Размеры территории и особенности ЭГП России. Место России в мировом хозяйстве.

Вопрос 1

Вопрос 2

Микро ЭГП России. Современная государственная граница страны

Микро – соседи. Норвегия – разработка шельфа, охрана рыбных ресурсов, НАТО; Финляндия – потребительская продукция (лес); Прибалтика, Польша – связи через калининградскую обл. Беларусь – транзитная территория (Союзное государство); Украина – технологическая цепочка, потенциал; Грузия, Азербайджан, Армения – в стадии войны, важный геостратегический регион; Казахстан – обеспечение стабильности, продажа природных ресурсов; Монголия, Китай – против Америки; Япония – в положении войны.

Протяженность границ составляет 60,9 тыс. км., в том числе сухопутных – 20,3 тыс. км., морских – ок. 38 тыс. км. Страна имеет несколько типов сухопутных границ:

1. Совпадающие с рубежами бывшего СССР, большая часть которых закреплена в международных договорах (Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, КНР и КНДР)

2. Административные, пока не оформленные как государственные границы со странами СНГ – Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан.

3. Находящиеся в стадии оформления как государственные – разделяющие Россию и страны, не вошедшие в СНГ – границы с Эстонией, Латвией и Литвой.

На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ не имеют общей границы с РФ Молдавия, Армения, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. После распада СССР возникла концепция «охраны границы по двум рубежам». Первый их них – внешние границы СНГ, второй – собственно российская граница.

Линия разграничения с гос-ми СНГ, получившими название ближнего зарубежья, является в значительной мере «прозрачной», что приводит к бесконтрольному проникновению людей и грузов из сопредельных стран. Поэтому возникла необходимость учредить таможенные пункты на границах с Беларусью, Азербайджаном, Грузией, Украиной.

Наибольшую протяженность сухопутная граница России имеет с Казахстаном (5,9 тыс.км), Монголией (3,5) и КНР (4,2). Морские границы существуют с Японией и США. Кроме того, обозначен российский сектор Арктики по меридианам, проходящим через крайние с-з и с-в точки. Самая продолжительная морская граница – с Украиной (320 км), по водным объектам – по Амуру (3,5 тыс. км).

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7.

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10

Вопрос 11

Вопрос 12

Вопрос 13

Вопрос 14

Вопрос 15

Вопрос 16

Вопрос 17

Вопрос 18

Вопрос 19

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Природные условия — это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизни и хозяйствен­ной деятельности общества, но непосредственно не участвующие в мате­риальной, производственной и непроизводственной деятельности людей.

Природные условия влияют на развитие хозяйства и его отрасли.( добыча полезных ископаемых может начаться скорее на месторождениях, расположенных в более благоприятных при­родных условиях, так как это будет экономичнее).

Влияние природных условий, отражаясь на производительности общественного и индивидуального труда, в значительной степени опре­деляет величину материальных затрат.

Природные условия также необходимо оценивать с позиции условий жизни населения. Они — один из важнейших факторов, облегчающих или затрудняющих заселение и освоение территории, в значительной степени определяющих масштабы, пути и формы использования ее есте­ственных ресурсов и экономических возможностей. Благоприятность или неблагоприятность этих условий как в их естественном виде, так и измененных в результате антропогенных преобразований природы силь­но и разносторонне сказывается на всех сторонах жизни населения.

Природные условия влияют н освоение ресурсов, развитие инфраструктуры

Влияние рельефа

Государственная граница России на юге европейской части проходит непосредственно по хребтам Большого Кавказа, имеющего типично аль­пийские формы рельефа (куэсты). Высшая точка Кавказа — г. Эльбрус (5642 м) находится на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Горные склоны покрыты густыми смешанными и хвойными лесами, над которыми господствуют альпийские луга. Для охраны и изучения при­роды Большого Кавказа создан ряд заповедников и Приэльбрусский природный национальный парк. С двуглавого Эльбруса открывается ве­ликолепная панорама Приэльбрусья — популярнейшего района альпи­низма, горнолыжного спорта и туризма. От северного склона Большого Кавказа до Кумо-Манычской впадины простирается Предкавказье.

Горы по переферии:

— Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саяны, горы Тывы, Прибайкалья, Забайкалья и Станового нагорья. Самая высокая вершина Сибири — двуглавая гора Белуха (4506 м) на Алтае.

Салаирский кряж (Кемеровская обл) ,Прибайкалье — горная область, прилегающая с запада и востока к озеру Байкал, в Иркутской обл., Бурятии и Читинской обл. Включает горные хребты Приморский и Байкальский к западу от озера Байкал, Хамар-Дабан на юге от него, а также Улан-Бургасы и Баргузинский в не­посредственной близости от восточного берега озера. К северо-востоку расположено Становое нагорье (хребты Северо-Муйский, Южно-Муйский, Кодар, Удокан, Коларский и др., чередующиеся с межгорными котловинами байкальского типа). Сейсмичность 10—11 баллов.

Восточнее расположены среднегорья, низкогорья и плоскогорья, сейсмичность здесь ниже (6—7 баллов), высоты хребтов снижаются до 1800—800 м. Это Селенгинское среднегорье и Витимское плоскогорье. На территории всего Забайкалья распространена многолетняя мерзлота. На северо-востоке России преобладает рельеф сильно расчлененного среднегорья — хребет Черского (3147 м) и Верхоянский хребет (2389 м), Чукотское и Корякское нагорья.

В Приморском и Хабаровском краях расположена горная страна Сихотэ-Алинь (2077 м) — водораздел рек бассейна Амура, Японского моря и Татарского пролива.

В связи с большой протяженностью территории с севера на юг Россию пересекают четыре климатических пояса: арктический, субарктиче­ский, умеренный и субтропический. Их характеризуют четыре соответ­ствующих типа климата.

В России преобладает умеренный континентальный климат с ритми­ческой сменой времен года, с продолжительной холодной и снежной зи­мой и сравнительно коротким теплым летом. Континентальность клима­та существенно усиливается с запада на восток. В Восточной Сибири и на большей части Дальнего Востока климат резко континентальный, погод­ные условия суровы, перепады сезонных и суточных температур очень велики. Эта территория характеризуется наличием многолетней мерзло­ты. Недалеко от Верхоянска, в межгорной Оймяконской котловине, на­ходится один из «полюсов холода» Северного полушария, где зарегист­рирован абсолютный минимум температуры -71 °С.

На западной и восточной окраинах России, подверженных глобаль­ному влиянию океанов и их морей, сформировались морской переход­ный — континентальный с чертами морского (на северо-западе) — и мус­сонный (на побережье Дальнего Востока) типы климата.

Острова и материковое побережье Северного Ледовитого океана отлича­ются суровым арктическим и субарктическим климатом. Субтропический климат с теплой, но влажной зимой и сухим жарким летом характерен для курортной зоны Черноморского побережья Кавказа (от Туапсе до Анапы).

В горных районах климат имеет большие различия, что зависит не только от географического положения всей горной системы, но и от вы­сотной поясности, экспозиции склонов и др. Этим объясняется разнооб­разие местных особенностей климата, так называемый микроклимат.

Средние температуры января по всей России, исключая Черномор­ское побережье Кавказа, отрицательные: от -1...-5 “С на западе европей­ской части до -50 °С в Якутии. Резко отличаются летние температуры на севере и юге России. Средние температуры июля от +1 °С на севере п-ова Таймыр до +25 °С на Прикаспийской низменности.

Количество осадков, выпадающее на территории страны, сильно отли­чается в разных районах. Максимум приходится на горные склоны Кав­каза и Алтая (до 2000 мм/год), юг Дальнего Востока (до 1000 мм/год), где летние муссонные дожди часто вызывают паводок, и леса Восточно-Евро­пейской равнины (до 700 мм/год). Самым засушливым местом считается полупустынная часть Прикаспийской низменности (150 мм/год).

Природные условия территории во многом определяют жизнедеятель­ность населения: его быт, труд, отдых, состояние здоровья. Решение многих социально-экономических и хозяйственных проблем в значи­тельной мере зависит от правильности оценки природных условий. По расчетам специалистов, стоимость обустройства одного человека в раз­ных регионах России может различаться в 7—10 и даже более раз. Осо­бенности расселения людей с первых шагов становления человеческого общества ограничивались факторами природной среды.

Суммарная оценка природных условий жизни людей заключена в уровне комфортности. Выделяют 5 уровней.

Из-за слишком суровых условий и большой удаленности от промышленных центров природа Крайнего Севера долго оставалась практически нетронутой человеком. Коренные народы занимались оленеводством, пушным промыслом, отстрелом диких оленей и рыболовством. Они до сих пор придерживаются традиционного уклада жизни и существенно не нарушают равновесие природной среды. Однако в годы советской власти происходило интенсивное освоение Севера. Начали активно разрабатываться крупные месторождения цветных металлов (Кольский полуостров, Средняя и Северо-Восточная Сибирь), углей (Печорский бассейн) и особенно нефти и газа (Западно-Сибирская, Тимано-Печорская провинции). Нефть и газ транспортируются из районов добычи по нефте- и газопроводам. Действуют крупные металлургические комбинаты (Мончегорск, Норильск), угольные шахты (Воркута). Города Севера – не только промышленные, но и транспортные узлы. Самый большой из них – Мурманск. Это центр арктического судоходства и крупнейший за Полярным кругом порт мира. В Мурманске начинается Северный морской путь, проходящий по морям Северного Ледовитого океана. Это кратчайший путь, соединяющий отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока с Европой. Он имеет огромное значение для снабжения районов Крайнего Севера и вывоза оттуда готовой продукции. Однако Северный морской путь эксплуатируется очень слабо. Для более полного использования его транспортных возможностей необходимо формировать современные портовые хозяйства, соответствующие международным стандартам.

Вопрос 20

ЭГП Уральского района

Экономико-географическое положение

Достоинства экономико-географического положения Урала определяются его положением на стыке европейской и азиатской частей России, а также Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.

Через Урал проходят широтные магистрали (железно- и автодорожные, а также трубопроводные — нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самого Урала сформировались мощные грузообразующие центры — горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, а также производства зерна в АПК. Меридиональные связи Урала направлены, в основном, на юг—в сторону Казахстана и остальной Центральной Азии. Оттуда район получает недостающее топливо (уголь, частично газ), в свою очередь обеспечивая их машинами и оборудованием.

Недостатки ЭГП Урала — отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом (железная дорога строится в настоящее время), через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район способен также обеспечивать Урал качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.

Размещение Урала на горном водоразделе Волги и Оби делает экономически неприемлемым воднотранспортное соединениедвух смежных речных бассейнов, каждый из которых имеет собственную судоходную инфраструктуру.

«Утяжеленная» структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной добычи, в условиях высоких транспортных тарифов снижает конкурентоспособность этих отраслей, особенно на рынках дальнего зарубежья.

Отрасли промышленности Уральского экономического района

Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и машиностроительного промышленных комплексов. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехимическую и промышленность строительных материалов.

Черная металлургия — первая по значению и старейшая отрасль, на которую приходился почти 21% всей продукции Урала. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству готового проката — свыше 40%.

Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской обл. на базе наиболее крупных железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в небольшом количестве — из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла — Нижне-Тагильского в Свердловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Оренбургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь также сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской обл. - на Первоуральском новотрубном заводе и 1/3 — на Челябинском трубном заводе).

Черная металлургия Урала — экспортно-ориентированная отрасль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в условиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цинка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия — на Богословском и Уральском алюминиевых заводах, меди — на Красноуральском и Кировоградском медеплавильных комбинатах, а также никеля — в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титанового концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышленной продукции района и сосредоточено более чем на 150 крупных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тяжелое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного оборудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наибольшей металлоемкостью.

Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника — бульдозеры, автофейдеры, экскаваторы, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) — транспортные прицепы, в Свердловской — вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специализируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.

Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.

По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.

Точное машиностроение — электронная промышленность и радиотехника — наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен предприятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и требует крупных инвестиций..

Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рынке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для химической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного потребления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала — один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири, В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Среднеуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная — Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах.

Добыча газа сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимический комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также поступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.

Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой себестоимости и невысокого спроса на него.

Химическая промышленность характеризуется 15—35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцинированной соды, минеральных удобрений.

Пермская обл. занимает ведущее место по производству минеральных удобрений, в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верхнекамского соленосного бассейна. Крупнейшие предприятия области по выпуску различных минеральных удобрений — «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпускают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использования металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов. Сернокислотная промышленность развивается на основе местных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (центры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также крупный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа, Салават, Пермь и др.

На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производства в области атомной промышленности — горно-химический комбинат «Маяк». Деятельность этого предприятия стала причиной серьезных экологических проблем, связанных с образованием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинского радиоактивного следа.

Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса производилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпускают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и расположены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, пред­приятия деревообработки в Перми и Серове).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — важная отрасль экономики Урала, на современном этапе производящая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района

Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство.

Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пищевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская обл., Республика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промышленного производства Курганской обл. и 8% — Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО — почти 21%.

Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала определяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряженность на отдельных железнодорожных и автомобильных магистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцово.

Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных — около 93 тыс. км и водных путей — 4,7 тыс. км.

Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами — Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С востока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабатывающих отраслей — черные и цветные металлы, машины и различное оборудование.

Вопрос 21

Северо-Западный район

Северо-Западный экономический район занимает площадь, составляющую всего около 1,2% территории России, и является самым маленьким районом страны. Он граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией и имеет выход в Балтийское море. В него входят Ленинградская обл., г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская обл.

Территория СЗЭР представляет собой всхолмленную низменную каменистую равнину со следами деятельности ледника. Различают равнинную западную и возвышенную восточную части района. Валдайская возвышенность с хорошо сохранившимися последствиями деятельности ледника расположена на юго-западе района.

Климат умеренно-континентальный, переходящий к морскому, с относительно мягкой зимой и прохладным, дождливым летом. Отличается повышенной влажностью, благодаря влиянию морских воздушных масс с Атлантики. Максимум осадков получает Валдайская возвышенность. Вегетационный период не превышает 160 дней.

В районе много болот, озер, рек, большинство из которых очень живописны. Северо-Западный район иногда называют озерным краем из-за обилия обширных и очень красивых озер, среди них: Ладожское (18 тыс. км2), Онежское, Чудское, Ильмень. Развита густая речная сеть, здесь протекают реки Нева (74 км, берущая начало из Ладожского озера и впадающая в Финский залив), Волхов, Свирь, Мета и др. Запасы водных ресурсов значительны (3% общероссийских). Здесь начинаются Волго-Балтийская и Беломоро-Балтийская водные транспортные системы. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют реки Свирь, Нарва, Волхов, Ву-окса, на которых построены гидроэлектростанции.

Район находится в зоне смешанных лесов, они занимают 45% его территории. На севере района преобладают хвойные леса (ель, сосна), а на юге — смешанные, хвойно-широколиственные. В Ленинградской обл. лесные массивы занимают порядка 40% ее площади, здесь сосредоточены наиболее значительные лесные запасы района.

Преобладают подзолистые и подзолисто-болотные почвы, они отличаются низким плодородием, требуют тщательного ухода и внесения удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

К началу 2000-х гг. инвестиционный климат в Северо-Западном экономическом районе оценивался экспертами как благо­приятный, имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской обл., что ставит в особо выгодные условия экономи­ку северной столицы.

Санкт-Петербург — второй по численности город России (4,7 млн чел.), имеет особый статус. В многоотраслевом народно­хозяйственном комплексе промышленность Санкт-Петербурга занимает значительное место: предприятия города вырабатывают 3,7% всей продукции России, или 71% района.Базовыми отраслями научно-производственного комплекса являются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, судостроение, радиоэлектроника, приборостроение. Наличие высококвалифицированных кадров и оснащение большинства предприятий современной техникой создают условия для увеличения производства новейших машин и оборудования: приборов и средств автоматизации, программного управления. Город является вторым после Москвы центром по производству товаров народного потребления, особенно сложной бытовой техники.

Помимо машиностроения в городе ускоренно развиваются пищевая, легкая, химическая промышленность, производство строительных материалов и деревообработка, в том числе мебельная промышленность. В период кризиса в Санкт-Петербурге про­исходило снижение удельного веса машиностроения за счет роста продукции пищевой промышленности. В перспективе ожидается увеличение удельного веса машиностроения, легкой и химической промышленности.

Санкт-Петербургу предстоит решить сложную экологическую проблему предотвращения загрязнения Невской губы, где из-за незавершенного строительства дамбы, предназначенной для борьбы с наводнениями, а также очистных сооружений фактически происходит концентрация сточных вод в черте города.

Предпосылки развития Ленинградской обл. связаны с ростом нефтехимического производства на базе нефтепереработки, осуществляемой в г. Кириши, ростом машиностроения — производство комплектующих изделий для промышленности Санкт-Петербурга. Импульсом для экономического развития области стал ввод морских терминалов, предназначенных для экспорта нефти и нефтепродуктов, а также строительство скоростных авто- и железнодорожных магистралей, расширение индустрии туриз­ма. Рассматривается возможность строительства экспортного газопровода в Германию через Ленинградскую область и далее по дну моря.

Вопрос 22

Вопрос 23

Вопрос 24

Вопрос 25

ЭГП

Географическое положение Поволжского района, расположенного на транзитных путях между севером, югом и востоком европейской части России, а также между зарубежной Европой (Украиной) и Азией (Казахстаном и прикаспийскими странами — Азербайджаном, Туркменией и Ираном) имеет для России геополитическое значение, поскольку позволяет с большой экономической и политической выгодой регулировать межконтинентальные стратегические грузопотоки нефти и газа, следующие со стороны Баку и центрально-азиатских государств. Через Поволжье проходят кратчайшие пути: из Сибири через Урал, Центральную Россию в страны Восточной, Западной Европы и со стороны Среднего Востока (Ирана и Индии) по Волго-Каспийской оси и далее в том же направлении, прямым выходом к Балтийскому морю.

ЭГП района благоприятно с точки зрения обеспеченности водными, топливными и биологическими ресурсами, на базе использования, которых здесь накоплен один из самых мощных и эффективных в России потенциалов промышленности, сельского и рыбного хозяйства.

Развитая в Поволжье транспортная инфраструктура, включающая все виды наземного и водного транспорта, широко задействована как для перевозок транзитных грузов, так и для товарообмена с соседними регионами.

Поволжье занимает четвертое место в России (после Урала, Центра и Западной Сибири) по объему промышленной продукции и второе по добыче нефти и выпуску машиностроительной продукции по данным на 2009 год.

Вопрос 26

Вопрос 27

ЭГП

Северный Кавказ имеет выгодное экономико-географическое положение. Занимая Кавказский перешеек, он находится между Черным, Азовским и Каспийским морями, а также на пересечении важных путей из центральных восточных районов страны в государства Закавказья, Турцию и Иран.

Северный Кавказ граничит с мощным Донецко-Приднепровским районом Украины, Поволжским и Центрально-Черноземным регионами. Экономико-географическое положение – выгодное. Имеется выход к трем морям.

Через этот район Россия осуществляет связи с государствами Закавказья. Природные условия благоприятны для проживания населения и развития сельского хозяйства.

Вопрос 28

Вопрос 29

Вопрос 30

Вопрос 31

Вопрос 32

Вопрос 33

Вопрос 34

Вопрос 35

Вопрос 36

Вопрос 37

Вопрос 38

Вопрос 39

Отрасли

Судостроение

Охватывает ремонт и производство судов. Подразделяется на речное, морское и комбинированное. Производства привязаны строго к морским побережьям и крупным рекам. Черты: длительный производственный цикл, строительно-монтажные производства, многочисленные кооперационные связи, широкая номенклатура продукции, малосерийность и уникальность каждого изделия. Корабли: военные, гражданские, комбинированные (плавучий госпиталь «Енисей»). Гражданские суда: транспортные, промышленные, промышленно-добывающие, пассажирские, туристско-спортивные.

Центры производства: Санкт-Петербург (почти все), Выборг, Мурманск, Таганрог (экранопланы), Астрахань, Владивосток.

Речные центры производства: Нижний Новгород («Красное Срамово»), Волгоград (2 завода), Москва, Великий Утюг, Тюмень, Тобольск, Благовещенск.

Воздушное машиностроение

Авиация: 1. Военная; 2. Гражданская.

Центры производства: Москва (Ил, Ту, Як), Смоленск (ремонт), Воронеж, Таганрог (Бе 2000, Ту).

Ракетостроение:

1. Москва и Подмосковье;

2. Омск;

3. Красноярск.

4. Королев (Московская область) (РКК «Энергия» (проектирование и выпуск ракет))

Железнодорожное машиностроение

Возникло в районах, где только начинал свое развитие российский железнодорожный транспорт а также вдоль железнодорожных линий.

В связи с металлоемкостью отрасль переместилась ближе к металлобазам.

Магистральные тепловозы:

1. Коломна (ТЭП70У, ТЭП 70БС, 2ТЭ70).

Маневрово-промышленные тепловозы:

1. Брянск (ТЭМ 18ДМ, ТЭМ ТМХ, ТЭМ 18В).

2. Людиново (ТЭМ14, ТЭМ7А, ТГМ4Б, ТГМ6Д, ТЭМ9).

3. Муром (ТГМ23Д).

Элесктровозы :

1. Новочеркасск (ЭП1М, ЭП1П, ЭП20, Э5К, 2ЭС5).

Вагоны грузовые: (сырьевой фактор и потребительский)

1. Брянск;

2. Тверь;

3. Санкт-Петербург;

4. Калининград;

5. Нижний Тагил (УралВагонЗавод);

6. Новоалтайск (АлтайВагон);

7. Абакан (контейнерные платформы);

Вагоны пассажирские:

1. Торжок (ЭТ2М);

2. Усть-Катав (Трамвайные);

3. Санкт-Петербург;

Сельскохозяйственное машиностроение

География его и профиль определяются характером сельскохозяйственной специализации территории. В России она зерновая.

Зерноуборочные комбайны

1. Ростов (РостСельМаш);

2. Таганрог;

3. Краснодар (рисоуборочная);

4. Красноярск;

5. Сызрань;

6. Новосибирск;

7. Омск.

Льноуборочные

1. Бежицк;

Силоуборочные

1. Люберцы;

Картофелеуборочные

1. Рязань;

2. Тула.

Автомобилестроение

За последние 60 лет структура автомобилестроения изменилась. В 1950-е годы легковое составляло 20%, а грузовые-80%. Сегодня – наоборот. Производство динамичное.

Грузовые

  1. Нижний новгород (ГАЗ (ГАЗель, ГАЗ-53, Волга);
  2. Москва (ЗиЛ);
  3. Ульяновск (УАЗ);
  4. Миасс (Урал).

Легковые

  1. Москва;
  2. Серпухов (ОКА, Инвалидка);
  3. Тольятти (ВАЗ (Жигуль, Нива));

На сегодняшний момент на территории РФ работают зарубежные автопроизводители;

  1. Петербург (Форд);
  2. Калининград (БМВ, Хаммер);
  3. Калуга (Фольксвасген);
  4. Москва (Рено):
  5. Казань (ДЭУ)

Автобусы

1. Ликино-Дулево (ЛиАЗ);

2. Павлово (ПАЗ);

3. Набережные Члены (КамАЗ);

4. Ульяновск (УАЗ);

5. Краснодар ();

6. Курган (КАВЗ);

7. Голицыно (ГолАЗ);

8. Ростов (РоАЗ)

Трактора (Ориентация на потребителя);

1. Волгоград;

2. Челябинск (ЧТЗ);

3. Петрозаводск;

4. Владимирец;

5. Липецк (ЛТЗ);

6. Дубцовск;

7. Чебоксары (Производство трубоукладчиков)

Станкостроение

Ориентация на развитое мошиностроение. Кузнечно-прессовые, фрезерные и другие станки

1. Алапаевск

2. Московский станкостроительный завод им. А. И. Ефремова, Москва

3. Рязанский станкостроительный завод, Рязань

4. Ульяновский станкостроительный завод, Ульяновск

5. И др.

Приборостроение

Ориентация на квалифицированную рабочую силу.

1. Москва;

2. Нижний Новгород;

3. Новосибирск;

Энергетическое машиностроение

Ориентировано на потребителя

1. Колпино (атомные реактора);

2. Волгодонск (Турбины).

Вопрос 40

Вопрос 41

Вопрос 42

Вопрос 43

Вопрос 44

Вопрос 45

Вопрос 46

Территориальный состав, особенности ЭГП и природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока

Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ

Площадь 6,2 млн. км2, население 7,3 млн. человек

В общероссийском разделении труда Дальний Восток – это в первую очередь мощный рыбопромышленный комплекс (около 40% улова рыбы в стране).

Экономико-географическое положение Дальнего Востока уникально. Удаленность от европейской части страны и широчайший выход (около 4,5 тыс. км) к Тихому океану определили его не только экономическое, но и социально-политическое значение как форпоста страны на ее восточных рубежах. Через дальневосточные порты Россия осуществляет внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского бассейна. Все они резко различаются уровнем и структурой хозяйственного развития, набором и масштабами освоения природных ресурсов, что создает контраст экономических потенциалов и взаимодополняющих потребностей и объективно способствует экономическому взаимодействию. Так, Япония, западные районы США и Канады – крупнейшие потребители природных ресурсов (нефть, газ, коксующийся уголь, лес, руды и др.). При этом они заинтересованы в сбыте продукции своей высокоразвитой промышленности. Развивающиеся страны Азии и Латинской Америки, тяготеющие к бассейнам Тихого и Индийского океанов, представляют собой обширный рынок потребления продукции обрабатывающей промышленности и могут поставлять некоторые виды сырья, сельскохозяйственную продукцию, товары широкого потребления. Многие крупные проекты на Дальнем Востоке можно осуществлять совместно с зарубежными странами на компенсационной основе. Разработка на Дальнем Востоке некоторых видов сырья и топлива оказывается невыгодной, поскольку в Сибири они расположены ближе к европейской части страны и нередко

Наши рекомендации