Тема 6. Участие прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и других лиц в гражданском процессе

План:

1. Участие прокурора в гражданском процессе (основания и формы).

2. Процессуальное положение прокурора.

3. Основания и цель участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления.

4. Условия возбуждения гражданского дела и процессуальные права государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в судебном разбирательстве.

5. Заключение по делу (основания и порядок дачи заключения по делу государственными органами и органами местного самоуправления).

6. Основания и процессуальный порядок участия в судебном разбирательстве общественных организаций и отдельных граждан.

Участие прокурора в гражданском процессе возможно на лю­бой стадии: от возбуждения дела в суде до исполнения решения суда. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессу­альных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

В стадии принятия заявления прокурор выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений. При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих тре­бований, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 131 ГПК РФ, должны соот­ветствовать положениям ч. 3 ст. 131 ГПК. В исковом заявлении, предъявленным прокурором в защиту интересов Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо­ваний или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Весьма существенно требование относительно того, что в заявлении прокурора должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражда­нином.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессу­альными правами и несет, все процессуальные обязанности истца. Исключение составляет право на заключение мирового соглаше­ния. Прокурор также освобождается от обязанности по уплате су­дебных расходов.

Вступив в процесс рассмотрения и разрешения судом конкретно­го дела, в котором он обязан участвовать в силу закона, прокурор как лицо, участвующее в деле вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства. К особым процессуальным действиям, на совершение которых уполномочен прокурор, вступивший в уже начатый процесс другими лицами, относится дача заключения по делу. Заключение по существу рассматриваемого дела дается про­курором в судебном заседании после прений сторон.

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявле­ние в защиту законных интересов недееспособного или несовер­шеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представите­ля (ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ГПК РФ, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов дру­гого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований. Основанием их участия в процессе будет слу­жить заинтересованность в законном и обоснованном разреше­нии спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на них законом и актами, определяющими компетен­цию данного государственного органа (организации).

Государственные органы относятся к той группе лиц, участвую­щих в деле, которые имеют только процессуально-правовую за­интересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности. Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных орга­нов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в за­коне на возможность участия их в процессе в защиту прав и за­конных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов ма­теринства и детства, охрана окружающей природной среды, за­щита прав потребителей.

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов мест­ного самоуправления: 1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица и 2) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возло­женных на них обязанностей.

Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих интересов, не являются стороной в материальном смысле, а выступают в качестве истцов только в процессуальном смысле. Лица, подавшие заявление в защиту за­конных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальны­ми правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обя­занности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе лиц, участвующих в деле или по инициативе для дачи заключения по делу.

Заключение государственного органа, органа местного самоуп­равления следует отличать от заключения эксперта. Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экс­пертизы и касающиеся фактов, но не права, в то время как участие в про­цессе государственного органа, как правило, обусловлено указа­нием закона.

Наши рекомендации