Система государственных органов власти в великобритании.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Глава государства – монарх. Формально королеве принадлежат обширные полномочияю
Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: верхняя – палата лордов и нижняя – палата общин. Он принимает законы и контролирует их выполнение. Палата лордов не избирается, в ее состав включают лица по праву наследования или по представлению королевы. Нижняя палата избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства.Спикер – председатель палаты избирается Палатой общин в начале новой сессии, следит за соблюдением правил парламентской процедуры и порядком проведения дискуссий, решает, является ли законопроект финансовым биллем или нет, через спикера поддерживается связь с монархом. В палатах создаются комитеты, которые занимаются разными вопросами. Комитет всей палаты занимается вопросами, связанными с финансами или постатейного обсуждения определенного закона. Специальные комитеты образуются самой палатой. 15 человек, кворум 5 (иногда 3). Парламент на очередную сессию созывается и распускается монархом путем создания королевской прокламации.
Правительство имеет очень широкий состав (до 95 человек). Обычно это 75–80 министров, государственных министров, министров без портфелей, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Правительство формируется по итогам выборов парламента.Примьер-министр – лидер победившей на выборах политической партии.Кабинет министров включает около четверти членов правительства, который и разрабатывает основные направления политики, с которыми выступает королева. Правительство подотчетно перед нижней палатой общин, которая может вынести вотум недоверия и правительство обязано подать в отставку.
Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс.
По форму государственного устройства – конституционная монархия, во главе с королевой, имеющей широкие полномочия:назначает премьер-министра и членов правительства, дипломатов, церковных служащих судей, офицеров армии и др. Она открывает сессии парламента, выступает с основными направлениями внутренней и внешней политики. Является главнокомандующим армией и может объявлять войну. Тем не менее,реально её полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.
Работа парламента
В каждой из палат руководит спикер, который может быть назначен Королевой самостоятельно или быть ею одобрен из предложенных членами парламента кандидатур. Без санкции монарха спикер не может быть избран.
Работа Парламента начинается незамедлительно после выборов. В начале члены обеих палат принимают присягу на верность Англии и ее народу, после чего начинается первое заседание, которое, по традиции, должен открыть Суверен. Парламентская сессия продолжается несколько дней, в течение которых присутствующие обсуждают предложенные Сувереном законопроекты, а также определяют ответственных и должностных лиц. По окончании сессии проводится торжественная церемония.
Все обсуждения в Парламенте происходят в открытом режиме, а главенствующую роль играет Палата Общин.
Законодательный процесс В анг. парламенте.
Конгресс США.
Конгресс США — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона.Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.
Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената переизбирается.
Согласно Конституции США, Конгресс имеет следующие полномочия:
устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;
занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;
регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;
устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;
чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;
предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;
создавать почтовые службы и почтовые пути;
содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;
учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;
определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;
объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;
формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;
создавать и содержать военно-морской флот;
издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;
предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;
предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;
осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;
издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.
Институт президентства США.
Президент США– одновременно глава государства и исполнительной власти. Избирается на 4 года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков. Законопроекты (билли) конгресса утверждаются президентом. Законопроекты президента США по своему статусу не ниже законов конгресса. Кабинет министров формируется президентом «по совету и согласию» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.Президентом США может быть любой гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории США не менее 14 лет.
Полномочия президента США:
· верховный главнокомандующий воооруженными силами США,
· верховный представитель страны на международной арене,
· назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти
· созыв чрезвычайных сессий конгресса,
· помилование лиц, осужденных по федеральным законам,
· чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях,
· формирование законодательной программы администрации (послания крнгрессу),
· представление бюджета конгрессу,
·издание президентских приказов, имеющих силу закона.
Судебная система США.
Судебная система в США представляет параллельно-единую федеральную систему судов с самостоятельными судебными системами каждого из 50 штатов. Компетенция: рассмотрение уголовных и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федерального закона. Верховный суд США – единственное судебное учреждение, которое упоминается в Конституции США. Он состоит из 9 судей, один из которых – председатель. Всех судей назначает Президент. Апелляционные суды – промежуточные инстанции между Верховным судом США и окружными судами. Окружные суды – основное звено федеральной судебной системы. Вся страна делится на округа с учетом границ между штатами. По первой инстанции рассматривают гражданские, уголовные дела и жалобы на действия административных ведомств. Специальные суды: претензионный; налоговый.
Местное самоуправление США.
Местное самоуправление строится на основе административно-территориального деления, которое входит в компетенцию штатов. Большинство штатов делится на графства. Их более 300. Население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, прокурора или атторнея, казначея и др. В графствах избирается совет комиссионеров. Они коллегиально решают местные вопросы, распоряжаются вопросами финансов. Города, выделенные из графств, имеют свою систему самоуправления (Совет и мэр). Графства подразделяются на тауны и тауншипы (разницы в их статусе нет). В США создано множество специальных округов: школьные, экологические и т. д., которые не совпадают с административно-территориальным делением.
Судебная власть Франции.
Госуд. строй Германии.
Федеральный президент– глава государства, он избирается Федеральным собранием сроком на 5 лет Его полномочия типичны для главы парламентской республики: 1) промульгация законов; 2) участие в заседаниях Правительства; 3) назначение и увольнение должностных лиц; 4) осуществление права на помилование; 5) представляет ФРГ в отношениях с другими государствами, от имени государства заключает договоры, принимает послов, иностранных представителей; 6) большинство актов Президента нуждается в контрасигнации главы Правительства, который несет за них ответственность.
Законодательная властьосуществляется Парламентом. Организация и порядок деятельности Парламента регулируется положениями Основного закона ФРГ и регламентами палат. Федеральный парламентсостоит из двух палат: 1. Бундестаг(представительство народа федерации). Депутаты Бундестага выбираются путем всеобщего прямого, всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Они представители всего народа. Бундестаг избирается на 4 года. Органы Бундестага: председатель; президиум; Совет старейшин. 2. Бундесрат– члены правительств земель, которые их назначают и отзывают. Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами, земли с населением более 4 млн чел. – четырьмя голосами и с населением больше 6 млн чел. – пятью голосами. Деятельность Бундесрата начинается 1 ноября каждого года и заканчивается 31 октября. Бундесрат образует постоянные комитеты, однако для решения специальных вопросов могут быть созданы и отдельные комитеты. Земли там представлены одним членом Бундесрата. Каждый год выбирается председатель комитета. При Бундесрате существует секретариат, которым руководит директор по поручению председателя Бундесрата.
Федеральное правительство ФРГсостоит из Федерального канцлера и федеральных министров. Федеральный канцлеропределяет основные направления политики и несет за них ответственность. Роль Федерального канцлера в государственном механизме очень велика: он определяет линии политики внутри и вне страны. Кандидатуру на пост Канцлера выдвигает Президент, а избирается Канцлер Бундестагом. Министрыназначаются и увольняются Президентом, но по предложению Федерального канцлера. Каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. Полномочия Правительства обширны, практически оно осуществляет все функции по управлению государством.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ГЕРМАНИИ.Судебная системасостоит из 5 основных областей юстиции: общей, трудовой, социальной, финансовой и административной – и утверждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом.
Суды общей юрисдикции:1. Верховный суд 2. Высшие суды земель 3. Суды земель 4.Суды по трудовым делам: 5.Суды по социальным вопросам.6.Финансовые суды.
МСУ в Германии.
Местное самоуправление.Земли делятся на округа (их более 50), а округа – на районы и города (около 630), имеющие статус районов. Районы делятся на общины. Организация административно-территориальных единиц регулируется конституциями земель, а более детально – уставами общин, районов и округов. Общинывправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, школ, дорог, туризма и т. д., для чего могут устанавливать местные налоги. Аналогичные полномочия у районов и округов. Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы. В общем виде схема управления в округах, общинах и районах сходна. Во главе округа стоит правительственный президент,в районе имеется районное собрание.Глава администрации района – ландрат.В общинах население избирает муниципальный совет и бургомистра.Существует несколько схем организации местного самоуправления в общинах.
Гос строй Швейцарии.
Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет, федеральное собрание и федеральный суд. Исполнительным органом является федеральный совет из семи членов, избираемых парламентом сроком на четыре года.лжность не облечена особыми властными полномочиями.
Законодательный орган Швейцарии – федеральное собрание – состоит из двух палат: совета кантонов, в который избираются по два представителя от каждого кантона и по одному от каждого полукантона, и национального совета из 200 депутатов, избираемых пропорционально численности населения кантонов. Собрание избирается сроком на четыре года. Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.
Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет.
На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом. Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах. В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Глава государства – монарх. Формально королеве принадлежат обширные полномочияю
Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: верхняя – палата лордов и нижняя – палата общин. Он принимает законы и контролирует их выполнение. Палата лордов не избирается, в ее состав включают лица по праву наследования или по представлению королевы. Нижняя палата избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства.Спикер – председатель палаты избирается Палатой общин в начале новой сессии, следит за соблюдением правил парламентской процедуры и порядком проведения дискуссий, решает, является ли законопроект финансовым биллем или нет, через спикера поддерживается связь с монархом. В палатах создаются комитеты, которые занимаются разными вопросами. Комитет всей палаты занимается вопросами, связанными с финансами или постатейного обсуждения определенного закона. Специальные комитеты образуются самой палатой. 15 человек, кворум 5 (иногда 3). Парламент на очередную сессию созывается и распускается монархом путем создания королевской прокламации.
Правительство имеет очень широкий состав (до 95 человек). Обычно это 75–80 министров, государственных министров, министров без портфелей, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Правительство формируется по итогам выборов парламента.Примьер-министр – лидер победившей на выборах политической партии.Кабинет министров включает около четверти членов правительства, который и разрабатывает основные направления политики, с которыми выступает королева. Правительство подотчетно перед нижней палатой общин, которая может вынести вотум недоверия и правительство обязано подать в отставку.
Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс.
По форму государственного устройства – конституционная монархия, во главе с королевой, имеющей широкие полномочия:назначает премьер-министра и членов правительства, дипломатов, церковных служащих судей, офицеров армии и др. Она открывает сессии парламента, выступает с основными направлениями внутренней и внешней политики. Является главнокомандующим армией и может объявлять войну. Тем не менее,реально её полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.