Глава 7. некоммерческие организации
Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не преследуют в своей деятельности цель извлечения прибыли и не распределяют полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, границы которой определяются указанными в их учредительных документах целями создания соответствующего юридического лица. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую таким целям (ст. 50 ГК). При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество по общему правилу не передается ее участникам, а направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, для которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использовать имущество ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства <1> (исключения составляют некоммерческие партнерства, учреждения и потребительские кооперативы).
--------------------------------
<1> Статья 20 Закона о некоммерческих организациях.
Перечень видов (организационно-правовых форм) некоммерческих организаций, предусмотренный в § 5 гл. 4 ГК, не является исчерпывающим. Он существенно дополнен Законом о некоммерческих организациях и иными законами.
§ 1. Потребительские кооперативы
Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы <1>. Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.
--------------------------------
<1> См.: Закон о кредитных потребительских кооперативах граждан; раздел V Жилищного кодекса; Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; Закон о сельскохозяйственной кооперации; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. "О жилищных накопительных кооперативах" (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41) и др.
В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива <1>. Поэтому одно и то же лицо может являться членом (пайщиком) нескольких потребительских кооперативов.
--------------------------------
<1> В п. 1 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено обязательное участие члена сельскохозяйственного кооператива в хозяйственной деятельности кооператива.
Потребительский кооператив основывается на началах членства и образуется на основе объединения его участниками имущественных взносов. Законами, определяющими правовой статус конкретных видов потребительских кооперативов, устанавливается минимальная численность субъектов, которые могут учредить кооператив. Так, согласно Закону о потребительской кооперации потребительское общество может быть учреждено не менее чем 5 физическими и (или) 3 юридическими лицами (п. 1 ст. 7).
Лица, принимающие участие в создании кооператива, а также вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные взносы, называемые паевыми. Они формируют паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества.
Деятельность потребительского кооператива направлена на удовлетворение потребностей его участников, а не на извлечение прибыли. Однако при реализации своих уставных целей кооператив несет определенные затраты. Поэтому члены потребительского кооператива, кроме вступительных и паевых взносов, уплачивают дополнительные взносы, за счет которых покрываются убытки, возникшие в результате деятельности кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Невнесение в полном объеме дополнительного взноса создает возможность привлечения пайщика к солидарной ответственности по обязательствам кооператива в размере неуплаченной части взноса.
В кооперативе могут образовываться и иные (кроме паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. Например, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива. В кредитном потребительском кооперативе образуется фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кооператива (п. 1 ст. 16 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан).
Если потребительский кооператив в ходе своей уставной деятельности получает прибыль, она может быть распределена между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает потребительский кооператив от иных форм некоммерческих организаций и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.
Паевой взнос (пай) предоставляет участнику кооператива право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива, право преимущественного получения товаров и услуг в организациях потребительского общества, право гарантированного сбыта своей продукции через эти организации, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив.
Принадлежащий члену кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие (кооперативные) выплаты, предусмотренные уставом.
Система органов управления потребительского кооператива такая же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков, которое наряду с вопросами, отнесенными законом и уставом к его исключительной компетенции, вправе принять к своему рассмотрению любой другой вопрос. Деятельность кооператива возглавляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива.
При ликвидации потребительского кооператива его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива. Имущество, входящее в неделимый фонд, по решению общего собрания передается другим потребительским кооперативам (обществам) (п. п. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации, п. 3 ст. 44 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
§ 2. Общественные объединения
Указанную форму избирают лица, объединяющиеся на основе общности интересов для удовлетворения своих духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК). Основы правового положения общественных объединений закреплены в Законе о некоммерческих организациях и Законе об общественных объединениях.
Следует отметить, что Закон об общественных объединениях регулирует вопросы деятельности объединений как являющихся юридическими лицами, так и не обладающих таким статусом и, соответственно, не подпадающих под понятие некоммерческой организации, предусмотренное в ГК.
В отличие от ст. 117 ГК, позволяющей сделать вывод о том, что понятия общественного объединения и общественной организации являются синонимами, в Законе об общественных объединениях понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Другими видами общественных объединений, предусмотренными этим Законом, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия.
При этом понятия общественного фонда и общественного учреждения не тождественны понятиям фонда и учреждения, используемым в ГК для обозначения самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Помимо Закона об общественных объединениях, правовое положение общественных объединений, осуществляющих ту или иную деятельность (политическую, благотворительную и др.), определяется специальными законами <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; Закон о благотворительной деятельности.
Религиозные организации, упоминаемые в ст. 117 ГК, следует расценивать как разновидность общественных организаций. Они являются объединениями граждан, имеющих своей целью совместное исповедание и распространение веры. Их правовое положение регулируется нормами Закона о свободе совести и другими специальными нормативными актами.
Как следует из сути понятия объединения, общественное объединение не может быть создано одним субъектом. Минимальная численность и субъектный состав создателей общественного объединения устанавливаются специальными законами <1>.
--------------------------------
<1> Например, в силу ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Общественное объединение создается учредителями. Помимо них в объединение могут вступать и иные лица, оформляющие свое участие и получающие статус членов объединения. Они, так же как и учредители, вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Кроме того, к объединению могут присоединиться иные лица, выразившие поддержку целям объединения, но не закрепляющие формально условия своего участия в нем. Такие лица именуются участниками.
Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Эти цели, в частности, определяют границы реализации общественным объединением права предпринимательской деятельности. Такая деятельность может вестись только в соответствии с уставными целями и должна им соответствовать.
Например, религиозная организация вправе распространять, в том числе и на возмездной основе, предметы культа и религиозного просвещения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения (п. п. 1, 2 ст. 17 Закона о свободе совести).
Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Например, политическая партия имеет право лишь на информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажу сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также издательской и полиграфической продукции; продажу и сдачу в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества (п. 3 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 2950.
Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности (ст. 31 Закона об общественных объединениях). Так, они могут участвовать в уставном капитале других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций. Принцип соответствия деятельности объединения его целям, определенным в уставе, в этом случае также должен быть соблюден. Прибыль от предпринимательской деятельности общественного объединения используется для достижения его уставных целей и не распределяется между участниками объединения.
Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем.
Учредители, члены, участники общественных объединений не сохраняют право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных прав в отношении объединения. Этим объясняется отсутствие ответственности участников объединений и самих объединений по обязательствам друг друга <1>, а также то, что при ликвидации общественного объединения переданное ему имущество участникам не возвращается. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного объединения, должно распределяться в соответствии с целями, указанными в его уставе.
--------------------------------
<1> Исключение составляет субсидиарная ответственность собственника имущества общественного учреждения по его долгам при недостаточности у учреждения денежных средств (ст. 35 Закона об общественных объединениях).
Основаниями принудительной ликвидации общественного объединения являются нарушение им прав и свобод человека и гражданина, неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям общественного объединения. Оно может быть ликвидировано также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <1> (ст. 44 Закона об общественных объединениях).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
§ 3. Фонды
Фонд является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами и (или) юридическими лицами на основе их добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).
Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях - если это общественный фонд, Законом о благотворительной деятельности - при создании благотворительного фонда.
Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных органов, являющихся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, в названиях которых используется термин "фонд" (например, специализированное государственное учреждение "Российский фонд федерального имущества", Пенсионный фонд РФ).
Закон не ограничивает численность учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом. Определенные ограничения устанавливаются в отношении субъектного состава учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 19 Закона об общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).
В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.
Для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов фонда. Он действует на общественных началах. В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.
Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.
Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.
Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (п. п. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).
Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.
Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.
§ 4. Учреждения
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
В организационно-правовой форме учреждений создаются и действуют государственные органы и органы местного самоуправления, многие организации здравоохранения, культуры, образования, иные организации, которые осуществляют лишь тот минимальный объем хозяйственной деятельности, который необходим им для реализации целей, ради которых они созданы учредителем.
Учреждение создается на основе имущества, переданного ему учредителем, и не имеет членства. При этом учреждение, в отличие от иных видов некоммерческих организаций, не является собственником переданного ему учредителем имущества. Оно, как и казенное предприятие, обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Однако, в отличие от казенного предприятия, учреждение может быть создано на основе не только публичной, но и частной собственности. Соответственно, учредителем данной формы некоммерческой организации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое либо физическое лицо. Законами, регулирующими некоторые виды деятельности, может быть ограничен субъектный состав лиц, имеющих право создавать учреждения. Например, только религиозная организация вправе создать учреждение профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала (п. 1 ст. 19 Закона о свободе совести).
Учредительным документом учреждения является его устав (положение). Устав утверждается учредителем и должен соответствовать требованиям закона к уставу юридического лица вообще и соответствующего вида юридических лиц в частности. Учреждения некоторых видов действуют на основании общих, типовых положений (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении <1>) либо разрабатывают свои уставы на основе примерных положений (например, Примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей <2>). Деятельностью учреждения руководит единоличный исполнительный орган (директор, заведующий и т.п.), назначаемый собственником.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.
<2> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822.
По общему правилу учреждение не может распоряжаться имуществом, переданным ему собственником в оперативное управление, а также средствами, выделяемыми собственником по смете. В виде исключения для образовательных учреждений предусмотрена возможность выступать в качестве арендодателя закрепленного за ними имущества (п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
В уставе собственник может предоставить учреждению право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такие доходы и приобретенное на них имущество учитываются на самостоятельном балансе учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК).
Учреждение отвечает по своим обязательствам всеми имеющимися у него денежными средствами. Под ними понимаются не только денежные средства, переданные учреждению собственником по смете, но и доходы от разрешенной ему деятельности, а также имущество, приобретенное на эти доходы. При недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. На имущество собственника, закрепленное за учреждением, и имущество, приобретенное им за счет средств, выделенных по смете, взыскание по долгам учреждения обращено быть не может.
§ 5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
В процессе деятельности юридических лиц у них может возникнуть необходимость объединить свои усилия для решения тех или иных задач. Коммерческим организациям важно скоординировать свою предпринимательскую деятельность, например наладить непрерывный производственный цикл, организовать и оптимизировать сбыт продукции. Некоммерческим организациям объединение может быть необходимо для более эффективного решения своих уставных задач, реализации совместных программ. В таких случаях юридические лица могут образовывать объединения, также являющиеся юридическими лицами и называемые союзами или ассоциациями (п. 1 ст. 121 ГК, п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).
Союзы (ассоциации) являются некоммерческими организациями. ГК предусматривает, что они могут быть образованы коммерческими либо некоммерческими организациями. Члены союза (ассоциации) не утрачивают своей самостоятельности и не лишаются статуса юридического лица. Цели создания союзов (ассоциаций) коммерческих организаций не предполагают предпринимательской деятельности. Ее могут вести лишь члены объединения юридических лиц; само же объединение координирует их деятельность, представляет и защищает общие интересы, способствует достижению общих целей.
Если коммерческие организации - участники союза (ассоциации) возлагают ведение предпринимательской деятельности на само объединение, оно должно быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество либо оно может создать хозяйственное общество для ведения такой деятельности и участвовать в нем. Объединение некоммерческих организаций обладает ограниченным правом осуществления предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей. Прибыль, полученная от такой деятельности, не может быть распределена между участниками союза (ассоциации).
Имущество, переданное учредителями союзу или ассоциации (например, в виде вступительных, членских взносов, пожертвований), принадлежит такому объединению на праве собственности и используется в соответствии с его уставными целями. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками объединения, а направляется на цели, соответствующие целям объединения. Вопрос о порядке распределения такого имущества должен быть разрешен в учредительных документах объединения.
Член союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами (например, получать юридическую помощь). Он имеет право выхода из объединения по окончании финансового года и при этом несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему вкладу в течение 2 последующих лет.
Законом установлено правило, позволяющее поддерживать "личный" характер отношений между участниками союза (ассоциации) и применять "избирательный" подход к приему новых лиц: новый субъект может стать членом объединения лишь с согласия его участников. Причем учредительные документы объединения могут предусматривать в качестве условия вступления возложение на нового участника субсидиарной ответственности по долгам объединения, возникшим до его приема.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Сами же члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Размер и порядок возложения этой ответственности должны быть предусмотрены учредительными документами объединения.
Видом объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата (ТПП), представляющая собой добровольное объединение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, основанное на членстве. Торгово-промышленные палаты создаются с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, в том числе с зарубежными партнерами, а также представления и защиты их интересов (ст. 3 Закона о ТПП). Особым субъектом является Торгово-промышленная палата РФ, членами которой, помимо российских предприятий и предпринимателей, а также их объединений, являются иные палаты, созданные в соответствии с Законом о ТПП.
Наряду с союзами (ассоциациями) - юридическими лицами, коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения, не имеющие статуса юридического лица. Примером такого объединения является финансово-промышленная группа, которой признается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Целями такого объединения являются технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
Субъектный состав финансово-промышленной группы обусловлен целями ее создания. В нее могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). При этом среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, учреждают центральную компанию, которая является юридическим лицом в форме хозяйственного общества или союза (ассоциации). В случае если финансово-промышленная компания создается как основное и дочерние общества, центральная компания является основным обществом по отношению к участникам группы. Участники несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы <1>.
--------------------------------
<1> Правило о солидарной ответственности участников финансово-промышленной группы по обязательствам ее центральной компании, распространяемое и на случаи, если этими участниками являются дочерние общества центральной компании, видимо, следует рассматривать как специальное по отношению к норме п. 2 ст. 105 ГК, исключающей ответственность дочернего общества по долгам основного.
Совокупность юридических лиц приобретает статус финансово-промышленной группы с момента ее государственной регистрации, осуществляемой в порядке, утвержденном Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2699.
§ 6. Другие некоммерческие организации
1. Некоммерческое партнерство. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия своим членам в достижении социальных, культурных, образовательных, научных, управленческих или других общеполезных некоммерческих целей (п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). По действующему законодательству в форме некоммерческого партнерства могут создаваться фондовые биржи <1>, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения <2>.
--------------------------------
<1> Фондовая биржа может быть создана также в форме акционерного общества (см. п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг).
<2> См., например: ст. 1, п. 4 ст. 4 и др. Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако оно не может быть создано одним лицом. Учредительным документом некоммерческого партнерства является его устав, утверждаемый учредителями. В случае заключения учредительного договора (что не является обязательным) он также становится учредительным документом партнерства. В учредительных документах некоммерческого партнерства указываются цели его деятельности, условия членства в нем, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, источник формирования его имущества, порядок распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации.
Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возглавляет партнерство единоличный исполнительный орган; уставом может быть предусмотрена возможность создания и коллегиального исполнительного органа.
Члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управлении его деятельностью, получать информацию о деятельности партнерства. Особенностью некоммерческого партнерства является то, что его члены при выходе из партнерства могут получить часть имущества партнерства или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов, а при ликвидации партнерства - часть ликвидационного остатка пропорционально своим взносам. Таким образом, они напрямую заинтересованы в результатах деятельности партнерства.
Имущество, переданное партнерству его участниками, становится собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам его членов, а члены партнерства - по обязательствам партнерства. По единогласному решению учредителей партнерство может быть преобразовано в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и в порядке, установленных федеральным законом.
2. Автономная некоммерческая организация. Автономной некоммерческой организацией признается организация, не имеющая членства, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (прежде всего, некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Автономные некоммерческие организации могут действовать в тех же сферах, что и учреждения (здравоохранение, культура, образование, наука, физическая культура и спорт и др.). Однако, в отличие от учреждений, такие организации не создаются на основе публичной собственности и являются собственниками имущества, переданного им учредителями.
Число учредителей автономной некоммерческой организации закон не ограничивает, т.е. ее вправе создать и одно лицо. Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Учредители автономной некоммерческой организации не имеют прав в отношении имущества организации и не отвечают по ее обязательствам. При этом они обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным целям в порядке, определенном в учредительных документах. Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, наравне с другими лицами.
Учредительными документами автономной некоммерческой организации являются устав, а также учредительный договор, если он заключен (что, как и в некоммерческих партнерствах, необязательно). В уставе определяются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации.
Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган, в который, помимо учредителей, включаются и наемные работники этой организации, однако их количество не может превышать одну треть от общего числа членов данного органа. Кроме того, в организации образуется единоличный исполнительный орган, который вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции высшего органа. В уставе может быть предусмотрено и создание коллегиального исполнительного органа.
По решению высшего органа автономной некоммерческой организации она может быть преобразована в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд.
3. Товарная биржа. Товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации публичных торгов по продаже определенных товаров, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам (п. 1 ст. 2 Закона о биржах).
Товарная биржа является некоммерческой организацией. Она не участвует в биржевых сделках и не получает доход от деятельности по организации биржевых торгов. Она не вправе осуществлять торговую, посредническую или иную предпринимательскую деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, а также не может создавать хозяйственные товарищества и общества, не ставящие своей целью организацию и