Принцип государственного управления экономикой.

В систему принципов правовогорегулирования хозяйственной дея­тельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополисти­ческой деятельности.Данный принцип закреплен в антимонопольном зако­нодательстве Республики Беларусь.

К законодательным актам кроме Конституции относятся законы, де­креты и указы Президента Республики Беларусь.

Категория «закон» предполагает, во-первых, закон, обладающий выс­шей юридической силой - Конституцию, именуемую в ее преамбуле и ст. 2 Закона о нормативных правовых актах Основным Законом; во-вторых, кон­ституционные законы, к которым относятся законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции; в-третьих, программные законы, к которым отне­сены закон об основных направлениях внутренней и внешней политики Бе­ларуси, о военной доктрине. Конституционные и программные законы имеют высшую юридическую силу по сравнению с еще одной разновидностью за­конов — обычными законами.

Особое значение и приоритет в отношении обычных законов имеют кодифицированные законы — кодексы (ч. 4 ст. 2 Закона о нормативных пра­вовых актах).

В систему законодательства о хозяйственной деятельности входит несколько таких законов: ГК, Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс и т.д. Важное значение для применения норм регулирующих хозяй­ственную деятельность, имеет положение ч. 3 п. 2 ст. 3 ГК о том, что нормы гражданского права, содержащиеся других закона, должны соответство­вать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний.

Законодательные акты Президента Республики Беларусь имеют боль­шой удельный вес в регулировании хозяйственной деятельности. На сего­дняшний день нормы декретов и указов, принимаемых Главой государства, регулируют отдельные виды экономической деятельности, изменяют кон­цепцию отдельных правовых институтов.

Нормы Конституции предусматривают два вида декретов:

декреты, издаваемые в соответствии с Конституцией на основа­нии делегированных Парламентом законодательных полномочий;

декреты, издаваемые в случаях особой необходимости (времен­ные декреты) по инициативе Президента Республики Беларусь либо по пред­ложению Правительства.

Чаще всего законодательные полномочия Президента Республики Бе­ларусь реализуются посредством издания указов

Классификация этих актов более обширна по сравнению с декретами. Так, указы Главы государства могут:

иметь нормативный или ненормативный (индивидуальный) ха­рактер (ч. 2 ст. 3 Закона о нормативных правовых акта):

издаваться на основе полномочий, предоставленных законом (п. 30 ст. 84 Конституции), или на основе полномочий, вытекающих из положе­ний Конституции (ч. 1 ст. 85 Конституции);

конкретизировать нормы законов либо устранять пробелы в пра­вовом регулировании.

Следующее по юридической силе место занимают распоряжения Пре­зидента. Возможность их издания предоставлена нормой ст. 85 Конституции без конкретизации перечня вопросов, правовое решение которых можно за­креплять в форме этих актов. Впоследствии они были включены в систему законодательства как правовые акты, которые могут иметь нормативный ха­рактер (ст. 3 ГК и ч. 2 ст. 3 Закона о нормативных правовых актах). Однако в таком качестве (т.е. для закрепления норм права) распоряжения в настоящее время используются редко. Что касается ненормативных распоряжений, то данная форма правого акта используется Президентом для установления льгот субъектам хозяйственной деятельности в части уплаты налогов, норма­тивного распределения выручки, обязательной продажи иностранной валюты и т.д.

Важные для правового регулирования хозяйстве иной деятельности по­ложения содержатся в постановлениях Совета Министров как центрального органа государственного управления, обладающего широкими регулятивны­ми полномочиями в сфере экономических отношений По юридической силе эти постановления следуют за законами, декретами, указами (ч. 4 ст. 116 Конституции, ч. 4 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах). На одном уровне с постановлениями Правительства находятся постановления палат Парламента, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда. В отдельных случаях постановления палат Парламента могут иметь определен­ное отношение и к правовому регулированию хозяйственной деятельности, например в форме постановления оформляется решение Палаты представи­телей и Совета Республики об отмене временного декрета, которое фактиче­ски повлечет изменения в таком регулировании. аналогичным образом оформляется отмена решения местных Советов депутатов, не соответствую­щего требованиям правовых норм (ч. 5 ст. 98 Конституции).

Рассматривая виды иных актов законодательства как способов закреп­ления моделей поведения субъектов предпринимательской деятельности в целом и отдельных ее видов, в частности банковской, следует указать на нормативные правовые акты Национального банка -- постановления Прав­ления Национального банка и постановления Совета директоров Националь­ного банка.

Наибольший удельный вес в системе законодательства о хозяйственной деятельности занимают акты следующего уровня — нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управ­ления (функциональных или отраслевых). Они могут приниматься в различ­ных формах, однако утверждаются только приказам и постановлениями. Ведомственные акты могут приниматься только в случаях и пределах, уста­новленных нормами Конституции, нормативных правовых актов Президента, законов, положений о соответствующих органах и нормативных правовых актов Правительства. Министерство или иной республиканский орган госу­дарственного управления обязаны указывать в своих нормативных правовых актах на акт Президента, Парламента, Правительства, на основании и во ис­полнение которого они их принимают.

Совокупность рассматриваемых актов имеет сбою иерархию, которая строится по критерию компетенции: приоритет перед другим ведомственным актом аналогичного уровня имеет нормативный правовой акт соответствую­щего государственного органа, специально уполномоченного на регулирова­ние определенной области экономических отношений. Кроме того, для опре­деления юридической силы может иметь значение и критерий времени при­нятия нормативных правовых актов при условии, что они приняты по тому же вопросу тем же государственным органом(ч. 10, 11 ст. 10 Закона о норма­тивных правовых актах). Ведомственные нормативные правовые акты могут быть отменены Правительством (ч. 8 ст. 107 Конституции).

Следующий уровень занимают нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принима­емые в форме решений

Они имеют обязательную силу на соответствующей территории и не должны противоречить действующему законодательству. В противном слу­чае они подлежат отмене. При этом в соответствии с нормой ст. 122 Консти­туции решения местных Советов депутатов отменяются вышестоящими представительными органами, а решения местных исполнительных и распо­рядительных органов — соответствующими Советами депутатов, вышестоя­щими исполнительными и распорядительными органами, а также Президен­том Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования хозяйственной деятель­ности имеют локальные нормативные правовые акты которые выделены на законодательном уровне в норме абз. 11 ст. 1 Закона о нормативных право­вых актах. Особенностью указанной разновидности нормативных правовых актов является то, что они действуют в рамках одной или нескольких органи­заций. В частности, к таким актам относятся учредительные документы орга­низаций со статусом юридического лица (ст. 48 ГК), положения: о филиале и представительстве (п. 3 ст. 51 ГК), об учетной политике (ч. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете), о коммерческой тайне (п. 5 Положения о коммерче­ской тайне, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 ноября 1992 №670).

Завершая характеристику законодательства о хозяйственной деятель­ности, необходимо отметить такую его особенность, как наличие специфиче­ских нормативных правовых актов, одни из которых определяют общие условия осуществления предпринимательской деятельности, а другие — по­рядок этой деятельности в отдельных сферах. Речь идет о программах, кон­цепциях, основных направлениях и т.п. Указанные акты не предусмотрены в положениях ст. 2 Закона о нормативных правовых актах и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены.

Проводя анализ источников правового регулирования хозяйственной деятельности, следует учитывать правило ст. 8 Конституции, не допускаю­щее заключение международных договоров, которые противоречат Консти­туции. Следовательно, по юридической силе международные договоры сле­дуют за Конституцией и непосредственно связанными с нею нормативными правовыми актами: заключениями Конституционного Суда Республики Бе­ларусь, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, зако­нами о толковании Конституции. При этом в соответствии с правилом ч. 4 ст. 116 Конституции приоритет имеют лишь нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

Переход от разрешительного метода регулирования экономических от­ношений к общедозволительному устранил монополию правовой нормы как инструмента регулирования и, на первый взгляд, усилил значение такого диспозитивного регулятора, как обычай. По очередности применения обычай следует за нормативным правовым актом и договором. Индивидуальный до­говор устанавливает субъективные права и обязанности его сторон в соответ­ствии с нормами права (и в этом смысле является источником субъективных прав и обязанностей конкретных участников конкретного правоотношения), однако его (договор) нельзя относить к числу юридических источников пра­вового регулирования предпринимательской деятельности.

При этом обы­чай рассматривается как средство восполнения пробелов в норматив­ных правовых актах и договорах.Такая оценка роли и места обычая в си­стеме регуляторов экономических отношений возможна по результатам ана­лиза отдельных положений ГК и ряда других актов законодательства. Следу­ет иметь в виду, что в отличие от норм права обычаи не предусматривают конкретный вариант поведения: таковой подлежит установлению, если толь­ко он не зафиксирован в каком-либо документе. При этом главное условие их применения — соответствие основным началам гражданского права и усло­виям договора. Как свидетельствует правоприменительная практика, основ­ной сферой применения обычаев остается внешнеторговый оборот.

От обычаев следует отличать так называемый заведенныйпоря­док.В отношении его ГК использует словосочетание «практика, установив­шаяся во взаимных отношениях сторон» (ч. 2 ст. 401 . Речь идет о практике сотрудничества сторон конкретного договора, которая сложилась между ни­ми в отношении предшествующих договоров. Такая практика нигде не за­фиксирована, но в силу отсутствия возражений считается установившейся, т.е. имеются все основания полагать, что речь идет о подразумеваемом сторонами условии договора. Сложившаяся практика взаимоотношений сторон имеет восполнительное значение, в связи, с чем она та та же, как и договор, от­меняет действие соответствующей диспозитивной нормы и обычая.

Наши рекомендации