Принципы организации расследования.
Принципы в уголовном судопроизводстве сопряжены с его закономерностями, целями и функциями субъектов и участников. В сочетании они составляют теоретическую основу уголовного судопроизводства.
Организационный процесс в расследовании имеет определенные закономерности, т.е. необходимое, повторяющиеся, объективные связи отдельных элементов этого процесса и его реального проявления. Эти закономерности проявляются на различных уровнях, в различных ситуациях. Закономерности организации выражают устойчивые связи и характер проявления сущностных элементов расследования как деятельности.
Принципы являются основными положениями, отражающими закономерности и наиболее общие, существенные свойства организационного процесса расследования. Принципы образуют систему, направленную на оптимальное выполнение задач организации и всего расследования. Принципы, в отличие от закономерностей, вырабатываются людьми. Поэтому на теоретиках расследования и руководстве правоохранительных органов лежит большая ответственность за разработку основных положений - принципов. Отметим, что принципы организации имеют практическое значение, т.к. адресованы практическим работникам – следователям и их руководителям.
Принципы организации:
- соответствие закономерностей организации отдельного расследования организации и управление всей системой расследования;
- соответствие квалификации следователя криминалистической сложности расследования, которое он осуществляет;
- соответствие прав, полномочий и обязанностей субъектов организации;
- принцип централизации расследования и руководящей роли следователя;
- принцип информированности руководителей расследования;
- сочетание следственных и иных действий в расследовании;
- ритмичность расследования;
принцип рациональной рабочей нагрузки следователя.
Кратко рассмотрим содержание указанных принципов.
1. Соответствие организации и управления подсистемами расследования организации и управлению системой расследования в целом.
Организация конкретного расследования, как отмечалось, — основной, базовый уровень организации. Такое его значение определяется местом и ролью расследования в борьбе с преступностью. Акт расследования связывает в единое целое действия следователя и иных участников. Только путем расследования можно установить истинные обстоятельства явления. Все иные уровни организации производны от организации расследования преступления, так как существуют для него. Образуя систему, они влияют на расследование, в какой-то мере определяют его, обеспечивают, но при ведущей роли конкретного акта расследования, поэтому закономерности организации расследования преступления имеют принципиальное значение для всех иных уровней и подуровней организации. Соответствие организации подсистем расследования является объективно необходимой устойчивой связью между уровнями организации, т. е. закономерностью.
Нарушение соответствия снижает уровень организации и расследования в целом. Например, если считать прокурора членом комиссии по служебному разбирательству причин железнодорожной катастрофы, то это затруднит выполнение им надзорных функций, а также, в какой-то мере, процессуальный надзор за расследованием. Рекомендация следователю МВД решать вопрос о возбуждении уголовного дела у начальника органа подрывает фактическое осуществление процессуальной самостоятельности следователя, что отрицательно сказывается на принятии им других решений по делу.
Закономерность соответствия проявляется внутри каждого уровня организации и в организации подуровней расследования. Процессуальная деятельность следователя является основной. Все иные подсистемы расследования имеют вспомогательное, обеспечивающее доказывание значение. Их организация должна соответствовать оптимальному функционированию доказывания, деятельности следователя.
Организация подсистем расследования не свободна в выборе средств и методов от действующих в системе расследования в целом. Перераспределение функций между субъектами системы расследования должно обязательно согласовываться с общими принципами системы, соответствовать им. Наделение начальника органа внутренних дел правом организации расследования (помимо дознания) по своему объему и содержанию должно соответствовать принципу процессуальной самостоятельности следователя и его руководящей роли, отраженному в федеральном законодательстве. В противном случае образуется конкуренция прав и полномочий, антагонизм, дезорганизующий расследование.
2. Принцип учета закономерностей организации расследования преступления во всех иных уровнях организации. Требования уголовно-процессуального закона к организации расследования должны учитываться при разработке подзаконных нормативных актов, регламентирующих всю организацию расследования преступлений, один из ее уровней (подуровней). Это означает, что правила организации дознания, например, должны соответствовать уголовно-процессуальному закону, организация следственно-оперативной группы должна основываться опять-таки на этих требованиях. Принцип процессуальной самостоятельности следователя, например, не допускает никакого руководства следователем в сфере расследования, кроме процессуального. Отступление от него, чем бы оно ни оговаривалось, может отрицательно сказаться на всесторонности, объективности и полноте расследования.
3. Принцип соответствия организующей (управляющей) системы объекту организации расследования. Характеристика субъектов и объектов организации различна на разных ее уровнях. В конкретном акте расследования под организующей системой понимается следователь. Практическая реализация данного принципа на этом уровне заключается в необходимости соответствия профессионально-психологических качеств личности следователя криминалистической сложности расследования, которое он осуществляет. Нарушение этого принципа (например, начинающий следователь производит сложное расследование) может привести и нередко приводит к серьезным негативным последствиям. Неквалифицированный, малоопытный следователь в расследовании сложных дел далеко не всегда способен выдвинуть все возможные версии, четко конкретизировать предмет доказывания, успешно организовать все расследование. Если же высоко квалифицированный следователь производит простое расследование, то это нерациональное использование сил в борьбе с преступностью.
Оптимальная организация расследования настоятельно требует большей дифференциации следователей по степени сложности производимых ими расследований. Уже в следственных подразделениях районного (городского) звена должны быть, помимо стажера, должности младших следователей, следователей и старших следователей. Практическое осуществление рассматриваемого принципа возможно при условии создания единого следственного аппарата. В настоящее же время нередко встречаются факты расследования сложных уголовных дел (неочевидных убийств, крупных хищений и др.) недавними выпускниками вузов, не имеющими глубоких и устойчивых практических навыков производства следственных и иных действий. Это грубое нарушение принципов организации расследования.
Несоответствие наступает и тогда, когда официально расследования нет, но фактически оно производится. Речь идет о частых в прошлом и имеющих определенное распространение в настоящее время случаях длительных (свыше установленного законом срока) непроцессуальных проверках заявлений (сообщений) о преступлениях. Работники милиции пытаются в таких случаях непроцессуальным путем установить виновных.
4. Принцип соответствия прав, полномочий и обязанностей субъектов организации. Следователю предоставлены определенные права. Их реализация обеспечивается нормами уголовно-процессуального закона, авторитетом следователя как представителя государственной власти, а также возможностью в предусмотренных законом случаях принудительных действий (обыск и др.). Права следователя для полной реализации рассматриваемого принципа надо конкретизировать. Следователь должен иметь полномочия по привлечению к административной ответственности лиц, уклоняющихся от выполнения его постановлений, распоряжений по расследуемым делам. Отсутствие таких и иных полномочий отрицательно сказывается на организации расследования (например, полномочия на принудительное удаление определенных лиц с места следственного действия, по привлечению конкретных граждан к участию в следственном действии, по привлечению к административной ответственности лиц, уклоняющихся от явки по вызову следователя и др.).
Распорядительные полномочия следователя по организации расследования, а также ответственность должны быть четко определены. Это основной принцип эффективной системы управления. В расследовании он выражается в четком определении организационных прав, полномочий и обязанностей следователя, руководителя следственного аппарата, начальника органа внутренних дел, прокурора, оперативных работников и иных участников расследования. Невыполнение любым участником своих обязанностей должно повлечь для него определенные последствия. Согласование, о котором часто говорят, необходимо как метод реализации прав и полномочий. Это метод связи, но не управления.
5. Принцип централизации расследования и руководящей роли следователя в его организации. В расследовании необходима координация следователем действий всех участников. Координация, руководство необходимы прежде всего потому, что наиболее важные и ответственные решения по делу принимает следователь. Он организует расследование, несет персональную ответственность за законность и обоснованность, своевременность мер по раскрытию преступления, лично производит большинство следственных и иных действий, поэтому объективно является руководителем расследования.
Необходимость централизации расследования, единоначалия в нем обусловлены также специфическим действием фактора времени и противодействием заинтересованных лиц. Организация и проведение в определенное согласованное время ряда следственных и иных действий облегчает получение доказательств, ослабляет или полностью нейтрализует противодействие. Эти причины наряду с персональной ответственностью следователя за ход и результаты расследования предопределяют жесткую централизацию его организации.
Рассматриваемый принцип организации означает также, что участники расследования должны своевременно и качественно выполнять поручения, постановления, требования и распоряжения следователя. Оптимальное выполнение следователем руководящей роли в расследовании в определенной мере обеспечивается процессуальным контролем его деятельности, руководством со стороны начальника следственного аппарата и надзором прокурора.
6. Принцип информированности. Организация расследования имеет специфическую особенность: процессуальные и все иные решения по уголовному делу могут быть приняты лишь на основе всей собранной информации. Другая особенность вытекает из принципа непосредственности, действующего в уголовном судопроизводстве: следователь должен непосредственно собирать доказательства. Фактические данные, собираемые иными участниками расследования, должны немедленно направляться следователю. В свою очередь, он может по своему усмотрению сообщать участникам расследования необходимые данные. Объем их определяется требованием успешного осуществления участниками своих функций. Следователю же, ввиду централизации расследования и его роли в нем, необходима вся информация о содержании и результатах действий участников. Сложность социальных явлений, скрытый характер действующих закономерностей в поведении людей, подлинных намерений заинтересованных лиц, их противодействие следователю, ответственность и социальная значимость принимаемых решений требуют от следователя тщательной, объективной оценки собранных доказательств. Сделать это успешно он может только на основе знания всей информации по делу.
Информированность как принцип организации отражен в уголовно-процессуальном законе: орган дознания обязан сообщать следователю о результатах принимаемых им розыскных мер, о выполнении поручений следователя. Нарушение этого принципа приводит иногда к очень серьезным негативным последствиям.
7. Принцип сочетания следственных и иных действий в расследовании. Следственные действия как средство собирания доказательств являются основными в расследовании. Все иные действия: процессуальные, оперативно-розыскные, организационно-подготовительные, а также служебные проверочные носят по отношению к следственным вспомогательный, обеспечивающий характер. Количественное соотношение следственных и иных действий зависит от криминалистической сложности расследования. Следственные действия чаще преобладают в простых и усложненных расследованиях, где источники доказательств большей частью известны, многие обстоятельства преступления очевидны, противодействие заинтересованных лиц слабо, структура расследования создается без особых затруднений. В сложных и особо сложных расследованиях резко увеличивается число оперативно-розыскных и иных действий.
Оптимальная организация расследования предполагает рациональное сочетание следственных и иных действий. Для оптимальной пропорции следует придерживаться правила, сформулированного А.М. Лариным: «Следственное действие может считаться подготовленным, когда обеспечено проведение предшествующих, сопутствующих и последующих мероприятий»[93].
Что касается иных процессуальных действий, то их минимальное количество для любого расследования в общем определено уголовно-процессуальным законом (возбуждение уголовного дела, вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого и др.). Увеличение их числа также обусловлено сложностью расследования.
Практическое значение рассматриваемого принципа заключается в том, что он обязывает следователя использовать в расследовании все предусмотренные законом и выработанные наукой средства собирания информации при ведущей роли следственных действий, сочетание которых должно быть рациональным.
Преступник напал на гр. III. в темном переулке около 24 часов, ударил ее по голове, оглушил, а затем изнасиловал. Потерпевшая не рассмотрела лицо насильника, но запомнила общие признаки его внешности. После проведения первоначальных неотложных следственных действий следователь основное внимание сконцентрировал на получении результатов оперативно-розыскных действий, а когда они появились (через 5—6 дней), то задержал гр. Н. по подозрению в изнасиловании и допрашивал его, проверял его показания. Н. сначала признался в совершении преступления, затем отказался от своих показаний в ходе их проверки на месте. Расследование зашло в тупик. Одной из причин этого явилось нарушение принципа сочетания (пропорциональности) следственных и иных действий. Следователю не надо было ждать результатов ОРД, а проводить следственные действия но проверке других версий, путем организационно-подготовительных действий получить сведения об источниках доказательств, изучить окружение Ш. (что в условиях небольшого города не так уж сложно, ибо люди хорошо знают друг друга).
8. Принцип ритмичности расследования тесно связан с предыдущим. В расследовании используются три типовых варианта сочетания следственных и иных действий: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный. Первый заключается в том, что последующее действие производится при условии окончания предыдущего. Иногда это жесткая последовательность, когда результаты предыдущего действия являются основанием для содержания последующего. Она указана в уголовно-процессуальном законе (допрос и предъявление для опознания; предъявление обвинения и допрос обвиняемого и др.). Такое сочетание можно назвать уголовно-процессуальным. В иных случаях тактической и организационной обусловленности следственных и иных действий вопрос о последовательности решает следователь. Он руководствуется при этом типичным вариантом сочетания действий, разработанным теорией расследования, и практикой, а также характером следственной ситуации. Тактическая и организационная последовательность производства следственных действий зависят от уголовно-процессуальной и друг от друга (Р.С. Белкин, 1974).
Параллельный вариант сочетания действий необходим на начальном этапе всех (кроме простых) расследований. Его глобальное применение затруднено реальными возможностями органов расследования. Следователь в таких случаях должен стремиться нейтрализовать отрицательные последствия невозможности параллельного сочетания действий. Уголовно-процессуальный закон в отдельных случаях прямо обязывает следователя принимать такие меры.
Все расследование как деятельность — это параллельно-последовательное сочетание действий следователя и иных участников расследования.
Для большинства расследований начальный этап характеризуется непрерывностью, которая диктуется неотложностью многих действий, необходимостью быстрого установления основных обстоятельств события, собирания доказательств о причастности определенного лица к совершению преступления. Оптимальность расследования требует его непрерывности до момента предъявления обвинения или собирания достаточного количества доказательств причастности лица к совершению преступления. Это правило распространяется в первую очередь на преступления, проявляющиеся вовне как происшествия и в криминалистической характеристике которых важное место занимает место и точное время совершения.
После предъявления обвинения острая необходимость непрерывности во многих случаях отпадает. Следователь собирает дополнительные доказательства, некоторые действия носят длительный характер (например, производство экспертиз, истребование различных документов и др.). Именно этим объясняется практическая необходимость одновременного расследования одним следователем нескольких преступлений (кроме особо сложных расследований).
Принцип ритмичности организации расследования проявляется в постоянном чередовании непрерывного цикла действий для одного расследования, производимого следователем, и периодичностью совершения действий для других расследований, осуществляемых этим следователем. Соблюдение этого принципа позволяет следователю вести в определенной степени параллельное расследование по всем уголовным делам, находящимся в его производстве.
Принцип ритмичности организации расследования проявляется в работе каждого следователя. В течение рабочего дня и недели часть дел следователь ведет непрерывно. По другим делам производятся отдельные действия. Часть дел в этот отрезок времени находится практически без движения, так как по ним выполнены все или почти все действия по собиранию доказательств и осталось произвести лишь некоторые заключительные (ознакомление обвиняемого с материалами дела, составление обвинительного заключения). В течение недели следователь в состоянии уделить полностью по одному рабочему дню 2—3 делам и 3—4 делам — по несколько рабочих часов. Значит, работать активно он может не более чем по семи-восьми уголовным делам. По остальным, находящимся в его производстве делам следователь может совершать отдельные действия или решать мыслительные задачи.
9. Определение рациональной рабочей нагрузки следователя является одной из проблем организации расследования. Решая ее, необходимо учитывать криминалистическую сложность различных расследований, процессуальные сроки ведения уголовных дел, обязанность соблюдения принципов уголовного процесса, уровень профессиональной подготовки следователя, ограниченную возможность человека одновременно воспринимать, держать в памяти и достаточно глубоко осмысливать предельное число объектов, степень участия в расследовании работников органов дознания.
Исходя из фактических затрат времени на расследование преступлений определенной криминалистической сложности можно сделать вывод об объеме предельной рабочей нагрузки следователя. Разумеется, границы ее будут не столь категоричны ввиду невозможности выразить количественно некоторые качественные характеристики процесса расследования.
Для одного простого расследования необходимо 20-30 рабочих часов или 2-4 рабочих дня. Таких простых расследований следователь может произвести в течение двух месяцев около 20. Именно такое максимальное количество простых для расследования уголовных дел условно и может быть в производстве одного следователя. Но он расследует различные по своей криминалистической сложности уголовные дела: простые, усложненные, сложные, а иногда и особо сложные, поэтому количество уголовных дел, реально находящихся в производстве одного следователя, должно быть меньшим. Оно будет различным в связи с различным сочетанием расследований разной криминалистической сложности. Например, исходя из среднего времени расследования оптимальной нагрузкой квалифицированного следователя должны быть не более 6 усложненных и одно сложное расследование или не более 10 усложненных. Особо сложное расследование должно производиться, как правило, группой следователей.
Рабочая нагрузка следователя подвижна. Ее регулирование — одна из обязанностей начальника следственного подразделения. Верхний предел оптимальной рабочей нагрузки должен быть положен в основу формирования штатов следователей.
Нарушение принципа оптимальной рабочей нагрузки следователя, может влечь и влечет негативные последствия — снижается эффективность и качество расследования. Уголовные дела зачастую лежат без движения, следственные действия производятся в спешке. Постепенно изменяется отношение следователя к работе, ибо у него нет возможности творчески подходить к расследованию, качественно выполнять требование о всесторонности, объективности и полноте расследования — чему его учат и что от него постоянно требуют.
Принципы организации соотносятся с основными положениями расследования как деятельности. Значение принципов организации расследования трудно переоценить. Их исследование, впервые произведенное автором, нашло положительные отклики среди ученых-криминалистов. Уделяется внимание их реализации и на практике. Хотелось отметить, что задачей органов расследования является полная реализация принципов организации в практической деятельности каждого следователя.
Особое значение имеет группа принципов общетеоретического действия (учета закономерностей организации расследования отдельного преступления во всех уровнях организации и др.). Их реализация должна оказывать влияние на законодательство, регламентирующее расследование и характер подзаконных нормативных актов, направленных на совершенствование системы следствия. Тогда законодательство будет научно обоснованным, а практическая деятельность будет постоянно совершенствоваться.
Что касается остальных принципов, отражающих закономерности организации отдельного расследования, то их реализация в большей степени зависит от руководителей следственных аппаратов всех уровней.
Глава 3. Содержание основных структурных элементов организации расследовании.