Понятие СПС и задачи, решаемые с их использованием.
Справочная правовая система (СПС) –это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать, а также формировать свое собственное пространство в конкретной СПС).
Задачи СПС
* создание базовых эталонных банков нормативно-правовых актов, формирование комплекса программных продуктов с заданными условиями ;
* организация процесса пополнения (сопровождение, актуализация) созданных эталонных информационных банков справочно-правовых систем ;
* организация оперативной передачи пользователям справочно-правовых систем новейшей правовой информации из эталонных информационных банков справочно-правовых систем;
* поиск и выдача правовой информации по запросам пользователей
* создание специальных обучающих и консультационных центров правовой информации;
* создание условий общедоступности правовой информации для юридических и физических лиц.
Использование справочно-правовых систем в целях создания автоматизированного рабочего места юриста.
Помимо решения глобальной задачи воздействия на общественное сознание с целью формирования в обществе правового сознания и культуры, справочно-правовые системы помогают решать частные задачи, такие, например, как создание автоматизированного рабочего места юриста.
30. Основные свойства и параметры СПС. Главные свойства как в самой СПС, так и в работе фирмы – производителя СПС, на которые пользователю нужно обратить внимание.
** Качество информационного наполнения СПС:
* Полнота информации;
* Оперативность поступления новой информации;
* Достоверность информации, её аутентичность;
* Качество юридической обработки информации в системе.
** Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС:
* Поисковые и сервисные возможности;
* Возможности используемой технологии при передаче информации и её актуализация у пользователя.
** Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю конкретной СПС:
* Бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в сфере заказчика;
* Гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);
* Возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;
* Обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;
* Техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.
В России имеется целый ряд компаний, специализирующихся на разработке и распространении СПС. Среди известных СПС необходимо назвать КонсультантПлюс, ГАРАНТ, «Кодекс», а также «Эталон», «Система», ЮСИС, «Референт», «Юридический мир», «1С:Кодекс», «1С:Гарант» и др.
31. Полнота и структура информационных банков СПС.
Полнота информационного банка СПС — понятие относительное, и оценивать ее следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать.
Под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.
Основные критерии, по которым можно оценить полноту предоставляемой СПС информации.
1-ый критерий связан с оценкой возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие такого пакета обеспечивает:
1) гарантию получения полной и достоверной информации и в текущий момент, и в будущем;
2) гарантию достоверности информации;
3) возможность получения редких, частных документов, не вошедших в стандартный комплект поставки.
2-ой критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы. Действительно, поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает лишь часть массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.
Основные принципы в подходе к решению данной проблемы.
1. Формирование ИБ в соответствии с различными видами правовой информации.
Как известно, правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальную правовую информацию, неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера. Как правило, эти группы правовой информации включаются в разные базы, хотя часто для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.
2. Подразделение правовой информации по территориальному признаку.
При этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты.
3. Разбиение правовой информации по тематическому признаку либо создание семейства универсальных баз, ориентированных на определенный круг потребителей.
Исследуя вопрос полноты предоставляемой СПС информации, необходимо:
во-первых, оценить полноту не только той информации, которая уже есть в системе, но и полноту будущих поступлений, что косвенно можно оценить через возможности доступа компании-разработчика к источникам информации;
во-вторых, важно оценить возможность выбора (и выбрать) такую систему (или набор систем), чтобы представленный в ней массив информации удовлетворял основным ежедневным потребностям пользователя, с учетом того, что отдельные недостающие документы можно будет заказать в сервисном центре компании-разработчика.
32. Принципы построения ИБ систем по федеральному законодательству.
Существуют два основных принципа построения информационных банков систем по федеральному законодательству.
Первый принцип основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).
Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.
Построение ИБ по тематическому принципу имеет три существенных недостатка:
во-первых, значительное дублирование информации в различных ИБ;
во-вторых, отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого ИБ важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);
в-третьих, на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие с взглядами конкретного пользователя.
Семейство систем КонсультантПлюс состоит из четырех блоков:
1) Справочные правовые системы по федеральному законодательству.
2) Справочные правовые системы по региональному законодательству.
3) Справочная правовая система по международному праву.
4) Справочные системы поддержки принятия решений.
1. Системы по федеральному законодательству.
Эти системы являются:
· универсальными;
· каждая из них предназначена для определенной категории пользователей;
· они построены по принципу вложенности, т.е. ИБ каждой последующей в списке системы входит в ИБ предыдущей.
Дадим краткое описание каждой системы.
1) Информационный правовой комплекс (ИПК) КонсультантПлюс: Эксперт. Он охватывает все законодательство России и состоит из двух взаимосвязанных частей:
СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф и СПС КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение.
Комплекс предназначен для юристов, сотрудников органов государственной власти и управления, специалистов, занимающихся политическим и экономическим анализом. Он используется в крупных организациях, в банках, в органах власти и управления, в юридических, аудиторских и консалтинговых фирмах. При этом:
а) ИБ СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф включает все нормативные акты РФ, а также правовые акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по вопросам общего значения и по финансово-экономическим вопросам отраслевого значения;
б) ИБ СПС КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение содержит только ненормативные акты общего характера, правовые акты официального разъяснения по организационным и техническим вопросам отраслевого значения, узкоспециальные акты, а также правоприменительные акты (в том числе и акты персонального характера): например, указы Президента РФ о назначении на должность, о награждении, документы о выделении бюджетных средств отдельным регионам, об особом порядке ввоза из-за границы определенной партии товаров и т.д.
2) СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Наиболее популярная и распространенная в России система. В ИБ системы полно представлены документы по всем отраслям российского законодательства. Как уже было сказано выше, эта система входит в состав ИПК КонсультантПлюс:Эксперт.
Система предназначена для самого широкого круга специалистов: юристов, финансистов, аудиторов, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности и направлений деятельности, сотрудников органов власти и управления, бухгалтеров, работников банков и страховых компаний.
3) СПС КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство. Это универсальная экономическая правовая система. ИБ системы полностью входит в ИБ системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф. СПС КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство содержит все нормативные акты РФ общего значения, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета и по вопросам общего значения.
Существенным отличием СПС КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство от СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф является то, что по таким тематикам, как банковская деятельность, внешнеэкономическая деятельность, страховая деятельность, ценные бумаги, рассматриваемая система содержит только основные правовые акты.
В целом можно сказать, что СПС КонсультантПлюс: РоссийскоеЗаконодательство ориентирована на небольшие предприятия или организации, не имеющие в своей структуре выделенной юридической службы (юриста).
4) СПС КонсультантПлюс:НалогиБухучет. Как следует из названия, ИБ системы содержит нормативные акты РФ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. ИБ системы полностью входит в ИБ СПС КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство. СПС КонсультантПлюс:НалогиБухучет разработана и предназначена специально для бухгалтеров предприятий, ведущих учет по Общему плану счетов бухгалтерского учета.
5) раздел НормативныеДокументы в справочной системе КонсультантБухгалтер - с одной стороны, полностью включает ИБ СПС КонсультантПлюс:НалогиБухучет, а с другой стороны, сам практически полностью входит в ИБ СПС КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство.
33. Проблема юридической обработки информации в СПС.
Юридическая обработка документа — это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.
На практике при отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности, нормативности.
Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих этапов:
· классификации (рубрикации) документа, подбора ключевых слов;
· выявлении взаимосвязей документов;
· формировании перекрестных ссылок между документами;
· составлении примечаний, справочных сведений к документу;
· подготовки новой редакции документа при издании официальных изменений.
Важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.
Объективная юридическая обработка — это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.
В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработкиосновывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.
При характеристике каждого этапа юридической обработки необходимо выделять его объективные и субъективные черты, так как это имеет большое значение для правильного использования правовой информации.
Проиллюстрируем теперь указанные выше этапы юридической обработки на примере систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству.
1. Классификация (рубрикация) документов.
Для предметной классификации документов в системах КонсультантПлюс используется рубрикатор, разработанный в компании “Консультант Плюс” на основе утвержденного Указом Президента РФ в 1993 году Общеправового классификатора отраслей законодательства (ОКОЗ).
Кроме того, в системах КонсультантПлюс имеется возможность поиска по ключевым словам; однако поскольку разбиение документов в соответствии с ключевыми словами обладает наибольшей субъективностью, то, на наш взгляд, использование этого вида поиска надежнее сочетать с другими видами поиска — полнотекстовым и поиском по известным реквизитам.
2. Выявление взаимосвязей документов.
Различают официально установленные взаимосвязи (например, один документ признает утратившими силу положения другого документа) и реальные взаимосвязи (т.е. такие взаимосвязи, при которых этот документ определенным образом взаимодействует с другими документами, но в первом документе не указывается ни характер взаимодействия, ни реквизиты других документов, с которыми он взаимодействует). Оформляются эти два типа взаимосвязей разными способами с целью четкого разделения объективных и субъективных сторон юридической обработки.
3. Формирование ссылок между документами.
Официально установленные взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые могут бытьсмысловыми и формальными. Оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно нажатием одной клавиши на клавиатуре (или щелчком мыши) перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа. При этом переход по гипертекстовой ссылке осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном.
Смысловые ссылки указывают на характер взаимосвязи документов (например, документ А дан в редакции документа Б). Такие ссылки делятся на прямые и обратные.
Формальные ссылки, не определяя характера взаимосвязи, позволяют, тем не менее, перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ.
4. Составление примечаний и справочных сведений к документу.
Реально существующие между документами связи фиксируются, оформляются с помощью примечаний и справочных сведений к документу.
В примечаниях содержится информация о месте документа в действующем законодательстве, о его соотношении с другими документами, о его действии или фактически утрате силы и т.д.
В случае наличия примечания к документу в целом, сообщение об этом дается в информационной строке над текстом документа в режиме просмотра текста. Например, в примечании может быть информация об особенностях вступления в силу данного документа.
Примечания могут носить объективный или субъективный характер. В тексте документа эти два вида примечаний отличаются цветом. Кроме того, в тексте примечаний, носящих субъективный характер, содержится указание: “КонсультантПлюс:Примечание”. В СПС КонсультантПлюс предусмотрена возможность отключения таких примечаний по желанию пользователя.
5. Подготовка новых редакций документов.
Изменение нормативных правовых актов правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции соответствующих частей (разделов, статей) изменяемого документа.
Многочисленные изменения одного документа без создания его редакции приводят к тому, что становится практически невозможно пользоваться таким документом. Выход из создавшегося положения эксперты фирмы-разработчика СПС видят в создании своих, не утвержденных правотворческим органом редакций нормативных правовых актов.
В системах КонсультантПлюс под новой редакцией документа понимается текст документа с внесенными в него изменениями.
При этом процедура внесения изменений в документы состоит из двух этапов.
Этап 1. Оперативное предупреждение пользователя об изменениях, внесенных в документ.
В систему оперативно вносится документ, содержащий изменения (документ Б), из текста которого можно по гипертекстовым ссылкам попасть в изменяемый им документ (документ А). В списке обратных ссылок документа А появляется сообщение о том, что документ А был изменен документом Б, одновременно на экране над текстом документа А появляется специальная информационная строка-предупреждение: “Внимание: Документ изменен — см. Обратные ссылки”.
До создания новой редакции документа А с помощью этих инструментов можно использовать измененный документ без риска получить устаревшую информацию.
Этап 2. Внесение изменений в текст документа, то есть создание новой редакции.
После введения в ИБ изменяющего документа Б в строгом соответствии с его текстом специалистами компании “Консультант Плюс” создается новая редакция документа А.
Текст новой редакции документа А включается в ИБ отдельным документом, при этом сохраняется первоначальный текст документа А (исходная редакция), а также все последующие редакции этого же документа, то есть в системе представлена полная ретроспектива редакций одного документа.
Все редакции одного документа связаны между собой, и, находясь в тексте одной из редакций, можно попасть в последнюю действующую или в любую другую интересующую пользователя редакцию документа.
34. Технологии передачи информации пользователю.
1. Достоинства и недостатки различных технологий доступа к правовой информации.
Можно выделить два основных этапа в процессе обновления правовых баз.
Первый этап — актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя.
Второй этап — передача новой информации потребителю.
На втором этапе возможны два принципиально различных способа обновления информации.
Первый способ — удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо обращение на сервер компании-разработчика через телекоммуникации.
Второй способ — это тот, при котором вся информационная база со специальной оболочкой устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается в эту базу.
Разберем достоинства и недостатки каждого из способов.
С одной стороны, использование удаленного доступа (в том числе и через сеть Интернет) позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика.
С другой стороны, специфика работы с правовой информацией такова, что здесь требуются:
· во-первых, многократное обращение к одним и тем же документам, а также к большому числу документов;
· во-вторых, объем документов очень велик, и передача информации через телекоммуникационные сети требует значительного времени;
· в третьих, поисковые и аналитические возможности работы с базой будут значительно беднее в силу специфики работы с удаленными информационными ресурсами.
Возможно, наиболее удобно сочетать оба способа:
· с одной стороны, иметь полноценную базу на своем компьютере, обновляемую, например, раз в неделю;
· с другой стороны, для получения самых свежих документов изредка, по мере острой необходимости, обращаться на интернет-сервер производителя СПС.
2. Возможные способы обновления информации на компьютере пользователя.
Как уже было сказано, основной проблемой работы с базой правовой информации, установленной на компьютере пользователя, является проблема эффективного обновления этой базы. Здесь возможны следующие варианты:
1) полная переустановка базы со свежей информацией;
2) передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя.
Второй вариант, очевидно, более удобен, но и технически более сложен. Компания “Консультант Плюс” — на сегодняшний день практически единственная из широко представленных на рынке СПС компаний, где полностью отработана технология ежедневного “кусочного пополнения” систем с полноценной интеграцией свежей информации в базу, находящуюся на компьютере пользователя.
Все остальные достаточно широко распространенные в России СПС допускают либо пополнение не чаще одного раза в неделю, либо существующее ежедневное пополнение не может быть полноценно интегрировано в банк данных и остается лишь небольшим довеском к основной базе, а для интеграции необходима полная замена ИБ, что невозможно проводить ежедневно.
35. Основные СПС в России.
В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». [26, с. 42] Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании: • «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»); • «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); • «Кодекс» (Центр компьютерных разработок); • «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).
К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: • «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); • «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ). Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы: • «ЮСИС» (фирма «Интралекс»); • «Юридический Мир» (издательство «дело и право»); • «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»); • «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»); • «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.