Участие государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в арбитражном процессе

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Институт участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов имеет определенное сходство с институтом защиты прав других лиц в гражданском процессе на основании ст.46 ГПК. Однако, в отличие от него в арбитражном процессе государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе только обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. АПК не предусматривает такой формы участия, как дача заключения. Кроме того, обращение в суд общей юрисдикции в порядке ст. 46 ГПК имеет, прежде всего, целью защиту интересов других лиц, а ст. 53 АПК ориентирует в основном на защиту публичных интересов, в том числе включающую и защиту прав других лиц (истцов, указанных в ч. 4 ст. 53 АПК).

То есть под положения ст. 53 АПК подпадает практически любое участие государственных органов и органов местного самоуправления, связанное с реализацией их компетенции и властных полномочий. При этом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению арбитражного суда, поскольку предъявленный ими иск направлен на защиту публичных интересов. Согласно ч. 4 ст. 53 АПК защита публичных интересов может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска), однако для данных органов предъявление иска может быть обусловлено только защитой интересов государства и общества.

Любой из государственных органов и органов местного самоуправления может выступать в арбитражном процессе как обычный субъект гражданского оборота, например, по искам, связанным с ремонтом занимаемого помещения, приобретением необходимого для работы оборудования, использованием коммунальных услуг, причинением вреда имуществу и др. В таких случаях соответствующий государственный орган занимает положение обычной стороны в арбитражном процессе (ст. 44 АПК).

Указанные органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском при условии, что это:

ü прямо предусмотрено федеральным законом;

ü вызывается необходимостью защиты публичных интересов.

В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле, и:

ü допускается только до принятия арбитражным судом решения по делу;

ü может быть как полным, так и частичным;

ü подлежит утверждению со стороны арбитражного суда.

Указанные в ч. 1 ст. 53 АПК иски освобождены от уплаты государственной пошлины. О принятии отказа от иска арбитражный суд выносит определение, при этом, определение должно быть вынесено арбитражным судом и в случае, если истец, несмотря на отказ помянутого органа от иска, требует рассмотрения дела по существу.

Представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

На основании статьи 53.1 АПК РФ уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по правилам, установленным статьей 42 АПК РФ.

Наши рекомендации