Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности
Термин «принцип» происходит от латинского слова, что в переводе означает «основа», «начало».
Принципами правового регулирования хозяйственной деятельности являются правовые идеи, лежащие в основе нормативного закрепления хозяйственных отношений. Это - центральные, стержневые начала хозяйственного права как отрасли законодательства.
Нормативное закрепление указанных принципов осуществляется в различных формах. Некоторые из них прямо зафиксированы в нормах права, другие - логически выводятся из содержания ряда норм права.
Значение принципов правового регулирования хозяйственной деятельности велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Они позволяют выяснить сущность хозяйственного законодательства и правильно применять на практике его нормы. Кроме того, данные принципы служат своеобразным «камертоном», ориентируясь на который законодатель вносит соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.
В науке хозяйственного права нет единого мнения по вопросу о круге и содержании принципов правового регулирования хозяйственной деятельности.
На наш взгляд, к основным принципам правового регулирования хозяйственной деятельности относятся принципы:
законности;
неприкосновенности собственности;
свободы договора;
государственного регулирования хозяйственной деятельности;
конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
обеспечения защиты нарушенных прав.
Принцип законностив Республике Беларусь провозглашён в качестве важнейшего принципа деятельности государства, его органов и должностных лиц. Согласно данному принципу все участники хозяйственных отношении должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в белорусском законодательстве, применяются правила международного договора.
Принцип неприкосновенности собственностиозначает, что собственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защищается государством. Ее принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Норма ст. 236 FK содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия имущества у собственника (отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъята гм земельного участка; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и др.).
Одним из основных принципов правового регулирования хозяйственной деятельности является принцип свободы договора.
Согласно ст. 391 ЕК свобода договора состоит прежде всего в закреплении за субъектами прав на инициативу в заключен т договора. Применительно к сфере хозяйственной деятельности это означает свободу хозяйствующего субъекта самостоятельно определять, когда, с кем и какой договор он желает заключить. Понуждение к заключению договора не допускается, за
исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.
Свобода договора означает, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор), а также сформировать условия будущего договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.
При заключении хозяйственных договоров большинство из вышеназванных характеристик свободы договора ограничена, поскольку в рыночных отношениях субъекты хозяйственной деятельности находятся в неравном положении. Ограничения свободы договора, установленные законодательством, могут выражаться в понуждении к заключению договора (заключение договора в обязательном порядке - ст. 415 ГК), и ограничении свободы выбора контрагента (публичный договор - ст. 396 ГК, в установлении определенного порядка заключения договора (заключение договора на торгах - ст. 417 ГК).
Принцип государственного регулирования хозяйственной деятельности.В Республике Беларусь данный принцип нашел закрепление в части пятой ст. 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Оно воздействует на участников хозяйственных отношений преимущественно путем применения экономических мер и методов. В частности, цены и ценообразование используются государством для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами. Для реализации государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии. Там, где общественные интересы требуют защиты, компетентные органы государства вправе давать обязательные предписания, привлекать виновных лиц к ответственности и т.д.
Принцип конкуренции и ограничения монополистическойдеятельности.Указанный принцип является «двигателем» рыночной экономики. Он стимулирует производство высококачественных, конкурентоспособных товаров (работ, услуг), способствует устранению плохо работающих предприятий, которые в силу убыточности и неплатежеспособности подлежат в установленном порядке реорганизации или ликвидации.
Закон защищает только добросовестную конкуренцию. Он противодействует монополистической деятельности, направленной на подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке.
Принцип обеспечения защиты нарушенных прав.В силу этого принципа юридические и физические лица вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.
Конкретные способы защиты нарушенных прав предусмотрены ГК (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).
Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и физических лиц в Республике Беларусь. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.
Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Разнородный характер хозяйственных отношений диктует необходимость применения различных методов правового регулирования этих отношений.
На наш взгляд, в хозяйственном обороте есть два основных способа регулирования правовых отношений - диспозитивный и императивный.
Горизонтальные правоотношения, возникающие между субъектами хозяйствования, регулируются в основном нормами права, носящими диспозитивный характер. Эти отношения подвергаются воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон, установление прав и обязанностей сторон на основе договора (диспозитивный метод правового регулирования).
Вертикальные правоотношения, возникающие между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят ярко выраженный административно-правовой, императивный характер. Эти отношения регулируются на основе власти и подчинения, здесь нет юридического равенства сторон (императивный метод правовогоо регулирования).
Усиление самостоятельности участников хозяйственных правоотношений в условиях рынка повысило объем применения диспозитивного метода правового регулирования. В настоящее время хозяйственные правоотношения регулируются главным образом путем предоставления права их субъектам самим определять свои взаимоотношения. Они свободны в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора (ст. 2 ГК).
В отсутствие единообразия мнений относительно форм государственного регулирования хозяйственной деятельности, большинство авторов единодушны в определении методов государственного регулирования, классифицируя их на две группы: методы административного (прямого, директивного, императивного) и экономического (косвенного) воздействия на экономические процессы.
К методам прямого воздействия на общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности можно отнести:
государственный контроль (надзор) за осуществлением хозяйственной деятельности;
лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;
государственную регистрацию субъектов хозяйствования;
техническое нормирование и стандартизацию, обеспечение единства измерений на территории Республики Беларусь;
прогнозирование и планирование как в масштабах Республики Беларусь, так и относительно отдельных субъектов хозяйствования;
запрещение отдельных видов хозяйственной деятельности, их ограничение;
регистрацию товарных знаков и выдачу патентов \ а объекты интеллектуальной собственности;
определение правил ведения бухгалтерского учете, учета доходов и расходов, ведения статистической отчетности, организации документооборота;
определение порядка безналичных и наличных расчетов между субъектами хозяйствования, организацию приема наличных денежных средств, соблюдение кассовой дисциплины;
установление порядка оценки стоимости бизнеса как процесса определения стоимости бизнеса, его части или доли в нем;
поощрение конкуренции и ограничение монополистической деятельности и т.д.
Среди экономических методов воздействия преобладающими являются налогообложение, предоставление льгот и преференций при организации бизнеса в малых и средних городских поселениях, сельской местности, при занятии определенными видами хозяйственной деятельности (например, агроэкотуризм, ремесленная деятельность), в том числе предпринимательской (например, стимулирование экспорта товаров белорусских производителей путем установления специального правового режима для индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого торгового сбора.
Оптимальное сочетание прямого и косвенного воздействия на экономические процессы является сложной задачей, требующей взвешенного грамотного профессионального подхода, позволяющего оперативно реагировать на негативные тенденции и одновременно создавать систему стимулирования перспективных направлений развития экономики.
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются различными способами
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.
В качестве важнейших можно назвать приведенные ниже формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Прогнозирование - является подготовкой представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Планирование — это «определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др.)». В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность