Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры).
Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.
Субъекты государственного регулирования предпринимательской деятельности реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются:
защита экономического правопорядка;
распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;
контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;
создание конкурентной среды;
обеспечение нормальной занятости населения и т.п.
ответственности соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.
Денежная политика — использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.
Антимонопольное регулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на две группы:
административные — представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:
а) установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;
б) предписание об обязательном совершении определенных действий;
в) утверждение конкретных (адресных) заданий;
г) разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
д) регистрацию определенных действий;
е) установление стандартов, квот и т.п.;
ж) ограничение определенных действий» и т.д.;
экономические — представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.) и направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его имущественные интересы.
Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, так как одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.
Источники правового регулирования хозяйственной деятельности
Поскольку основным источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт, характеристику источников правового регулирования предпринимательской деятельности целесообразно начать с анализа законодательства о предпринимательской деятельности, именуемого в юридической литературе в зависимости от принятой терминологии предпринимательским или хозяйственным законодательством.
В основе всей национальной правовой систем лежит Конституция. Конституционная основа хозяйственной деятельности — это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго установленных пределах. В этой связи конституционные нормы:
закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая денежная система, единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.д.);
определяют условия осуществления предпринимательской деятельности (свобода осуществления, равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности, государственное вмешательство в частные дела только в социальных целях и т.п.);
устанавливают гарантии прав и интересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность ее принудительного отчуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.д.).
Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования хозяйственной (экономической) деятельности и ее основного вида — предпринимательской деятельности.