокурорским работникам военных прокуратур (от подполковника юстиции и ниже) присваивает Министр обороны по согласованию с Генеральным прокурором.

Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них, как правило, пожизненно.

9.7. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников

К прокурорским работникам могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности (ст.ст. 54-55 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь).

За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры поощрения:

- объявление благодарности;

- единовременное денежное вознаграждение;

- награждение ценным подарком;

- награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

- занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;

- досрочное присвоение классного чина;

- присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

- присвоение классного чина на ступень выше очередного;

- награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;

- присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение другими государственными наградами Республики Беларусь;

- досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

- иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.

Применять меры поощрения вправе в рамках своей компетенции все прокуроры (руководители соответствующих прокуратур).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

На прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

- понижение в должности на срок до шести месяцев;

- лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

- освобождение от занимаемой должности (увольнение);

- освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

Налагать дисциплинарные взыскания имеют право руководители всех звеньев прокуратуры в пределах своей компетенции. Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом. Дисциплинарное взыскание снимается с прокурорского работника по истечении года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Тема 10

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

10.1. Понятие и задачи предварительного расследования преступлений.

10.2. Органы предварительного следствия.

10.3. Органы дознания.

10.4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

10.5. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь.

10.1. Понятие и задачи предварительного расследования преступлений

Одним из условий для направления большинства уголовных дел в суды первой инстанции является наличие проведенного по данному преступлению первоначального расследования. Подобное расследование именуется предварительным расследованием уголовных дел, так как на его основе суд проводит повторное самостоятельное судебное разбирательство.

Под предварительным расследованием понимают деятельность специальных органов и должностных лиц по возбуждению уголовных дел, раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц в совершении преступлений, выяснению существенных обстоятельств уголовного дела, собиранию, проверке и закреплению доказательств по делу. При подтверждении в ходе предварительного расследования наличия оснований для уголовной ответственности и наказания лиц уголовное дело передается в суд. При отсутствии таких оснований производство предварительного расследования прекращается.

Задачами предварительного расследования являются: быстрое и полное расследование преступлений; изобличение виновных лиц; обеспечение при проведении предварительного расследования правильного применения закона.

Предварительное расследование осуществляется в двух процессуальных формах - в форме дознания либо же в форме предварительного следствия. Принципиальное различие между ними состоит в том, что дознание и предварительное следствие проводится различными органами. Дознание по делу проводится органами дознания, а предварительное следствие - органами предварительного следствия. Совокупность данных органов именуется органами предварительного расследования. Помимо этого, дознание, в отличие от предварительного следствия, проводится по менее сложным преступлениям. В некоторых случаях дознание предшествует предварительному следствию. В целом же дознанию и предварительному следствию присущи общие черты и цели.

Органы дознания и предварительного следствия расследуют уголовные дела посредством совершения предусмотренных УПК процессуальных действий (допросов, осмотров, выемок, обысков и др.).

10.2. Органы предварительного следствия

По большинству уголовных дел предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия. Оно осуществляется органами предварительного следствия. В соответствии с законодательством (ст. 180 УПК) органами предварительного следствия являются: следователи прокуратуры; следователи Министерства внутренних дел; следователи органов государственной безопасности; следователи Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля. Каждый из указанных органов проводит предварительное следствие только по преступлениям, отнесенным УПК к их компетенции.

Следователи являются процессуально независимыми лицами: все решения о производстве следственных и других действий они принимают самостоятельно (за исключением случаев, требующих получения санкции прокурора).

В системе органов прокуратуры действует разветвленный следственный аппарат. В Генеральной прокуратуре имеются следователи и старшие следователи по особо важным делам, старшие следователи - криминалисты и следователи-криминалисты, а также начальники (заместители начальников) управлений и отделов, в состав которых входят указанные следователи. Следственные органы прокуратур второго звена состоят из следователей и старших следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, начальников (заместителей начальников) следственных управлений и отделов. В прокуратурах низшего звена учреждены должности следователей и старших следователей.

Следственный аппарат Министерства внутренних дел несколько лет функционировал в составе Следственного комитета при МВД. С декабря 2003 г. Следственный комитет упразднен. С этого времени следственные подразделения включены в структуру органов МВД. В центральном аппарате МВД образовано главное управление предварительного расследования, возглавляемое заместителем Министра внутренних дел.

В управлениях (главном управлении) внутренних дел областных, Минского городского исполнительных комитетов (УВД), а также в УВД на транспорте созданы следственные управления, управления дознания, управления зонального и линейного контроля, другие самостоятельные отделы. В районных (городских) отделах (управлениях) внутренних дел, как правило, имеются отделы предварительного расследования, в состав которых входят следственный отдел и отдел (отделение) дознания.

Следственные органы Комитета государственной безопасности действуют в центральном аппарате КГБ, а также в управлениях Комитета государственной безопасности по областям, г. Минску и управлении КГБ на транспорте.

Следственный аппарат Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля состоит из следственных органов центрального аппарата, управлений департамента финансовых расследований по областям и г. Минску, межрайонных отделов.

Органы дознания

Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными уголовно-процессуальным законом (ст. 37 УПК) осуществлять дознание, являются:

1) органы милиции;

2) органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

6) таможенные органы - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

7) органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

8) органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Основной функцией, выполняемой органами дознания в уголовном процессе, является производство дознания по уголовным делам. Выделяют два вида дознания: дознание по делам, по которым проведение предварительного следствия не обязательно, и дознание по делам, по которым проведение предварительного следствия обязательно. В первом случае органы дознания производят расследование уголовного дела в полном объеме и направляют материалы уголовного дела для рассмотрения в суд. Во втором - выполняют лишь неотложные следственные действия и передают материалы уголовного дела для дальнейшего расследования органам следствия.

На органы дознания и соответствующих должностных лиц также возлагается:

- прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях;

- проведение ускоренного производства по уголовным делам;

- производство предварительного расследования по отдельным категориям дел.

Милиция является одной из структур органов внутренних дел. Вопросы, связанные с организацией и деятельностью милиции урегулированы Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», иными нормативными правовыми актами.

Под милицией понимают систему подразделений органов внутренних дел, призванную защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Криминальная милиция решает задачи профилактики, выявления, пресечения преступлений, розыска лиц, их совершивших, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республи­ки Беларусь, идентификации неопознанных трупов. В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно- криминалистические, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции.

Милиция общественной безопасности решает задачи обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности, охраны общественного порядка, профилактики, выявления, пресечения преступлений, административных правонарушений, розыска лиц, их совершивших, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. В состав милиции общественной безопасности входят оперативно-дежурные службы, служба участковых инспекторов милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые подразделения милиции, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности милиции общественной безопасности.

Наши рекомендации