Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскной является деятельность, осу­ществляемая гласно и негласно оперативными подразде­лениями государственных органов, уполномоченными на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»4 (далее — органы, осуществляющие опе­ративно-розыскную деятельность), в пределах их полно­мочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспече­ния безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности таковы:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказа­ния, а также без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действи­ях, создающих угрозу государственной, военной, эконо­мической или экологической безопасности России.

На территории Российской Федерации право осущест­влять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел РФ; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) ор­ганов Федеральной службы налоговой полиции; 4) феде­ральных органов государственной охраны: Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы без­опасности Президента Российской Федерации; 5) орга-

нов Федеральной пограничной службы РФ; 6) таможен­ных органов РФ; 7) Службы внешней разведки РФ.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и неглас­ных методов и средств.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, проводят следующие мероприятия: 1) опрос граждан; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграф­ных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации и технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контро­лируемая поставка; 14) оперативный эксперимент.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий ис­пользуются для подготовки и осуществления следствен­ных и судебных действий; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; выявления и уста­новления лиц, их подготавливающих или совершивших; розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, след­ствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Они также могут служить пово­дом и основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголов­ным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

51.Органы предварительного следствия и их компетентность.

Предварительное следствие- Деятельность по обнаружению, закреплению, проверке и предварительной оценке доказательств, которая осуществляется органами предварительного следствия с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела.

В соответствии с УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам производится:

1) следователями прокуратуры;

2) следователями органов внутренних дел;

3) следователями органов Федеральной службы безопасности;

4) следователями органов по контролю за оборотам наркотических средств.

Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равным объемом процессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.

Следователь обязан полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие, оправдывающие, а так же отягчающие или смягчающие вину обвиняемого обстоятельства.

Расследование должно быть произведено следователем с такой полнотой и на таком уровне, чтобы суд получил возможность правильно разрешить дело, вынести законный и обоснованный приговор.

Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий, кроме случаев, когда Закон требует санкции прокурора или решения суда, следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

По расследуемым делам он может давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, исполнение которых для них обязательно.

Постановления следователя, вынесенные по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, обществами, должностными лицами и гражданами.

В задачу следствия входит:

1) Рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждение уголовных дел.

2) Исследование обстоятельств дела, розыск лиц, совершивших преступление.

3) Обеспечение участвующим в деле лицам возможности осуществления их прав и законных интересов.

4) Обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

5) Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.

В этих целях следователь устанавливает событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения), выявляет лицо, совершившее преступление, собирает доказательства его виновности и привлекает в качестве обвиняемого, а так же выясняет иные обстоятельства, которые необходимы для правильного разрешения судом вопросов об ответственности обвиняемого.

Для собирания и проверки доказательств по уголовному делу следователь проводит следственные действия: допросы, обыски, выемки, осмотры, освидетельствования, следственные эксперименты, предъявления для опознания, очные ставки, назначает экспертизы.

Он оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь законом и своим правосознанием.

Никто, кроме прокурора, не может давать следователю указания по делу. При несогласии с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменно изложенными возражениями.

В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

В соответствии с УПК РФ по большинству уголовных дел, в том числе по всем делам о преступлениях несовершеннолетних, производство предварительного следствия обязательно.

В МВД РФ действует такая система органов предварительного следствия:

1) Следственный комитет при МВД РФ

2) Главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ

3) Следственные управления (управления, отделы, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а так же при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах

4) Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

В Следственном комитете, главных следственных и следственных управлениях следствие осуществляют старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. В следственных отделах, отделениях и группах уголовные дела расследуются старшими следователями и следователями.

Процессуальный и административно-организационный контроль внутри каждого следственного органа осуществляют начальники этих подразделений, которые, в частности имеют право проверять уголовные дела, находящиеся у следователей, давать указания о производстве следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, передавать дело от одного следователя к другому, участвовать в производстве расследования и лично проверять его, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Следователи органов П расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях, а так же уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов.

В Генеральной П следствие осуществляют старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам.

В П краев, областей и других субъектов РФ предварительное следствие ведут следователи по особо важным делам и старшие следователи.

В П городов и районов – старшие следователи и следователи (в П городов – так же следователи по особо важным делам).

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

С. органов по контролю за оборотом наркотических средств – преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

52. Органы дознания и их компетенция.

Дознание – особый вид предварительного расследования, осуществляемый органами дознания.

В соответствии со ст40 УПК РФ органами дознания являются:

1) ОВД РФ, а так же иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению ОРД.

2) Главный судебный пристав РФ,

3) главный военный судебный пристав,

4) главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители,

5) старший судебный пристав,

6) старший военный судебный пристав,

7) старшие судебные приставы Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ.

8) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

9) Органы Государственной противопожарной службы.

Компетенция.

1) Дознание по уголовным делам, не требующим производства предварительного следствия (ускоренное или упрощенное расследование несложных уголовных дел).

Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

2) Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В этом случае полномочиями органов дознания наделяются:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок – по уголовным делах, совершенным по месту партий и зимовок (если они удалены от места расположения органов внутренних дел)

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.

Наши рекомендации