Задачи, решаемые с использованием

Полетной информации

Анализ ПИ позволяет получать объективные данные о

режимах полета и пространственном положении ВС, действиях

экипажа и состоянии контролируемых систем, что обеспечивает:

— контроль за соблюдением экипажами правил летной экс-

плуатации, установленных руководствами по летной и техничес-

кой эксплуатации ВС;

— совершенствование профессиональной подготовки летного

состава;

— контроль состояния (отказов) контролируемых приборов,

8 9

агрегатов, систем ВС, а также исправности и работоспособности

бортовых средств регистрации П И. Область контроля расширяет-

ся по мере совершенствования бортовых систем сбора, наземных

устройств обработки ПИ и программного обеспечения, охваты-

вая все большее количество приборов и систем;

— расследование причин АП и инцидентов;

— диагностику технического состояния двигателя или его сис-

тем;

— контроль поддержания летно-технических характеристик

ВС;

— оценку полноты выполнения регламента технического об-

служивания ВС техническим составом;

— контроль выполнения программ испытательных полетов;

— контроль выполнения программ тренировочных полетов;

— контроль расхода топлива в полете и др.

Организация сбора, доставки носителей (накопителей)

И обработки полетной информации

3.1. Количество, объем и вид обработки ПИ планируются, ис-

ходя из требований руководящих документов федерального орга-

на исполнительной власти в области гражданской авиации и нор-

мативно-технической документации.

3.2. Обработка и анализ ПИ могут осуществляться толькоспе-

циализированными подразделениями эксплуатанта при наличии

«Свидетельства соответствия требованиям по организации сбора,

обработки и анализа ПИ на авиапредприятиях ГА». Обработка и

анализ ПИ с ВС сторонних организаций выполняются на основа-

нии заключенных договоров.

3.3. Внеплановое снятие и обработка ПИ выполняются по:

— указанию начальника Управления государственного надзо-

ра за безопасностью полетов гражданских ВС или соответствую-

щих подразделений территориальных органов воздушного транс-

порта России, аэропортовой инспекции;

— указанию руководителя эксплуатанта (организации ГА);

— указанию руководителя ИАС (главного инженера)

организации ГА;

— указанию руководителя эксплуатанта по организации лет-

ной работы;

— указанию начальника инспекции по безопасности полетов

эксплуатанта (организации ГА), советника по предотвращению

авиационных происшествий;

— записи КВС в бортовом журнале с конкретным указанием

причины снятия;

— заданию председателя комиссии по расследованию АП или

инцидентов.

3.4. В базовом аэропорту.

3.4.1. Сбор, доставка на обработку и последующая установка

носителей ПИ на ВС определяются «Руководством по техническо-

му обслуживанию А Т», разработанному эксплуатантом в

соответствии с местными условиями, эксплуатируемыми типами

ВС и квалификацией исполнителей.

3.4.2. Независимо от того, как организован процесс снятия и

установки носителей П И,эксплуатантом должны выполняться

О Б Я З А Т Е Л Ь Н Ы Е требования:

— снятие носителей или считывание информации параметри-

ческих магнитных или твердотельных регистраторов для обработ-

ки по перечню обязательных задач (например экспресс-анализа)

производится цехом оперативного ТО при каждой посадке ВС в

базовом аэропорту независимо от предстоящей формы ТО;

— снятие носителей информации регистраторов с записью на

фотопленку в плановом порядке производится в том случае, если

запаса оставшейся в кассете фотопленки недостаточно для записи

информации о следующем полете;

— снятие носителей звуковой информации производиться в со-

ответствии с ежемесячным планом проведения комплексных про-

верок;

— демонтаж и установка носителей ПИ (магнитной ленты ре-

гистратора П И) непосредственно на борту ВС осуществляются

специалистами, имеющими сертификат на выполнение этих ра-

бот;

— при демонтаже и установке носителей ПИ на ВС должна ис-

ключаться возможность их повреждения. Лица, виновные в по-

вреждении или уничтожении бортовых носителей или записей

П И, несут ответственность в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

10 11

— обеспечение доставки носителей ПИ на обработку, как пра-

вило, в течение одного часа при гарантии их сохранности. В

любом случае срок доставки должен быть достаточным для обес-

печения возможности выполнения работ, предусмотренных нор-

мативно-техническими документами (например, контроль работы

двигателей перед очередным вылетом);

— в случае АП или инцидента обработка и анализ ПИ выпол-

няютсяТОЛЬКО по письменному заданию председателя комиссии

по расследованию с указанием обрабатываемых этапов полета,

необходимых параметров, их связок и т.п. В случае инцидента

обязательной является обработка записей анализируемого полета

с использованием программ экспресс-анализа. Порядок хранения

и использования носителей П И, снятых в связи с расследованием,

после окончания расследования АП или инцидентов определяется

«Правилами расследования авиационных происшествий и инци-

дентов с гражданскими воздушными судами в Российской Феде-

рации», утвержденными постановлением Правительства Россий-

ской Федерации 18 июня 1998 г. № 609;

— обеспечение контроля правильности заполнения паспортов

и отчетов к носителям П И. В наработку носителей включается

время их декодирования;

— выдача на борт запасных носителей при длительных (превы-

шающих время сохранения информации) рейсах ВС, оборудован-

ных легкосъемными (эксплуатационными) носителями, для воз-

можности замены носителей в процессе выполнения задания;

— обеспечение наличия на борту ВС и в П П И всех тарировоч-

ных таблиц датчиков регистраторов, а также тарировочной ленты

K3-63, обновление их при замене или при очередных тарировоч-

ных работах. Тарировочные работы проводятся в сроки и в объе-

ме, которые определены регламентом технического обслужива-

ния, в случаях регулировочных или ремонтных работ на любой

системе, агрегате, параметры которых регистрируются датчиками

бортовых самописцев. Кроме того тарировочные работы отдель-

ных датчиков могут проводиться по замечаниям летного состава,

специалистов И А С (после получения результатов обработки П И)

или специалистов П П И;

— объем и вид передаваемого материала обработанной ПИ в

летную службу и И А С (графический материал, дискеты с матери-

алом экспресс-анализа, текстовый материал, данные о перегруз-

ках, выписка или копия записи звуковой информации) оговарива-

ются с потребителями и закрепляются приказом по организации;

— при получении ВС с предприятий-изготовителей, АРЗ или

от других предприятий вместе с технической документацией при-

нимаются циклограммы регистрируемых параметров, тарировочные

характеристики (таблицы, графики, тарировочные ленты K3-63), пе-

речни регистрируемых аналоговых параметров и разовых команд.

Примечания: 1. Вылет ВС с неустановленным накопителем З А П Р Е Щ А Е Т С Я.

2. Вылет ВС до базы с неисправной системой сбора ПИ допускается в соот-

ветствии с требованиями перечня минимально д о п у с т и м о г о о б о р у д о в а н и я

для к о н к р е т н о г о типа ВС.

3.5. Организация снятия и обработки носителей ПИ с тран-

зитных ВС.

При выполнении снятия, обработки и анализа ПИ сторонней

организацией в «Руководстве по техническому обслуживанию

АТ» эксплуатанта определяются порядок и процедуры взаимодей-

ствия соответствующих служб эксплуатанта и организации, вы-

полняющей указанные работы.

Снятие носителей ПИ с транзитных ВС и их обработка произ-

водятся на договорной основе с организациями, которым принад-

лежат пролетающие ВС.

В договоре должно быть указано: с каких ВС снимается и обра-

батывается П И, вид обработки, в какой форме и в каком объеме

должен быть представлен (передан) результат обработки, адрес для

отправки результатов и условия оплаты. Кроме того в договоре

оговариваются обязательства заказчика о предоставлении испол-

нителю действующих тарировочных характеристик датчиков реги-

страторов, достаточного количества резервных накопителей, блан-

ков паспортов к магнитным носителям и бланков отчетов к K3-63.

3.6. Организация снятия и обработки носителей ПИ с ВС, ра-

ботающих в отрыве от базового аэропорта.

Для ВС, работающих в отрыве от базового аэропорта, поря-

док снятия и обработки носителей ПИ следующий:

— потребное количество носителей ПИ определяется в зависи-

мости от планируемых летных часов;

— инженер (техник) А и Р Э О получает необходимый обменный

фонд носителей П И, а также чистые бланки паспортов к магнит-

12 13

ным носителям и бланки отчетов к K3-63;

— учет выданных и возвращенных накопителей ПИ и доку-

ментации к ним ведется на участке подготовки производства;

— сбор и хранение носителей ПИ на оперативных точках про-

изводит инженер (техник) по АиРЭО, закрепленный за ВС;

— снятие, передачу и транспортировку носителя ПИ произво-

дят только с паспортом к магнитным носителям и с отчетом к

K3-63, заполненными экипажем;

— в целях обеспечения безопасности полетов количество обра-

боток должно быть не менее норматива, установленного для дан-

ного типа ВС;

— учет поступления носителей ПИ на обработку производят в

П П И путем записи в «Журнал учета поступлений носителей по-

летной информации на обработку».

Периодичность обработки снятых носителей информации

должна быть минимально возможной, но не должна превышать

десяти суток.

Для повышения оперативности обработки в тех случаях, когда

вблизи от оперативной точки расположено какое-либо П П И дру-

гой организации, имеющей право проводить обработку полетной

информации с ВС требуемого типа, с ней может быть заключен

договор на обработку П И. В договоре должны быть указаны ко-

личество обработок, сроки доставки носителей на обработку, сро-

ки получения материалов обработки, их вид и объем, а также ус-

ловия оплаты.

Наши рекомендации