Принцип государственного управления экономикой.
В систему принципов правовогорегулирования хозяйственной деятельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности.Данный принцип закреплен в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.
К законодательным актам кроме Конституции относятся законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Категория «закон» предполагает, во-первых, закон, обладающий высшей юридической силой - Конституцию, именуемую в ее преамбуле и ст. 2 Закона о нормативных правовых актах Основным Законом; во-вторых, конституционные законы, к которым относятся законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции; в-третьих, программные законы, к которым отнесены закон об основных направлениях внутренней и внешней политики Беларуси, о военной доктрине. Конституционные и программные законы имеют высшую юридическую силу по сравнению с еще одной разновидностью законов — обычными законами.
Особое значение и приоритет в отношении обычных законов имеют кодифицированные законы — кодексы (ч. 4 ст. 2 Закона о нормативных правовых актах).
В систему законодательства о хозяйственной деятельности входит несколько таких законов: ГК, Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс и т.д. Важное значение для применения норм регулирующих хозяйственную деятельность, имеет положение ч. 3 п. 2 ст. 3 ГК о том, что нормы гражданского права, содержащиеся других закона, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний.
Законодательные акты Президента Республики Беларусь имеют большой удельный вес в регулировании хозяйственной деятельности. На сегодняшний день нормы декретов и указов, принимаемых Главой государства, регулируют отдельные виды экономической деятельности, изменяют концепцию отдельных правовых институтов.
Нормы Конституции предусматривают два вида декретов:
декреты, издаваемые в соответствии с Конституцией на основании делегированных Парламентом законодательных полномочий;
декреты, издаваемые в случаях особой необходимости (временные декреты) по инициативе Президента Республики Беларусь либо по предложению Правительства.
Чаще всего законодательные полномочия Президента Республики Беларусь реализуются посредством издания указов
Классификация этих актов более обширна по сравнению с декретами. Так, указы Главы государства могут:
иметь нормативный или ненормативный (индивидуальный) характер (ч. 2 ст. 3 Закона о нормативных правовых акта):
издаваться на основе полномочий, предоставленных законом (п. 30 ст. 84 Конституции), или на основе полномочий, вытекающих из положений Конституции (ч. 1 ст. 85 Конституции);
конкретизировать нормы законов либо устранять пробелы в правовом регулировании.
Следующее по юридической силе место занимают распоряжения Президента. Возможность их издания предоставлена нормой ст. 85 Конституции без конкретизации перечня вопросов, правовое решение которых можно закреплять в форме этих актов. Впоследствии они были включены в систему законодательства как правовые акты, которые могут иметь нормативный характер (ст. 3 ГК и ч. 2 ст. 3 Закона о нормативных правовых актах). Однако в таком качестве (т.е. для закрепления норм права) распоряжения в настоящее время используются редко. Что касается ненормативных распоряжений, то данная форма правого акта используется Президентом для установления льгот субъектам хозяйственной деятельности в части уплаты налогов, нормативного распределения выручки, обязательной продажи иностранной валюты и т.д.
Важные для правового регулирования хозяйстве иной деятельности положения содержатся в постановлениях Совета Министров как центрального органа государственного управления, обладающего широкими регулятивными полномочиями в сфере экономических отношений По юридической силе эти постановления следуют за законами, декретами, указами (ч. 4 ст. 116 Конституции, ч. 4 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах). На одном уровне с постановлениями Правительства находятся постановления палат Парламента, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда. В отдельных случаях постановления палат Парламента могут иметь определенное отношение и к правовому регулированию хозяйственной деятельности, например в форме постановления оформляется решение Палаты представителей и Совета Республики об отмене временного декрета, которое фактически повлечет изменения в таком регулировании. аналогичным образом оформляется отмена решения местных Советов депутатов, не соответствующего требованиям правовых норм (ч. 5 ст. 98 Конституции).
Рассматривая виды иных актов законодательства как способов закрепления моделей поведения субъектов предпринимательской деятельности в целом и отдельных ее видов, в частности банковской, следует указать на нормативные правовые акты Национального банка -- постановления Правления Национального банка и постановления Совета директоров Национального банка.
Наибольший удельный вес в системе законодательства о хозяйственной деятельности занимают акты следующего уровня — нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления (функциональных или отраслевых). Они могут приниматься в различных формах, однако утверждаются только приказам и постановлениями. Ведомственные акты могут приниматься только в случаях и пределах, установленных нормами Конституции, нормативных правовых актов Президента, законов, положений о соответствующих органах и нормативных правовых актов Правительства. Министерство или иной республиканский орган государственного управления обязаны указывать в своих нормативных правовых актах на акт Президента, Парламента, Правительства, на основании и во исполнение которого они их принимают.
Совокупность рассматриваемых актов имеет сбою иерархию, которая строится по критерию компетенции: приоритет перед другим ведомственным актом аналогичного уровня имеет нормативный правовой акт соответствующего государственного органа, специально уполномоченного на регулирование определенной области экономических отношений. Кроме того, для определения юридической силы может иметь значение и критерий времени принятия нормативных правовых актов при условии, что они приняты по тому же вопросу тем же государственным органом(ч. 10, 11 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах). Ведомственные нормативные правовые акты могут быть отменены Правительством (ч. 8 ст. 107 Конституции).
Следующий уровень занимают нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемые в форме решений
Они имеют обязательную силу на соответствующей территории и не должны противоречить действующему законодательству. В противном случае они подлежат отмене. При этом в соответствии с нормой ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов отменяются вышестоящими представительными органами, а решения местных исполнительных и распорядительных органов — соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.
Особое значение для правового регулирования хозяйственной деятельности имеют локальные нормативные правовые акты которые выделены на законодательном уровне в норме абз. 11 ст. 1 Закона о нормативных правовых актах. Особенностью указанной разновидности нормативных правовых актов является то, что они действуют в рамках одной или нескольких организаций. В частности, к таким актам относятся учредительные документы организаций со статусом юридического лица (ст. 48 ГК), положения: о филиале и представительстве (п. 3 ст. 51 ГК), об учетной политике (ч. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете), о коммерческой тайне (п. 5 Положения о коммерческой тайне, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 ноября 1992 №670).
Завершая характеристику законодательства о хозяйственной деятельности, необходимо отметить такую его особенность, как наличие специфических нормативных правовых актов, одни из которых определяют общие условия осуществления предпринимательской деятельности, а другие — порядок этой деятельности в отдельных сферах. Речь идет о программах, концепциях, основных направлениях и т.п. Указанные акты не предусмотрены в положениях ст. 2 Закона о нормативных правовых актах и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены.
Проводя анализ источников правового регулирования хозяйственной деятельности, следует учитывать правило ст. 8 Конституции, не допускающее заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Следовательно, по юридической силе международные договоры следуют за Конституцией и непосредственно связанными с нею нормативными правовыми актами: заключениями Конституционного Суда Республики Беларусь, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, законами о толковании Конституции. При этом в соответствии с правилом ч. 4 ст. 116 Конституции приоритет имеют лишь нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.
Переход от разрешительного метода регулирования экономических отношений к общедозволительному устранил монополию правовой нормы как инструмента регулирования и, на первый взгляд, усилил значение такого диспозитивного регулятора, как обычай. По очередности применения обычай следует за нормативным правовым актом и договором. Индивидуальный договор устанавливает субъективные права и обязанности его сторон в соответствии с нормами права (и в этом смысле является источником субъективных прав и обязанностей конкретных участников конкретного правоотношения), однако его (договор) нельзя относить к числу юридических источников правового регулирования предпринимательской деятельности.
При этом обычай рассматривается как средство восполнения пробелов в нормативных правовых актах и договорах.Такая оценка роли и места обычая в системе регуляторов экономических отношений возможна по результатам анализа отдельных положений ГК и ряда других актов законодательства. Следует иметь в виду, что в отличие от норм права обычаи не предусматривают конкретный вариант поведения: таковой подлежит установлению, если только он не зафиксирован в каком-либо документе. При этом главное условие их применения — соответствие основным началам гражданского права и условиям договора. Как свидетельствует правоприменительная практика, основной сферой применения обычаев остается внешнеторговый оборот.
От обычаев следует отличать так называемый заведенныйпорядок.В отношении его ГК использует словосочетание «практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон» (ч. 2 ст. 401 . Речь идет о практике сотрудничества сторон конкретного договора, которая сложилась между ними в отношении предшествующих договоров. Такая практика нигде не зафиксирована, но в силу отсутствия возражений считается установившейся, т.е. имеются все основания полагать, что речь идет о подразумеваемом сторонами условии договора. Сложившаяся практика взаимоотношений сторон имеет восполнительное значение, в связи, с чем она та та же, как и договор, отменяет действие соответствующей диспозитивной нормы и обычая.