Некоторое уменьшение территории России
Некоторое уменьшение территории России
Местные органы власти и управления
Административное деление включало три вида субъектов:
А) Губерния
Б) Уезды
В) Волости.
Эти части собирают свои съезды советов. В деревнях, в селах, в городах собираются свои Советы. Исполнительный комитет на месте-третий вид органов. Он действовал в промежутках между съездами советов.
Эти органы курировали два органа: НКВД(наркомат внутренних дел) и наркомат по делам местного самоуправления. Эти два органы в октябре 1917 создали Инструкцию и Обращения местным советов. В этих актах закреплялась идея полновластия советов. Они могли образовывать отделы по всем вопросам.
Компетенция местных советов:
· Территориальные вопросы. На паритетных началах комиссия из двух соседних субъектов решали их
· Вопросы иностранных дел
· Законодательные полномочия. Ленин: Был такой период, когда все предписания центральных органов были рекомендательными.
Дошло до того, что в некоторых губерниях принимались Уголовные уложения
· Имели компетенцию и в налоговых вопросах. Например, могли собирать чрезвычайный революционный налог на буржуазию. К концу 1918 тоже делали и
· Формировали судебные органы согласно декрету №1 и №2.
· Местам предоставлялись широкие права по руководству вооруженными силами. Милиция также находилась в ведении и на содержании местных Советов.
То есть местные органы обладали всей полнотой власти. Исходя из этого, не было разделения власти по вертикали. Дошло до того, что Московский областной Совет начал печатать собственные деньги. С весны 1918 началась борьба с местничеством.
Органы предварительного следствия
Так как полиции и следователей уже не было, предварительное следствие проводили органы ВЧК, а также следственные комиссии.
ВЧК - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Во главе ВЧК стоял Президиум из председателя (Дзержинский), двух его заместителей и двух секретарей. Аппарат ВЧК был весьма немногочисленным (в марте 1918 г. - 120 человек).
10 октября был образован ВРК с самыми широкими полномочиями. 5 декабря ВРК был упразднен, так как не справлялся. А 7 декабря была организована ВЧК.
В ней было образовано 3 отдела:
· Информационный
· Организационный (впоследствии был преобразован в иногородний)
· Отдел борьбы с контрреволюцией и саботажем (к февралю-марту отдел борьбы был преобразован в три отдельных одноименных отделов).
+ Боевые отряды (собственные войска) до 6 декабря 1918. Потом начали называться войска ВЧК.
Компетенция:
· Оперативная работа - агентура.
· Предварительное следствие (то есть доводили дело до ревтрибунала)
· Административная репрессия. Имели право публиковать списки врагов народов, могли лишать продовольственных карточек.
Суды
По декрету о суде №1 вся предыдущая система была упразднена. Вместо них - местные суды и революционные трибуналы. Местных судей должно было избирать непосредственно население, а пока временно это делали Советы. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами. По Декрету о суде N 2 от 15 февраля 1918 г. для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, были учреждены окружные народные суды, охватывающие несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда.
Состав:
Три судьи+ 6 народных заседателей.
Судопроизводство было иным.
· Действовали и специализированные трибуналы. Например революционный трибунал печати. Но наказывали не людей, а издания.
· Май 1918- формируется Кассационный Трибунал при ВЦИК
· Верховный Трибунал разбирал уголовки, совершенные должностными лицами.
№5.Источники советского права в 1917 – 1918 гг.
В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права:
Совместная с ВСС
· Статья 49 относит к ведению ВЦИКа " все вопросы общегосударственного значения", и дает открытый перечень. Однако, статья 52 содержит оговорку о том, что вопросы войны и мира и приема новых членов в РСФСР подлежат рассмотрению ВЦИКом только в случае невозможности собрать ВСС.
Исключительная
· Дача общего направления деятельности Правительства, надзор за законностью.
· Утверждение проектов декретов и иных положений, вносимых СНК и его отдельными ведомствами.
· Образует СНК и отделы, как органы отраслевого управления.
· Издает инструкции местным советам по вопросам выборов
· Последняя кассация по вопросам Советских выборов- ВЦИК.
· Может отменить или приостановить действие актов СНК.
Президиум ВЦИКа
Конституция в одной статье упоминает о Президиуме ВЦИК (ст. 45).
Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный.
Основной закон наделил Президиум ВЦИК правами органа управления. Он предусматривает, что Президиум может рассматривать споры, возникающие по тем или иным вопросам между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. Однако, Основной Закон не определил с достаточной полнотой правовой статус этого органа.
· VIII съезд РКП(б) счел такое положение ненормальным и решил, что "на ближайшем съезде Советов необходимо, на основе всего практического опыта, точно формулировать права и обязанности Президиума ВЦИК...».
· Эту задачу и выполнил VII Всероссийский съезд Советов в декабре 1919 г. В резолюции съезда о советском строительстве устанавливалось, что Президиум ВЦИК кроме организационно-технических и административных функций приобретает законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти.
· VII Всероссийский съезд Советов еще больше расширил компетенцию Президиума ВЦИК. Президиум получил право отменять постановления Совета Народных Комиссаров и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. Таким образом, идея, которая выдвигалась еще в пору создания Конституции, теперь была претворена в жизнь.
СНК
Отличительная черта - совершенно новый орган, так как создан после ВОР.
Положение в гос механизме:
В Конституции Совету Народных Комиссаров посвящена специальная глава - восьмая.
СНК позиционируется как орган общего управления делами государства. Для осуществления этой задачи он наделен достаточно широкими законодательными полномочиями: правом издания декретов, распоряжений, инструкций. То есть его полномочия очень сильно пересекаются со ВЦИКом. Разделение было проведено по Наказу от 17 ноября, там говорилось, что по более важным вопросам работает ВЦИК.Но это не решило проблему. Тем не менее по 35 подотчетен ВЦИК, более того о всех своих постановлениях и решениях обязан сообщать ВЦИКу, который, в свою очередь, праве отменить или приостановить действие этих постановлений
Формирование органа:
СНК формируется ВЦИКом.
Состав:
СНК состоит из Народных комиссаров, которые руководят отдельными народными комиссариатами(42) , коих на момент издания Конституции было 18.
При каждом народном комиссаром, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК. (44).
Комиссар имеет право издания единоличных решений по вопросам ведения соотв. наркомата
Коллегия имеет право обжаловать решения комиссара в СНК или в Президиум ВЦИК(45)
Советская власть на местах.
Организации Советской власти на местах посвящена в Конституции часть "Б" третьего раздела, включающая в себя три главы (десятую, одиннадцатую, двенадцатую). Десятая глава посвящена съездам Советов, одиннадцатая - Советам, двенадцатая - предметам ведения всех местных органов власти.
· Съезды Советов:(53)
Областные ,губернские(окружные), уездные(районные), волостные.
Порядок формирования –многоступенчатый. Предельное число депутатов -областной 300, уездный и губернский- 300.
Порядок работы:
Съезды созываются соответствующими исполкомами по их желанию или по требования 1/3 всего населения данного района.
Очередность созыва:
Область- не реже 6 месяцев, губерния, уезд- не реже 3 месяцев, волость- не реже 1 месяца.
Полномочия:
1) Согласно 56 статье Съезд в границах соответствующей территории - высшая власть.
2) По 61 статье.
а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;
б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;
в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
г) объединение всей Советской деятельности в пределах данной территории.
· По 62 статье контроль за местными советами.
· Исполкомы.
Положение в гос. механизме
· Являлись исполнительными органами соответствующих съездов
· Согласно 56 статье исполком в границах соответствующей территории - высшая власть между Съездами.
Порядок формирования:
По 55 статье избирались соответствующими съездами и были всецело ответственны перед ними
Состав:
а) по области и губернии - 25, б) по уезду - 20, в) по волости - 10. 55 статья
Компетенция
Дублируется со Съездами. Вытекает из текста 61,62 статей.
· Советы депутатов в городах и селениях.
Положение в гос. механизме
Занимают низовое звено в системе Советских государственных органов. Высшая власть на соотв. территории (60)
Порядок формирования
Избираются населением, там где возможно –непосредственная демократия( 57 прим)
Срок полномочий- 3 месяца(57)
Созывается исполнительным комитетом не реже 2 раз в неделю в городах, и не реже чем 2 раза в неделю в селениях(59)
Компетенция
Дублируется со Съездами. Вытекает из текста 61. Подотчетны Съезду по 62 статье.
· Исполкомы советов депутатов в городах и селениях
Положение в гос механизме
Выполнение текущей работы Совета депутатов.
Порядок формирования:
Назначаются Советом Депутатов по нормам, указанным в статье 58.
ВСЕЦЕЛО ПОДОТЧЕТНЫ СОВЕТУ.
Разделения властей нет:
Дети.
Давайте поговорим о незаконнорождённых. С 20-го декабря всякая разница между детьми законнорождёнными и незаконнорождёнными упраздняется. На самом деле до начала 20 века ни отец, ни мать не имели обязанностей как родители к небрачному ребёнку. А по этому декрету семья возникает по рождении ребёнка, а не из брака родителей. Очень важный момент.
Второй декрет – 19 декабря – О расторжении брака. До Октябрьской революции расторгнуть брак было можно, но очень проблемно. Нужно было доказать измену. Теперь все эти законные доводы отменялись, развод можно было никак не мотивировать. Но должно было соответствовать марксистскому воззрению. Разводы производятся также не в церкви, а в светских органах: или в ЗАГСе, или в суде.
13. Финансовое право в 1917 – 1918 годах
№13.Финансовое право в период 1917-1918.
Советскому государству досталось нелегкое наследство.Дефицит государственного бюджета царской России, государственный долг. Советское государство вынуждено было считаться со сложившимися реалиями, поэтому ликвидацию товарно- денежных отношений оставили на будущее. Прежде нужно было отыскать источники доходов, чтобы покрыть самые неотложные расходы. Пошли по пути взимания уже существующих налогов.
Придя к власти большевики не стали сразу ломать старую налоговую систему, хотя еще накануне октября Ленин указывал на необходимость введения справедливого налога на капиталистов. 5 ноября 1917г. в специальном обращении к населению председатель СНК писал, что никаких новых налогов пока что вводиться не будет. 24 ноября– декрет о неукоснительной уплате налогов, установленных царским и временным правительствами. Вскоре были внесены классовые коррективы - облегчение налогового бремени для малоимущих, определение максимума налога на прибыль до 95%(ставка была направлена на финансовое ухудшение частного предпринимательства).
17 июня 1918г. отмена двух малозначительных налогов: на лиц, освобожденных от воинской повинности, и налог взамен исполнения воинской повинности натурой.
Местные советы придумали свой источник: стали налагать единовременные контрибуции на буржуазию. Нарком финансов Менжинский направил циркуляр, запрещающие такие действия, но ВЦИК придал директиве статус рекомендательной.
Доходы - за счет национализации частных банков, объединенных в единый государственный банк.(народный банк?)
- ревизия частных сейфов. По декрету полагалось изъять из них золото в монете и слитках, украшения оставляли.
Экономия – отказ от уплаты долгов, сделанных царским и Временным правительствами, следовательно и от постоянной уплаты процентов по ним. Резкое сокращение расходов на содержание государственного аппарата(сокращение числа служащих, их жалованья).
Изменились и расходные статьи бюджета. С 17 ногября началась национализация крупной промышленности. Обобществлялись в первую очередь те предприятия, продукция которых была крайне необходима Советскому государству, а также те, владельцы которых саботировали производство. В руки государства перешло более 800 предприятий и отдельные отрасли промышленности (нефтяная, сахарная, железнодорожный транспорт, торговый флот). Это привело к тому, что на государство легла обязанность по финансированию этих предприятий. Резко выросли расходы на просвещение и здравоохранение.
До лета 1918 финансирования со стороны государства осуществлялось без плана. Конституцией 1918 г. был предусмотрен порядок составления и реализации государственного бюджета. Налоги подразделялись на общегосударственные и местные. Устанавливались сроки, на который должен был формироваться бюджет- полгода или год. Июль 1918 -утверждение задним числом первого советского бюджета на 6 месяцев. Ликвидировались местные бюджеты. Вместо бюджета села, волости и т.д. – вводился бюджет РСФСР.
Это значит что все доходы и расходы России – в руках центра, который определял все основные расходы.
2 мая 1918г. декрет СНК о единстве кассы- все платежи должны были осуществляться только через казначейство и Народный банк
Советскому государству досталось нелегкое наследство. Дефицит государственного бюджета царской России на 1917 г. достигал 25,6 млрд. руб. Реальная покупательная способность рубля накануне Октября составляла 5,5% от довоенного.
Был проект введения трудовых единиц, но рубль все же не заменили. Однако, оборот рубля был ограничен, деньги в кассе не выдавали.
Акцизы
Советская идеология считала, что косвенные налоги - грабеж. Однако, в силу времени, акцизы сохранялись.
Налоги.
Придя к власти, большевики не стали ломать сразу старую налоговую систему. Вместе с тем 24 ноября был издан декрет о неукоснительной уплате налогов, установленных царским и Временным правительствами.
По нему главные налоги были сохранили еще с царских времен:
· На доходы физических лиц
· Промысловый. Был двухслойный:
· Введение патента на ведение бизнеса. Естественно он был оплачиваемый, причем сразу.
· В конце года уплачивался налог с оборота (уравнительный сбор) (но не прибыли, то есть с ВАЛОВОГО ОБОРОТА без вычета расходов и издержек).
Отменили
В старую налоговую систему были внесены лишь небольшие изменения. Так, 17 июня 1918 г. были отменены два малозначительных налога: на лиц, освобожденных от воинской повинности, и налог взамен исполнения воинской повинности натурой.
Ввели.
Был введены 5% сборы на детское питание, содержание семей красноармейцев. Налоговая база - дневная зарплата, а также налоговая выручка. Соцтрахование было заменено, соцобеспечением, когда государство просто башляло из бюджета.
Также еще собирали контрибуции. Хотя НАРКОМФИН Менжинскький запрещал, но Местные Советы стригли своих буржуев,
2 мая 1918 г. СНК принял Декрет о единстве кассы, в котором предусматривалось, что все платежи теперь должны осуществляться только через казначейство и Народный банк, созданный еще в декабре 1917 г. за счет объединения Государственного банка с национализированными частными банками.
Бюджетное право
Доходная часть формируется за счет отчислений государственных предприятий. Отчисления носили чисто технический характера- деньгами не оперировали ( только натур).
Расходы:
· Содержание гос. механизма
· Оборона (Первый оборон заказ в октябре 1918 Тульскому заводу)
· Трата на социальные нужды. Бюджеты утверждались после их реализации, как это было с Первым бюджетом, записанным задним числом. Бюджеты принимались на полгода, так как все это было очень трудно планировать.
№14. Трудовое и земельное право в период создания советского государства.
Июнь 1918-1 июня 1919(декрет)
А) Все указанные выше республики фактически считались одним и неделимыми с РСФСР. Особенно КА у них был один аппарат управления.
Б) С другой стороны, РСФСР признавала их независимыми.
В) Обозначилась потребность в создании союза. Например, для отражения нападения. Поэтому обеспечивалась помощь военная, финансовая, продовольственная. Естественно, что донором была Российская Федерации, реципиентами были союзные республики.
1 июня 1919- Декрет ВЦИКа. Однако, это был внутрероссийский документ, его принял орган гос. власти РСФСР. По этому Декрету с 4 гос (БЕЛ, УКР, ЛАТ, ЛИТ) создается военный и хозяйственный союз.
Объединялись органы управления (на базе российских):
· Руков. вооруженными силами.
· Управление народным хозяйством.
· Органы финансового управления
· Управ. Организацией труда.
· Органы путей и сообщений.
Российские наркоматы никуда не девались, просто в эти наркоматы входили представители этих 4 республикой с правом голоса. Кстати, в это время был проект создания ЛитБела- не сработал, так как в Литве советская власть была сброшена) .
В этих пяти сферах республики потеряли свой суверенитет. Однако, республики сами этого хотели., так как они не могли этим сами управлять.
С октября 1920 года.
Взаимоотношения республик переходят на уровень международных договоров. Двухсторонних договоров. Помимо предыдущих стран добавляются еще- Азербайждан, Грузия, Армения.
Но там были национальные правительства, не совсем советские: партия Мус-Алат(азербайджан), Грузия(меньшевики), Армения(кто-то еще). Как только туда подошла КА, там режимы в ходе выборов сменились. В роде все законно.
Опять объединялись органы управления:
· Внешней торговли
· Продовольственное дело.
· Строительство РФ. (Принципы построения)
Национально территориальный
Принцип построения федерации: национально-территориальный. Но это гораздо сложные чем просто нарезка по месту проживания наций. Давайте разделим это на под принципы.
· Историческая территория
Территория, которая была исторически компактно закреплена за определенными народами. Но в основном, меньшинства жили в сельских меньшинствах.
Экономические связи
Территория, которая была закреплена в силу ведения каких-либо промыслов.( Калмыки пасут лошадей)
Административные связи
Также добавлялись и города, там где меньшинства особо не жили. Если их отрезать, то разорвутся административные, государственные связи.
Культурные связи
Территории нарезались с учетом культурных особенностей.
При этом право на самоопределение никто не отменяет. Наоборот такая территориальная нарезка помогает жить.
· Демократический централизм:
Демократический потому что :
· Органы формируются снизу вверх
· Отчетность
· Отзыв депутатов
Централизм:
· У Центра много полномочий и перечь открытый
· У местных мало и закрытый.
· Принцип добровольности объединения.
Субъекты:
Территориальные субъекты
· А) Губернии(базовые единицы) Б) началось формирование областей, которые были упомянуты в К РФ.
· Автономные республики. Из первого «призыва» осталось только Туркестанская республика. Добавились две - Башкирская и Татарская.
В данный период усиливается руководство национально-государственным строительством в РСФСР со стороны центральных партийных и советских органов. В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся теперь автономии провозглашаются актами ВЦИК, СНК (или того и другого вместе)
Конституция о статусе говорит очень скупо. Разной специфики у разных субъектов- нет. Надо смотреть компетенцию местных советов.
№17. Чрезвычайные органы государственной власти в период гражданской войны.
Особенности этих органов:
А) Чрезвычайные органы собирались ad-hoc(от случая).
Б) Были мобильны по составу и неконституционны.
В) Их решения были обязательны для всех организаций и населения.
· На местах работают «Чрезвычайные уполномоченные комиссары».
Тоже самое, что могли делать генерал-губернаторы при императоре:
Компетенция:
· Введение трудовых повинностей (уборка снега, шитье белья для солдат, чтение декретов советской власти)
· Гужевая повинность.(развозка всего и вся)
· Регулируют режим въезда-выезда.
· Запрещена эвакуация, выселение опасных лиц.
· Регулирование работы раличных организаций( ярмарок, общественных объединений)
· Их можно было закрыть.
· Наложение взыскания .
· Штрафы
· Лишение свободы
· Были отдельные уполномоченные комиссары по вопросам железных дорог:
Компетенция
· Могли заставить чистить эти дороги, ремонт дороги за счет местного населения или организации . Если не обеспечить – могут расстрелять отдельных лиц.
· Также этим уполномоченным подчинялись местные советы.
· Высшим чрезвычайным органом был Совет Рабочей и Крестьянской обороны ( ноябрь1918- апрель 1920), потом Совет Труда и Обороны.
СКРАО был Неконституционен. В него входят представители наркоматов:
· Путей и сообщения
· Продовольствия
· Наркоматы военных и морских дел.
Полномочия СРКАО неограниченны.
· СТО (Совет Труда и Обороны)- дек 1920 создан. Действовал на правах комиссии СНК.
Функции СТО:
А) установление единого хоз. плана
Б) направлять работу хоз. наркоматов.
В) осуществлять контроль за исполнением планов.
· На местах действуют Революционные комитеты (могут действовать совместно или без местных советов).
Существовало три вида ревкомов:
· Ревкомы прифронтовой полосы (ЦЕЛЬ: подготовка к борьбе против врага)
· Ревкомы тыла (особенность- действовал не самостоятельно, а на ряду с исполкомами советов. Использовали аппарат управления исполкомов, так как своего не имели. Цель: укрепление тыла, организация помощи КА)
· Ревкомы территорий, освобожденных от неприятеля. (Цель: формирование местной власти)
Состав:
· Представители революционных военных советов (РВС)(армия)
· Представители советских органов(если они есть)(народ)
· Представители партийной организации.(партия)
Задача:
· Восстановление советской власти.
· Мобилизация(полномочия шире чем у военкомтов)
· Снабжение
Происходило на основе круговой поруки. Порой за недостачу несла коллективную ответственность целая деревня. Наказания за недоимки:
· Штрафные сборы
· Заложники
· Переселение
· Если бунтовали:
Расстрел старшего кормильца земли.
4) Борьба с анти - большевистскими формированиям.
5) Контроль за работой промышленности.
· Комбеды
Задачи:
· Распределение ширпотреба среди деревенской бедноты
· Сбор продовольствия
· Всероссийская чрезвычайная комиссия. Задача -борьба с контрреволюционными выступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности + функции органа разведки.
А) вели следствие
Б) выносили приговоры и следили за их исполнением. Могли расправиться на месте (если было вооруженное выступление против Советской власти).
В фев 1919 судебные функции ВЧК перешли к революционным трибуналам.ВЧК подчинялось СНК и было ему подконтрольно. Создавались органы ВЧК в рядах КА.
· Революционные трибуналы.
· Органы управления народным хозяйством:
Промышленность, с/х.
· Промышленность.
Органы управления
А)ВСНХ (декабрь 1917),
Б) местные совнархозы.
Тенденции:
А)массовая национализация. Она началась. Чем ближе к 20 году, тем все более мелкие + мелкие предприятия становятся государственными.
Б)Происходят также муниципализация (предприятия переходят в руки местных органов- всякая мелочь, не имеющая большой ценности для всей страны в целом). Этими предприятиями управляют главки и центры ВСНХ. Это называется Главкизм. Суть в том, что главк решает буквально все вопросы жизни и деятельности предприятий. Предприятия лишаются своей самостоятельности.
Сельское хозяйство.
Органы управления:
А) Нарком продовольствия.
Б) Наркомат земледелия.
Функции наркома продовольствия:
1)Сбор продовольственных ресурсов ( применялись закупка + продразверстка)
2) распределение этих ресурсов.
3)организационно-производственные функции:посылал рабочих не только на изъятие продуктов, но и на сбор урожая.
4)заботился о снабжении армии.
Впервые намечены социалистические шаги в устройстве землепользования. Социалистические формы хозяйствования – преимущества (коммуны, артели). Они первые получают из рук земельных комитетов зем. участки для обработки и ведения хоз-ва.
1)первый этап - введен натуральный продуктообмен. Первоначально: до лета 1918 года крестьяне не продают свойхлеб, мясо, сено, а меняют с городом на различную технику. Этот обмен привел к ограничению оборота.
2)Второй этап – классовый паек (с мая 1918 года) – на любую семью определено определенное кол-во сельского продукта. Крестьяне пытались наладить нелегальный сбыт – колбасные электрички. Мешочники – те, кто занимается товарообменом между городом и деревней (Пример П.Л. о ребятах с юрфака). Пресекали это продовольственные отряды. Загородительные уборочные отряды –вылавливали хлеб=)Крестьяне перестали заниматься с\х. Стали выращивать только для семьи.
3)Третий этап: В январе 1918 большевики издают декрет о продразверстке. Теперь крестьяне не могли не заниматься с\х. Они ДОЛЖНЫ были производить хлеб для обмена. Землю дали - отдайте продукты.
Плата за пользование землей.
№18.Органы юстиции в период гражданской войны.
В период интервенции и ГВ дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. В 1920 г. было издано новое Положение, которое внесло некоторые изменения в области судоустройства и процесса.
В конце ГВ осуществляется переход от коллегиального метода предварительного расследования к единоличному. Вместо следственных комиссий Положение о народном суде РСФСР 1920 г. ввело институт следователей, состоящих при народном суде. Предусматривались более демократический способ замещения должностей следователей и подконтрольность их Советам, которые и избирали следователей.
Уже Положение 1918 г. существенно упростило судебную систему. Вместо прежних многочисленных судебных органов оно вводило единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие наиболее опасные преступления, рассматриваемые трибуналами. Таким образом, в ведении народного суда сосредоточивалась основная масса дел, разбираемых им в качестве суда первой инстанции.
Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип: судьями могли быть только трудящиеся.
Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах.
Таким образом, в ходе гражданской войны шло закрепление в законе и на практике важнейших принципов советского судоустройства: выборность судей, притом только трудящимися и из трудящихся, участие в суде народных заседателей, простота судебной системы, делавшие суд абсолютно доступным для населения.
Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, вершившие правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. В это время существовали три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные), военно-революционные (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные (учреждены в марте 1920 г.).
Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов, разрешать процессуальные и иные вопросы, встречающиеся в их практике.
При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК.
Широкая система судебных органов требовала четкой организации управления ими, которое осуществлял Народный комиссариат юстиции. Местные органы Наркомюста - отделы юстиции губисполкомов, уездные бюро юстиции, состоявшие при уездных исполкомах, ведали организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их деятельностью. Однако в этот период функции Наркомюста и его местных органов не ограничивались вопросами судебного управления. На них возлагались также надзор за законностью действий местных органов управления, судебных органов, органов милиции, заведование местами лишения свободы, организация исправительно-трудовых работ, консультационная и редакционная помощь органам власти и управления при издании ими различных нормативных актов.
В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления.
Последующее развитие советской судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии.
ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В начале гражданской войны действовало около 40 губернских и много уездных чрезвычайных комиссий.
№19.Органы охраны общественного порядка и государственной безопасности в период гражданской войны.
Правовое положение и организационные принципы построения Рабоче-крестьянской милиции во время гражданской войны существенно изменяются. Практика показала, что идея всеобщего вооружения народа, создания нерегулярных вооруженных сил, выполняющих одновременно задачи обороны и охраны общественного порядка, в современных условиях не может быть осуществлена.
В милицию не принимались лица, опорочившие себя службой в царских карательных органах или совершившие преступления.
Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.
Уголовный розыск, созданный еще в начале 1918 г. в системе Наркомюста, теперь был передан в ведение милиции.
Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции стало ее Главное управление, организованное в составе НКВД (Нар. комиссариат внутр. дел). В губерниях и уездах создаются губернские и уездные управления Рабоче-крестьянской милиции. Территории уездов делятся на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находятся милиционеры и старшие милиционеры.
Круг деятельности милиции определялся насущными задачами, продиктованными условиями гражданской войны: участие в обеспечении продовольственной разверстки, трудовой повинности и т.д. Особо важным делом милиции была борьба с бандитизмом, носившим в основном политический характер. В этой области ее функции переплетались с функциями ВЧК, с которой милиция была связана и организационно.
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла функции органа разведки.
В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления.
Последующее развитие советской судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии.
ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В начале гражданской войны действовало около 40 губернских и много уездных чрезвычайных комиссий.
№20.Трудовое право в период гражданской войны
Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Кодекс закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы Октябрьской революции. Впервые в нем было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Правда, в рассматриваемый период это право не могло гарантироваться Советским государством; однако само его провозглашение имело важное политическое значение. В Кодексе были закреплены основные положения, регулирую