Анализ современного состояния государственного контроля за использованием и охраной земель
Рассмотрев и обобщив земельно-правовые отношения государственного земельного контроля, составлена общая схема, которая наглядно дает представление о содержании, объектов и субъектов этих отношении так далее (Рис.2).
Земельно-правовые отношения государственного земельного контроля |
Субъекты |
Объекты |
Содержание земельно-правовых отношений |
Специально уполномоченные органы |
Юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане использующие земельные участки |
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальные органы |
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы |
Обязанности субъектов |
Права субъектов |
Правоотношения, связанные с предоставлением, изъятием, использованием ЗУ |
Земля как природный объект и природные ресурс |
Земельные участки, части ЗУ |
Процесс проведения землеустройства |
Административные правонарушения в области охраны собственности, порядка управления и землеустройства |
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования |
Административные правонарушения в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения |
Рис. 2 Земельно-правовые отношения в сфере государственного контроля |
На данный момент времени существуют государственный, муниципальный и общественный контроли, взаимодействующие между собой. Информация, которую органы местного самоуправления получат в результате муниципального контроля, активно используется органами государственного контроля в целях обнаружение и ликвидации нарушений земельного законодательства землепользователями. Такое взаимодействие позволяет более эффективно использовать земельные ресурсы Российской Федерации.
Для эффективного надзора недостаточно его осуществления только федеральными органами исполнительной, в рамках действующего законодательства органы исполнительной власти субъектов РФ лишены возможности надзора за землепользованием на территориях, хотя, должны быть заинтересованы в обеспечении земельного правопорядка на территориях соответствующего субъекта РФ [37].
Для решения существующей проблемы целесообразно наделить большей самостоятельностью органы местного самоуправления и органы осуществляющие общественный контроль, которые организовали бы свою работу с учетом особенностей отдельного региона или муниципального образования. А также необходимо конкретизировать их права, обязанности и полномочия.
Рассмотрев все виды контроля, составлена таблица 1, в которой раскрыты их основные характеристики и нормативно-правовое обеспечение.
Основные характеристики видов контроля Таблица 1
Уполномоченный орган | Нормативно-правовая база | |
Государственный земельный надзор | 1.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. 2.Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 3. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Земельный | Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ [3]. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ [8]. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 [15]. Положение о государственном земельном надзоре от 02.01.2015 № 1 [16]. |
Муниципальный земельный контроль | 1. Органы местного самоуправления городского округа. 2. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений. 3. Органы местного самоуправления муниципального района | Земельный кодекс РФ от 25. 10. 2001 № 136-ФЗ [3]. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ [8]. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [9]. Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории отдельных муниципальных образований. |
Общественный земельный контроль | 1. Граждане. 2. Общественные объединения. 3. Иные негосударственные некоммерческие организации | Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ [3]. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ [5]. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ [7]. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [9]. |
В числе основных направлений государственной политики выделяются совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а именно [27]:
- уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования;
- повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение.
Как было сказано ранее, государственный контроль осуществляется Росреестром, Росприроднадзором, Россельхознадзор. Эти органы обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и другими, возникает проблема в разграничении полномочий различных надзорных органов Российской Федерации. В основе разграничения функций должны лежать территориальный принцип, категории и виды земель.
Меры, которые инспекторы по государственному контролю применяют к нарушителям являются мерами административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Привлечение правонарушителей к административной ответственности является как мерой наказания виновных, так и мерой профилактики земельных правонарушений, пресечения их в дальнейшем и стимулом к ведению эффективного и рационального землепользования [25].
Устранение нарушений земельного законодательства способствует наведению порядка в землепользовании путем восстановления нарушенных прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков [8].
Главная цель может быть также достигнута путем увеличения размеров административных штрафов и внесения изменений, что поспособствует снижению нарушений и, возможно, повысит эффективность управления земельными ресурсами.
Одной из основных проблем государственного земельного контроля является отсутствие утвержденного и единого механизма планирования.
Современное состояние развития законодательства в сфере государственного и муниципального контроля характеризуется системными проблемами, не позволяющими обеспечить организацию устойчивого и эффективного контроля [26].
Изучив нормативно-правовое обеспечение можно сделать вывод о нехватке методических указаниях и других материалов, которые бы обеспечили грамотное и четкое проведение проверок в рамках государственного земельного надзора, а также акты, которые бы устанавливали размер административной ответственности от площадей, стоимости земельных участков.
При осуществлении земельного контроля недостатком является постоянное реформирование, неоднократная реорганизация органов, осуществляющих государственный земельный контроль, а также изменение самих органов, к компетенции которых относился государственный земельный контроль. Реорганизация органов земельного контроля реорганизаций в период с 1992 по 2008 г. позволяет сделать вывод о том, что в России не формировалась стройная система государственного земельного контроля [34].
Так же одной из проблем является отсутствие или недостаточность оснащения. Например, установление площади земельного участка посредством обмера с помощью рулетки по границам фактически используемого земельного участка никак не может свидетельствовать о высоком уровне надзора за соблюдением земельного законодательства [44].