Характеристика некоторых видов судов общей юрисдикции
При изложении материала целесообразно обозначить место суда в общей системе, его структуру, компетенцию суда в целом и отдельных его подразделений, порядок наделения судей полномочиями, законодательные акты, регламентирующие порядок формирования и компетенцию данного суда.
Мировые судьи являются первым (низшим в иерархии судов) звеном в системе судов общей юрисдикции. Они относятся к судам субъектов Федерации. Мировые суды действуют в лице мировых судей, осуществляющих правосудие на конкретных участках[82]. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона о судах общей юрисдикции).
Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей определяется федеральным законодательством и законами субъектов Федерации. Согласно Закону о мировых судьях мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации (ст. 6). Срок полномочий мирового судьи при первом назначении (избрании) не более пяти, при повторном — не менее пяти лет (ст. 7). В обозначенных пределах законами соответствующих субъектов Федерации устанавливаются конкретный порядок и сроки наделения мировых судей полномочиями[83].
Компетенция мирового судьи определяется ст. 3 Закона о мировых судьях и конкретизируется в отраслевом процессуальном законодательстве: ч. 1 ст. 31 УПК РФ, ст. 23 ГПК РФ, ст. 23.1 КоАП РФ). Мировой судья рассматривает дела в первой инстанции. Применительно к гражданскому судопроизводству мировой судья рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Деятельность мирового судьи обеспечивается аппаратом, структура и штатное расписание которого утверждается главой администрации субъекта Федерации.
Мировые суды в их современном виде появились в нашей стране относительно недавно — в конце ХХ столетия. Принято считать, что произошло возрождение мировой юстиции, поскольку она имела место в дореволюционный период. Вместе с тем нельзя не видеть, что в настоящее время мировая юстиция создается и функционирует на принципиально иной основе.
Распространено два объяснения наименования данных судов. Мировые — от слова «мир», т. е. народ, общество. Мировые судьи — народные судьи, лица, пользующиеся авторитетом у населения. Должность мирового судьи считалась общественной службой. Мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Другое толкование термина «мировые» связывается с глаголом «мирить». Мировые судьи призваны были рассматривать маловажные дела, которые предпочтительно было разрешить мировым соглашением. Примирить стороны, успокоить общественное мнение справедливым по сути, а не по форме решением признавалось важнейшим предназначением мирового судьи.
Судебная система России состояла из мировых и общих судов. Мировые суды не были включены в общую судебную систему, что предопределяло их специфику. Приговоры и решения мировых судей пересматривались самими мировыми судьями: съездом мировых судей. В исследованиях отмечается, что в лице мировых судей населению предоставляли не столько юристов, сколько лиц, к которым население могло обратиться как к авторитетным посредникам в разрешении мелких споров. Процедура рассмотрения дел не была формализована. Допускалась активная роль судьи. Надо полагать, что моральный авторитет судьи ставил его выше подозрений в неправомерном содействии одной из сторон. Мировой судья осуществлял не только судебные функции, он выполнял значительный объем иных обязанностей[84].
По действующему судоустройственному и процессуальному законодательству, мировой судья включен в систему судов общей юрисдикции. По своему статусу он в той же мере представитель государственной власти, как и любой другой федеральный судья. Мировой судья рассматривает дела о преступлениях, предусмотренных федеральным законом — Уголовным кодексом РФ. Порядок рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях применительно к производству у мирового судьи не дифференцирован. В соответствии с принципом состязательности пределы активности мирового судьи по собиранию доказательств ограничены в той же мере, что и федеральных судей. Приговоры и решения мирового судьи подлежат пересмотру вышестоящими федеральными судами. Мировой судья имеет такой же статус, те же гарантии независимости, как и федеральный судья.
Мы видим, что социальная и правовая природа современных мировых судов иная, чем у исторических предшественников, и наличие аналогии между ними не столь очевидно.
Эффективность мировой юстиции связывается с обеспечением доступа граждан к правосудию: мировые судьи, осуществляющие свою деятельность в пределах судебных участков, приближены к населению. Этот довод достаточно условен. Приближенность суда к населению нельзя сводить к географической приближенности, к расстоянию, измеряемому метрическими единицами. Проблема в том, что в условиях разделения компетенции между мировыми и федеральными судьями между судьями нет взаимозаменяемости. Отсутствие мирового судьи по уважительной причине (во многих сельских районах страны создан только один судебный участок мирового судьи) влечет перераспределение его дел судьей суда субъекта Федерации мировому судье, который находится в другом административном районе[85]. О быстроте рассмотрения дела речь здесь не идет. На протяжении многих лет юридической проблемой являлась недостаточная урегулированность порядка передачи уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. Поскольку закон определял, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков и назначались на конкретный участок, то и внутри судебного района передача дел от одного мирового судьи другому председателем районного суда вступала в противоречие с принципом законного суда (ст. 47 Конституции РФ). Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 20-ФЗ эта ситуация частично урегулирована, поскольку законодатель указал, что деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках (ч. 1 ст. 4 Закона о мировых судьях). Полагаем, что упоминание судебных участков следовало бы вообще исключить из закона, передав распределение компетенции внутри района на организационный уровень, и назначать мировых судей по судебному району, поскольку обновленная норма хотя и смягчила противоречие с принципом законного суда, однако не устранила его полностью.
По делам частного обвинения, отнесенным к подсудности мирового судьи, граждане порой оказываются лишенными правовой защиты, поскольку роль и место судьи в состязательном судебном процессе (достаточно пассивные) не дают ему возможности свободно и искренне, основываясь на своем понимании справедливости в конкретной ситуации, рассмотреть дело. Мировой судья связан правилами формального доказывания в той же степени, что и федеральный суд[86].
Мировые суды приняли на рассмотрение значительный объем дел. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о корректировке разграничения компетенции между мировыми судьями и федеральными судами.
Районные суды (глава 4Закона о судах общей юрисдикции) представляют собой второе звено в системе судов общей юрисдикции. Они являются вышестоящими судами по отношению к мировым судьям и нижестоящими по отношению к областным, краевым и другим судам субъектов Федерации. Районные суды относятся к федеральным судам.
Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов (ст. 32 Закона о судах общей юрисдикции).
Районные суды формируются в составе председателя суда, его заместителей и судей. Какие-либо коллегии или иные официальные структурные подразделения в районных судах не созданы. По сложившемуся обыкновению в многосоставных судах практикуется специализация судей на рассмотрении гражданских или уголовных дел. Возможна специализация по отдельным категориям дел. Федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Председатель, его заместители и судьи районных судов назначаются на должность Президентом РФ.
Районные суды осуществляют производство в сфере уголовного и гражданского процессов, а также рассматривают дела об административных правонарушениях. В качестве суда первой инстанции районные суды рассматривают основную массу уголовных дел (50–55%). Им подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к компетенции мировых судей и областных (и равных им) судов (ч. 2 ст. 30 УПК РФ). С введением мировой юстиции районные суды приняли на себя полномочия по пересмотру не вступивших в законную силу приговоров, постановлений и решений мировых судов в апелляционном порядке, а также пересмотр этих решений по вступлении в законную силу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
К компетенции районных судов отнесен контроль за досудебным производством. Эта относительно новая функция суда состоит в предварительном и последующем контроле за действиями и решениями органов расследования. Предварительный контроль представляет собой рассмотрение ходатайства органов расследования о даче разрешения на применение мер принуждения или производство следственных действий, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан. Например, по решению суда применяются меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также производятся обыск и выемка в жилище и другие процессуальные действия. Последующий контроль состоит в проверке законности и обоснованности решений и действий, проведенных в исключительных случаях неотложно, без получения разрешения суда, а также по жалобам участников процесса.
Районным судам подсудны все подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, подсудных мировому судье, а также вышестоящим и специализированным судам (ст. 24 ГПК РФ). Районные суды уполномочены пересматривать вступившие в законную силу решения, принятые этими же судами в качестве суда первой инстанции, в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Будучи вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, районный суд уполномочен проводить проверку законности и обоснованности их решений в апелляционном порядке.
К компетенции районных судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, указанных в чч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности.
Районные суды вправе разрешать ходатайства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан. На эти суды возложен контроль за обоснованностью принудительной госпитализации лиц в психиатрический стационар, а также иных действий, ограничивающих личную неприкосновенность граждан.
Надлежащую работу районного суда обеспечивает аппарат суда: администратор суда, помощники судей, консультанты, канцелярия, секретари по уголовным и гражданским делам, секретари судебных заседаний, работники архива и другой вспомогательный персонал.
Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (глава 3 Закона о судах общей юрисдикции). В каждом субъекте Федерации создан высший для этого субъекта суд. В зависимости от вида субъекта Федерации — это либо верховный суд республики, либо областной, краевой суд, суд города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), суд автономного округа и автономной области.
Все названные суды относятся к одному звену. Они являются вышестоящими судами по отношению к районным и мировым судам и нижестоящими — по отношению к Верховному Суду РФ. Если вести отсчет звеньев, то суды субъектов Федерации являются третьим звеном в системе судов общей юрисдикции. Судьи этих судов назначаются на должность в едином порядке — Президентом РФ.
Отнесение всех судов субъектов Федерации к одному звену означает, что они вне зависимости от наименования субъекта обладают равной компетенцией. Например, Верховный Суд Республики Бурятия, Московский городской суд, суд Еврейской автономной области, Алтайский краевой суд, Омский областной суд, суд Ненецкого автономного округа равны по своей компетенции.
Суды третьего звена наделены полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел в качестве суда первой инстанции, в апелляционном и кассационном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). Рассмотрение дел по первой инстанции не является основной частью работы республиканских, областных и равных им судов, что определяет их принципиальное отличие от судов нижестоящих звеньев. Суды данного уровня, рассматривая уголовные и гражданские дела в апелляционном и кассационном порядке, проводят единую судебную политику в регионе.
Во главе каждого из судов стоят председатель и заместители председателя. Заместители председателя возглавляют судебные коллегии. Все суды третьего звена имеют одинаковую структуру. Схематично основные структурные подразделения, наделенные правом осуществления правосудия, могут быть представлены следующим образом (ч. 2 ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции) (рис. 4).
Рис. 4. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов
федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов.
Рассмотрение дел: I — в первой инстанции; А — в апелляционном порядке;
В — по вновь открывшимся обстоятельствам; К — в кассационном порядке
В составе каждого из судов действуют судебные коллегии: по гражданским, административным и уголовным делам.
Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела, отнесенные к подсудности данных судов (ч. 3 ст. 31 УПК РФ). В апелляционном порядке она пересматривает не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции. В соответствии со сложившейся практикой судьи специализируются на рассмотрении дел по первой инстанции либо в апелляционном порядке. Основной объем работы приходится на апелляционное производство. По первой инстанции суды субъектов Федерации в последние годы рассматривают менее одного процента от общего количества рассмотренных судебными органами страны уголовных дел. Обозначилась нормативная тенденция к дальнейшему снижению нагрузки областных и равных им судов по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ).
Компетенция судебной коллегии по гражданским делам определена в основном Гражданским процессуальным кодексом РФ. Она рассматривает по первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к подсудности судов данного звена (ст. 26 ГПК РФ), выступает в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к решениям районных судов, принятым в порядке первой инстанции. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. В связи с этим судебная коллегия по гражданским делам наделена соответствующей компетенцией.
Судебная коллегия по административным делам в качестве самостоятельного структурного подразделения судов субъектов Федерации предусмотрена Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. № 5-ФКЗ[87], которым в рамках реформы органов судебной власти внесены изменения в ч. 2 ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции. Ранее в судах данного уровня создавались коллегии по гражданским и уголовным делам. В выделении судебной коллегии по административным делам проявляется тенденция на специализацию судей, рассматривающих такую специфическую разновидность гражданских дел, как административные дела.
Президиум судов субъектов Федерации — это самостоятельное судебное подразделение, наделенное полномочиями по осуществлению правосудия в кассационном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. В настоящее время персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя соответствующего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 26 Закона о судах общей юрисдикции (в ред. Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 г. № 5-ФКЗ)). До реформирования состав президиума утверждался Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Произошедшее реформирование показывает, что президиум – это орган, реально осуществляющий правосудие, формирование которого не должно быть чрезмерно усложнено.
Пересматривая дела, приговоры и решения по которым вступили в законную силу, президиум суда определяет судебную практику. Компетенция президиума по пересмотру дел закреплена в отраслевом законодательстве. Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 4013УПК РФ в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа обжалуются приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения судебных коллегий самих данных судов, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции. Компетенция президиума суда в сфере гражданского судопроизводства несколько шире. Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам высшие суды субъектов Федерации осуществляют проверку законности и обоснованности решений нижестоящих судов по делам об административных правонарушениях.
С возложением на районные суды функции судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования областные, краевые и равные им суды стали проводить по жалобам заинтересованных лиц проверку законности и обоснованности решений районных судов.
По сложившейся практике, руководители судов рассматривают также ходатайства органов, осуществляющих ОРД, о даче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права личности. В сфере уголовного судопроизводства областные и равные им суды наделены правом продлевать срок содержания под стражей свыше 12 месяцев.
При судах субъектов Федерации создаются научно-консультативные советы, состоящие из судей, ведущих работников правоохранительных органов региона, ученых. На заседаниях советов обсуждаются наиболее проблемные вопросы правоприменения, вырабатываются перспективные направления правовой политики.
Работа судов обеспечивается аппаратом суда: администратором, канцелярией, архивом, консультантами, помощниками судей, секретарями по уголовным и гражданским делам, секретарями судебных заседаний и другим вспомогательным персоналом. Организационное обеспечение деятельности производится также Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Военные суды. Система военных судов непосредственно Конституцией РФ не предусматривается. Согласно ст. 22 Закона о судебной системе военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В этой статье в общем виде определена компетенция военных судов: они рассматривают дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах, а также УПК РФ (чч. 5–9 ст. 31) и ГПК РФ (ст. 25).
Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции[88]. Система военных судов состоит их двух звеньев: гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды (ч. 1 ст. 8 Закона о военных судах) (рис. 5).
Рис. 5. Система военных судов
Определенными полномочиями по рассмотрению дел, подсудных военным судам, обладает Верховный Суд РФ в лице своих структурных подразделений. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, не являясь в юридическом смысле составной частью системы военных судов, выступает непосредственно вышестоящей судебной апелляционной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Решения Судебной коллегии по делам военнослужащих, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства по первой инстанции, могут быть предметом апелляционного рассмотрения в Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ. Вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов по гражданским и уголовным делам могут быть пересмотрены в кассационном порядке президиумом окружного (флотского) военного суда и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. При определенных условиях вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов по гражданским и уголовным делам могут быть предметом надзорного производства в Президиуме Верховного Суда РФ (ст. 9 Закона о военных судах).
Схематично компетенцию военных судов и Верховного Суда РФ по рассмотрению гражданских и уголовных дел можно представить в следующем виде.
Инстанции Верховного Суда РФ, рассматривающие судебные решения, вынесенные военными судами:
— Президиум;
— Апелляционная коллегия;
— Судебная коллегия по делам военнослужащих.
Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам. Ему подсудны все гражданские дела, не отнесенные к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и окружного (флотского) военного суда (ч. 1 ст. 22 Закона о военных судах, ч. 5 ст. 31 УПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о военных судах гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в силу. Гарнизонный военный суд принимает решения о заключении под стражу, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища и по другим вопросам, предусмотренным ч. 2 ст. 29 УПК РФ, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и принятые ими решения (ч. 3 ст. 22 Закона о военных судах).
Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Он образуется в составе председателя, заместителей председателей и других судей, которые назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Окружной (флотский) военный суд действует в составе президиума и судебных коллегий, которые могут быть созданы с учетом специализации для рассмотрения уголовных и гражданских дел. Возглавляет суд председатель, который назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. В таком же порядке назначаются заместители председателя окружного (флотского) военного суда и судьи.
Судебные коллегии окружного (флотского) военного суда рассматривают по первой инстанции уголовные и гражданские дела, отнесенные к их компетенции Законом о военных судах (ст. 14), а также УПК РФ (ч. 6 ст. 31). В апелляционном порядке они пересматривают дела, рассмотренные гарнизонными военными судами в качестве судов первой инстанции. Судебные коллегии уполномочены осуществлять пересмотр решений, приговоров, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).
Президиум окружного (флотского) военного суда является кассационной инстанцией. Кассационные жалобы и представления на постановления президиума могут быть принесены в Верховный Суд РФ. Таким образом, при необходимости правосудие по делам, отнесенным к компетенции военных судов, продолжает осуществляться в высшем судебном органе страны.
В соответствии с правилами ст. 35 УПК РФ в окружные (флотские) военные суды могут быть переданы из гражданских судов общей юрисдикции дела по ряду особо опасных преступлений, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства и их родственников.
В главе 3 Закона о военных судах определен статус судей военных судов. Он равен статусу судей иных федеральных судов. Длительное время статус судей военных судов характеризовался тем, что они являлись военнослужащими. Однако это не означало, что судьи были подчинены военному командованию и тем самым теряли независимость. Военные суды выведены из состава Вооруженных Сил РФ. Судьи и работники аппарата из числа военнослужащих были прикомандированы к Верховному Суду РФ и Судебному департаменту и не подчинялись органам военного управления. С 2009 г. судьи военных судов стали гражданскими должностными лицами[89]. Военнослужащий, назначенный судьей военного суда, обязан либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу. На должность судьи военного суда может быть назначен и юрист, не являющийся военнослужащим. Вместе с тем, учитывая специфику деятельности военных судов, при отборе кандидатов на должность судьи закон отдает предпочтение лицам, имеющим опыт воинской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о военных судах «преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке».
Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Финансирование военных судов осуществляется через соответствующее управление Судебного департамента, а не через Министерство обороны. Военные суды рассматривают дела в соответствии с теми же процессуальными нормами, что и иные суды. Поэтому нет оснований говорить о том, что военные суды являются какими-то особыми (репрессивными) судебными органами. Напротив, они достаточно эффективно обеспечивают защиту прав и законных интересов военнослужащих. Большинство рассматриваемых ими дел — гражданские дела по искам военнослужащих. Необходимость организации и функционирования военных судов предопределена тем, что многие воинские формирования находятся вдали от населенных пунктов, где функционируют гражданские суды. Согласно международным соглашениям воинские подразделения порой располагаются вне территории страны. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. В военное время динамичное передвижение войск затрудняет доступ военнослужащих к гражданским судам. Немаловажное значение имеет знание военными судьями специфики воинской службы.
Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.
Собственно система судов общей юрисдикции, действующих в Российской Федерации, исчерпывается судами, охарактеризованными выше. Далее будет дана характеристика Верховного Суда РФ, возглавляющего систему судов общей юрисдикции, а также федеральных арбитражных судов, которые также являются нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
Верховный Суд Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[90]). В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В соответствии со ст. 2 Закона о Верховном Суде высший судебный орган осуществляет судебный надзор в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, он рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Как было показано выше, в результате реформы 2014 г. Верховный Суд РФ, являвшийся ранее высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, преобразован в высший судебный орган по отношению также к системе федеральных арбитражных судов. В настоящее время он возглавляет две относительно самостоятельные подсистемы судов: федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей, а также федеральные арбитражные суды. Верховный Суд РФ выступает в качестве вышестоящего суда по отношению к судам, образованным Законом о судебной системе и федеральными законами, является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции третьего звена (верховные суды республик, областные, краевые и равные им суды, окружные (флотским) военные суды), а также арбитражным судам округов (арбитражные кассационные суды). В соответствии с установленным порядком отправления правосудия решения нижестоящих судов могут стать предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ (ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» Верховный Суд РФ, образованный в соответствии с данным законом, формируется в составе 170 судей.
В связи с обозначенной реорганизацией высших органов судебной власти принят специальный Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”». По принципиальным аспектам порядок формирования реорганизованного Верховного Суда РФ не отличается от общего порядка наделения судей полномочиями: он остается конкурсным, применимы общие требования к кандидатам на должности судей, предусмотрены сдача квалификационного экзамена, рекомендация органа судейского сообщества. Однако специфика состоит в том, что созданы Специальная квалификационная коллегия судей и Специальная экзаменационная комиссия, регламентированы их состав и порядок деятельности.
С учетом места и роли Верховного Суда РФ в системе органов судебной власти Российской Федерации, значительного возрастания объема полномочий (к Верховному Суду РФ перешли компетенции двух ранее функционировавших и в настоящее время упраздненных органов судебной власти — Высшего Арбитражного Суда РФ и Дисциплинарного судебного присутствия), выполняемых функций, можно констатировать, что он имеет более сложную, по сравнению с другими судами, структуру. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о Верховном Суде Верховный Суд РФ действует в следующем составе: 1) Пленум; 2) Президиум; 3) Апелляционная коллегия; 4) Судебная коллегия по административным делам; 5) Судебная коллегия по гражданским делам; 6) Судебная коллегия по уголовным делам; 7) Судебная коллегия по экономическим спорам; 8) Судебная коллегия по делам военнослужащих; 9) Дисциплинарная коллегия (рис. 6).
Федеральный закон «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”» конкретизировал количество заместителей Председателя Суда и судей, входящих в конкретные судебные коллегии.
Рис. 6. СоставВерховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрение дел: I — в первой инстанции; А — в апелляционном порядке;
В — по вновь открывшимся обстоятельствам; К — в кассационном порядке;
Н — в надзорном порядке
Возглавляет Верховный Суд РФ его Председатель, который имеет первого заместителя и шесть заместителей, которые являются по должности председателями судебных коллегий по административным, гражданским, уголовным делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих, Дисциплинарной коллегии.
Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя, первого заместителя Председателя, заместителей Председателя и судей. Иными словами, Пленум представляет собой общее собрание судей. Он правомочен при наличии не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ по приглашению Председателя Верховного Суда РФ вправе принимать участие Председатель Конституционного суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, их заместители, судьи Конституционного Суда РФ, судьи иных судов и другие лица. Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.
К компетенции Пленума не относится осуществление правосудия по конкретным делам. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, которые принимаются в форме постановлений. Посредством выработки разъяснений Верховный Суд РФ обеспечивает единство понимания норм судами, прокурорами, следователями, адвокатами и иными правоприменителями.
Большую роль играет Пленум в организации работы Верховного Суда РФ. По представлению Председателя Суда Пленум избирает секретаря Пленума, судей Апелляционной коллегии и Дисциплинарной коллегии, утверждает составы судебных коллегий по административным, гражданским, уголовным делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих, состав научно-консультативного совета, персональный состав президиумов нижестоящих судов, решает вопросы, связанные с реа