Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов

Другой формой защиты публичноправовых интересов в арбитраж­ном процессе является участие в деле государственных органов, ор­ганов местного самоуправления и иных органов. Данный институт арбитражного процесса схож с институтом защиты прав других лиц в гражданском процессе на основании ст. 42 ГПК. Однако в отличие от него, в арбитражном процессе государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе только обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и обществен­ных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. АПК не предусматривает такой формы участия, как дача заключения. Кроме того, обращение в суд общей юрисдикции в порядке ст. 42 ГПК преследует прежде всего цель защитить интересы других лиц, а ст. 42 АПК ориентирует в основном на защиту государственных и общест­венных интересов, в том числе включающую и защиту прав других лиц (истцов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 42 АПК).

Поэтому под ст. 42 АПК практически подпадает любое участие по крайней мере государственных органов и органов местного само­управления, связанное с реализацией их компетенции и властных пол­номочий. При этом государственные органы, органы местного само­управления и иные органы не являются непосредственными выгодо-приобретателями по решению арбитражного суда, поскольку предъ­явленный ими иск направлен на защиту государственных и общест­венных интересов. Согласно ч. 3 и 4 ст. 42 АПК защита государст­венных и общественных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем при удовлетворении иска), однако для данных органов предъ­явление иска может быть обусловлено только защитой интересов го­сударства и общества.

Одновременно любой из государственных органов и органов мест­ного самоуправления может выступать в арбитражном процессе как обычный субъект гражданского оборота, например по искам, связан­ным с ремонтом занимаемого помещения, приобретением необходи­мого для работы оборудования, использованием коммунальных услуг, причинением вреда имуществу и др. В таких случаях соответствую­щий государственный орган занимает положение обычной стороны в арбитражном процессе (ст. 34 АПК).

Право государственных органов, органов местного самоуправле­ния и иных органов на возбуждение дела в суде связано с двумя об­стоятельствами: во-первых, такое обращение в суд возможно в слу­чаях, предусмотренных федеральным законом и, во-вторых, в защиту государственных и общественных интересов. Например, в соответст­вии со ст. 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Феде­ральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в ар­битражный суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недей­ствительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. В данном случае защищаются государственные и общественные интересы, связанные с ликвидацией последствий про­тивоправного поведения эмитента на фондовом рынке. Кроме того, одновременно защищаются права лиц, которые приобрели такие цен­ные бумаги, поскольку результатом признания выпуска ценных бумаг недействительным будет возвращение денежных средств владельцам, в том числе и юридическим лицам.

В соответствии с названным Федеральным законом Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться с иском в ар­битражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг; о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в слу­чае неполучения им лицензии в установленные сроки и т.д. Такие же правовые возможности предоставлены антимонопольным, таможен­ным органам и ряду других государственных органов.

Фактически реализацией права государственных органов на за­щиту государственных и общественных интересов является обраще­ние в арбитражный суд налоговых и иных уполномоченных органов с заявлением о признании должника несостоятельным (ст. 38, 39 Фе­дерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В данном случае одновременно защищаются как государственные (погашение долга перед государством), так и общественные (из гражданского обо­рота исключается «больной» участник) интересы.

Порядок обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также их про­цессуальное положение близки статусу прокурора в арбитражном) процессе. Данные органы обращаются в арбитражный суд в общем порядке, определенном АПК. Вместе с тем в соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 АПК государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы имеет право обращаться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

На данных органах лежит бремя доказывания заявленных требо­ваний. Орган, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правамиистца,кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

При отказе истца от иска, который был предъявлен в его интересах, суд оставляет иск без рассмотрения. Вместе с тем во многих случаях защита государственных и общественных интересов в арбитражном процессе не связана с защитой интересов конкретных лиц в данном процессе (например, иск о ликвидации юридического лица, осущест­вляющего профессиональную деятельность на фондовом рынке без лицензии; иск Центрального банка РФ о ликвидации коммерческого банка, у которого отозвана лицензия), поэтому развитие процесса за­висит целиком от соответствующего органа, обратившегося с иском в арбитражный суд.

Наши рекомендации