Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности

Термин «принцип» происходит от латинского слова, что в переводе означает «основа», «начало».

Принципами правового регулирования хозяйственной деятельности яв­ляются правовые идеи, лежащие в основе нормативного закрепления хозяй­ственных отношений. Это - центральные, стержневые начала хозяйственного права как отрасли законодательства.

Нормативное закрепление указанных принципов осуществляется в раз­личных формах. Некоторые из них прямо зафиксированы в нормах права, другие - логически выводятся из содержания ряда норм права.

Значение принципов правового регулирования хозяйственной деятель­ности велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятель­ности. Они позволяют выяснить сущность хозяйственного законодательства и правильно применять на практике его нормы. Кроме того, данные принци­пы служат своеобразным «камертоном», ориентируясь на который законода­тель вносит соответствующие изменения и дополнения в действующее зако­нодательство.

В науке хозяйственного права нет единого мнения по вопросу о круге и содержании принципов правового регулирования хозяйственной деятельно­сти.

На наш взгляд, к основным принципам правового регулирования хо­зяйственной деятельности относятся принципы:

законности;

неприкосновенности собственности;

свободы договора;

государственного регулирования хозяйственной деятельности;

конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

обеспечения защиты нарушенных прав.

Принцип законностив Республике Беларусь провозглашён в качестве важнейшего принципа деятельности государства, его органов и должностных лиц. Согласно данному принципу все участники хозяйственных отношении должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и приня­тых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Бела­русь с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в белорусском законодательстве, применяются правила международного договора.

Принцип неприкосновенности собственностиозначает, что соб­ственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защи­щается государством. Ее принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием сто­имости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Норма ст. 236 FK содержит исчерпывающий перечень оснований при­нудительного изъятия имущества у собственника (отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъята гм земельного участка; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и др.).

Одним из основных принципов правового регулирования хозяйствен­ной деятельности является принцип свободы договора.

Согласно ст. 391 ЕК свобода договора состоит прежде всего в закреп­лении за субъектами прав на инициативу в заключен т договора. Примени­тельно к сфере хозяйственной деятельности это означает свободу хозяйству­ющего субъекта самостоятельно определять, когда, с кем и какой договор он желает заключить. Понуждение к заключению договора не допускается, за

исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Свобода договора означает, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных зако­нодательством (смешанный договор), а также сформировать условия буду­щего договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.

При заключении хозяйственных договоров большинство из вышена­званных характеристик свободы договора ограничена, поскольку в рыноч­ных отношениях субъекты хозяйственной деятельности находятся в нерав­ном положении. Ограничения свободы договора, установленные законода­тельством, могут выражаться в понуждении к заключению договора (заклю­чение договора в обязательном порядке - ст. 415 ГК), и ограничении свободы выбора контрагента (публичный договор - ст. 396 ГК, в установлении опре­деленного порядка заключения договора (заключение договора на торгах - ст. 417 ГК).

Принцип государственного регулирования хозяйственной деятель­ности.В Республике Беларусь данный принцип нашел закрепление в части пятой ст. 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществля­ет регулирование экономической деятельности в интересах человека и обще­ства, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Оно воз­действует на участников хозяйственных отношений преимущественно путем применения экономических мер и методов. В частности, цены и ценообразо­вание используются государством для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами. Для реализации государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии. Там, где общественные интересы требуют защиты, ком­петентные органы государства вправе давать обязательные предписания, привлекать виновных лиц к ответственности и т.д.

Принцип конкуренции и ограничения монополистическойдея­тельности.Указанный принцип является «двигателем» рыночной экономи­ки. Он стимулирует производство высококачественных, конкурентоспособ­ных товаров (работ, услуг), способствует устранению плохо работающих предприятий, которые в силу убыточности и неплатежеспособности подле­жат в установленном порядке реорганизации или ликвидации.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию. Он противодей­ствует монополистической деятельности, направленной на подавление кон­куренции за счет доминирующего положения на рынке.

Принцип обеспечения защиты нарушенных прав.В силу этого принципа юридические и физические лица вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законода­тельством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Конкретные способы защиты нарушенных прав предусмотрены ГК (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).

Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и физических лиц в Республике Беларусь. Решение, принятое в администра­тивном порядке, может быть обжаловано в суде.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Разнородный характер хозяйственных отношений диктует необходи­мость применения различных методов правового регулирования этих отно­шений.

На наш взгляд, в хозяйственном обороте есть два основных способа ре­гулирования правовых отношений - диспозитивный и императивный.

Горизонтальные правоотношения, возникающие между субъектами хо­зяйствования, регулируются в основном нормами права, носящими диспозитивный характер. Эти отношения подвергаются воздействию приемов, спо­собов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сто­рон, установление прав и обязанностей сторон на основе договора (диспози­тивный метод правового регулирования).

Вертикальные правоотношения, возникающие между субъектами хо­зяйствования и уполномоченными государственными органами, носят ярко выраженный административно-правовой, императивный характер. Эти от­ношения регулируются на основе власти и подчинения, здесь нет юридиче­ского равенства сторон (императивный метод правовогоо регулирования).

Усиление самостоятельности участников хозяйственных правоотноше­ний в условиях рынка повысило объем применения диспозитивного метода правового регулирования. В настоящее время хозяйственные правоотноше­ния регулируются главным образом путем предоставления права их субъек­там самим определять свои взаимоотношения. Они свободны в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора (ст. 2 ГК).

В отсутствие единообразия мнений относительно форм госу­дарственного регулирования хозяйственной деятельности, большинство ав­торов единодушны в определении методов государственного регулирования, классифицируя их на две группы: методы административного (прямого, ди­рективного, императивного) и экономического (косвенного) воздействия на экономические процессы.

К методам прямого воздействия на общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности можно отнести:

государственный контроль (надзор) за осуществлением хозяйственной де­ятельности;

лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

техническое нормирование и стандартизацию, обеспечение единства из­мерений на территории Республики Беларусь;

прогнозирование и планирование как в масштабах Республики Беларусь, так и относительно отдельных субъектов хозяйствования;

запрещение отдельных видов хозяйственной деятельности, их ограниче­ние;

регистрацию товарных знаков и выдачу патентов \ а объекты интеллекту­альной собственности;

определение правил ведения бухгалтерского учете, учета доходов и рас­ходов, ведения статистической отчетности, организации документооборо­та;

определение порядка безналичных и наличных расчетов между субъекта­ми хозяйствования, организацию приема наличных денежных средств, со­блюдение кассовой дисциплины;

установление порядка оценки стоимости бизнеса как процесса определе­ния стоимости бизнеса, его части или доли в нем;

поощрение конкуренции и ограничение монополистической деятельности и т.д.

Среди экономических методов воздействия преобладающими являются налогообложение, предоставление льгот и преференций при организации бизнеса в малых и средних городских поселениях, сельской местности, при занятии определенными видами хозяйственной деятельности (например, аг­роэкотуризм, ремесленная деятельность), в том числе предпринимательской (например, стимулирование экспорта товаров белорусских производителей путем установления специального правового режима для индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого торгового сбора.

Оптимальное сочетание прямого и косвенного воздействия на эконо­мические процессы является сложной задачей, требующей взвешенного гра­мотного профессионального подхода, позволяющего оперативно реагировать на негативные тенденции и одновременно создавать систему стимулирования перспективных направлений развития экономики.

Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее вы­ражение в определенных формах и осуществляются различными способами

Таким образом, государственное регулирование предприниматель­ской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирую­щих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринима­тельскую деятельность в стране.

В качестве важнейших можно назвать приведенные ниже формы госу­дарственного регулирования предпринимательской деятельности.

Прогнозирование - является подготовкой представлений о воз­можном состоянии экономического и социального развития. Закон Респуб­лики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и про­граммах социально-экономического развития Республики Беларусь» опреде­ляет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки — долго­срочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основ­ных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспече­нию их достижения.

Планирование — это «определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др.)». В экономиче­ской науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность эконо­мики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность

Наши рекомендации