Историческое развитие государственного контроля за использованием и охраной земель
Прежде чем рассматривать современное состояние вопроса государственного контроля необходимо проследить за его историческим развитием.
В 19 веке начался учет земельных угодий, в первых межевых книгах было описание монастырских и церковных земель, таким образом осуществлялся так называемый контроль за используемыми земель. Для сбора налогов, была необходимость расширения описания земель, также увеличивался реестр собственников.
При Иване Грозном с этой целью начали вести «Писцовые книги». Сюда записывали имя владельца, и то, как он получил землю в собственность. «Писцовые книги» стали важнейшим доказательством прав и, во многом, прообразом современного единого государственного реестра прав [33].
В середине XVIII столетия пытались собрать все сведенья о территории страны и ее землевладельцах. Контроль за использованием и охраной земель осуществлялся с помощью системы Генерального межевания, которое начала Екатерина II. Контроль этим способом успешно длился в течении ста лет (1765-1861 гг.), который осуществлялся с помощью закрепления земельной собственности методами землеустройства [28].
Законодательное закрепление институт государственного земельного контроля в нашей стране получил в период проведения крестьянской реформы 1861 года. До этого времени функция контроля за охраной и использованием земель принадлежала самим землевладельцам, которыми был выработан целый комплекс природоохранных мер, направленных на сохранение качества земельного фонда. Комплекс мер состоял в правильном применении систем земледелия для определённых природно-климатических условий [38].
В 1861 году государственный контроль за землями получил законодательное закрепление. Во время крестьянской реформы решалась задача обеспечения фискального и казенного интереса в процессе использования земли [42]. Для этого создана система государственных органов управления земель, в полномочия которого входило осуществление земельного контроля [38]. В это время сельские общества наделялись определенными полномочиями, что говорит о том, что существовало два вида контроля: государственный контроль и контроль органов местного самоуправления, то есть муниципальный контроль.
Во время аграрной реформы 1906 года система государственных органов государственного земельного контроля не затрагивалась.
Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, эффективно действовали до Октябрьской революции 1917 года. В этот год был принят декрет «О земле», в котором отменялась вся частная собственность, оставалась только государственная. Поэтому появилась необходимость в создание новых органов по управлению земельными отношениями, а соответственно и новых органов государственного контроля за землями [37].
В советский период в условиях исключительной государственной собственности на землю предполагало полный контроль советского государства за ее использованием. Осуществление было возложено на волосные и уездные земельные комитеты [30].
Структура контроля окончательно закрепилась после принятия 13 декабря 1968 года «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» [9]. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляли [38]:
1) Верховный совет СССР, Верховные советы союзных и автономных республик, их исполнительные и распорядительные органы;
2) Землеустроительная служба системы Министерства сельского хозяйства СССР;
3) Органы народного контроля.
Сложившаяся система просуществовала вплоть до начала 90-х годов, до реформирование земельного стоя России [30].
После распада СССР произошли некоторые изменения, всю систему регистрации прав необходимо было реорганизовывать, например, недвижимость которая была «общей» необходимо было разделить, дать точные и четкие границы, а также обрести собственников на землю. Земля вновь стала объектом налогообложения.
Обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт, землеустройству до 2009 года делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В целях комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета был принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [18], был создан единый федеральный орган исполнительной власти – Росреестр, который, собственно, и осуществлял контроль за использованием и охраной земель.
Таким образом, при развитии государственного контроля за использованием и охраной земель существовали некоторые отрицательные моменты. Например, права должностных лиц, которые осуществляли земельный контроль, были ограничены, что соответственно уменьшало эффективность госконтроля.
В то время была необходимость в четкой системе проведения контроля. Орган, который был назначен для осуществления земельного контроля, был малочислен, а также загружен другой работой. Не систематическое проведения земельного контроля, являлось важной проблемой того времени.
В целом есть и некоторые положительные моменты, которые не теряют свою актуальность и в настоящее время. В первую очередь это передача части полномочий земельного контроля союзным республикам, что говорило о создании муниципального земельного контроля. В настоящее время, отличным решением было бы наделять самостоятельностью в решении вопросов субъектов Российской Федерации.
Хороший показатель того времени - это опыт борьбы с нарушениями законодательстве с помощью экономических мер (штрафов), данные меры намного эффективнее, чем административная или дисциплинарная ответственность.