Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования.
В ст. 53 ГК для юридических лиц (и только для них) предусматривается возможность реорганизации.
Реорганизация юридического лица предполагает переход прав и обязанностей в порядке правопреемства от реорганизуемых(ого) лиц(а) к реорганизованным(ому) лицам(у). В науке права в целом преобладающим является подход к реорганизации как к процессу, влекущему универсальное правопреемство участвующих в нем субъектов. На наш взгляд, наиболее полно раскрывает понятие реорганизации предложенное Е.В. Аксеновой определение: «реорганизация юридических лиц - это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство». Белорусский ученый Я.И. Функ, в частности, приводит следующее определение реорганизации: «прекращение коммерческой организации без прекращения ее дел и имущества с универсальным правопреемством в отношении прав, обязанностей и имущества реорганизуемой организации со стороны вновь возникших лиц».
Подобное правопреемство в порядке реорганизации возможно в следующих формах:
слияниеюридических лиц: права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;
присоединениеюридического лица к другому юридическому лицу: к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
разделениеюридического лица: его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
выделениеиз состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц: к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;
преобразованиеюридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы): к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанного, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (ст. 54 ГК).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, н п случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (например, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа). Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При принятии решения о реорганизации юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Форма и содержание такого уведомления кредиторов законодательством не предусмотрены, по уведомлению подлежат все кредиторы. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Не считается надлежащим извещением кредиторов публикация объявления, извещения и иной информации о реорганизации юридического лица в средствах массовой информации.
Срок для уведомления предусмотрен в отношении кредиторов хозяйственных обществ: не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества, а при реорганизации хозяйственного общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия такого решения последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии или присоединении. Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров.
Основными документами, составляемыми в процессе реорганизации, являются передаточный акт (при реорганизации в форме присоединения, слияния, преобразования) и разделительный баланс (при реорганизации в форме разделения, выделения).
Требования к указанным документам следующие: они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт или разделительный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.При этом законодательством не предусмотрены формы передаточного акта и разделительного баланса, на практике пользуются формой бухгалтерского баланса.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК).
При этом законодатель разграничивает 2 понятия - ликвидации и прекращение деятельности (Декрет № 1) - и указывает, что юридическое лицо может быть ликвидировано, а индивидуальный предприниматель - прекратить деятельность.
Инициатива ликвидации субъектов хозяйствования может исходить от:
собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для полного и коммандитного товариществ), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации динного юридического лица недействительной;
хозяйственного суда в случае:
непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами;
регистрирующего органа в случае:
неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям.
Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) пли органа этой организации, уполномоченного на то се уставом (учредительным договором - для полного и коммандитного товариществ), либо в судебном порядке.
Порядок ликвидации, очередность удовлетворения требований кредиторов урегулированы Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом № 1, а также разъяснены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 “О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей”».
Особо следует отметить порядок ликвидации коммерческой организации при внесении налоговым органом представления (предложения) о ликвидации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» (в ред. от 30.04.2010): ликвидация в этом случае производится регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии.