Критерии оценки контрольной работы
Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения теоретических и практических задач по определенной теме (приведены ниже).
Таблица 5
Зачтено | Контрольная работа выполнена по соответствующему варианту, выполнена самостоятельно, с использованием действующих нормативных правовых актов, ответы даны на все поставленные вопросы, ответы на вопросы развернутые, аргументированные. |
Не зачтено | Контрольная работа выполнена по не соответствующему варианту, либо выполнена несамостоятельно, либо с использованием утративших силу нормативных правовых актов, либо ответы даны не на все поставленные вопросы, либо ответы на вопросы односложные, неаргументированные. |
4.4.5 Тестирование по результатам изучения тем дисциплины
Рубежный контроль в виде тестирования ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем, а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течение 20 минут.
В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в настоящем разделе УМКд. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.
Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (7-10 тестовых заданий) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем записи или отметки выбранного ответа на листе бумаги). По истечении 20 минут преподаватель собирает задания и листы с ответами, анализирует и оценивает выполненные студентами задания.
По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка по пятибалльной системе (в некоторых случаях «зачтено» или «незачтено»):
- «отлично» - при наличии 90% правильных ответов у студента;
- «хорошо» - при наличии 70% правильных ответов у студента;
- «удовлетворительно» - при наличии 50% правильных ответов у студента;
- «неудовлетворительно» - при отсутствии 50% правильных ответов у студента.
4.4.6 Примеры контрольных, практических и самостоятельных заданий
Примеры тем рефератов (докладов)
1. Правовое положение субъектов Российской Федерации.
2. Федеративное устройство Российской Федерации.
3. Гражданство Российской Федерации.
4. Правовое государство.
5. Правовой статус личности в Российской Федерации.
6. Общие принципы местного самоуправления в Российской Федерации.
7. Законность и правопорядок в современном обществе.
8. Правовое регулирование заработной платы.
9. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству.
10. Брачный договор в российском и международном праве.
11. Алиментные обязательства членов семьи.
12. Защита прав потребителей.
13. Правовое положение профсоюзов в Российской Федерации.
14. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности.
15. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений.
16. Право на объекты интеллектуальной собственности.
17. Земля как объект правоотношений.
18. Сделки. Условия действительности сделок.
19. Наследование по закону и по завещанию.
20. Жилищные правоотношения.
21. Иск как основная форма защиты гражданских прав.
22. Государственное управление на региональном уровне (на примере Санкт-Петербурга или по выбору студента).
23. Местное самоуправление на территории Ленинградской области (или по выбору студента).
24. Правовые основы защиты государственной тайны и информации.
25. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
26. Судебная система Российской Федерации.
27. Источники права.
28. Правовые системы современности.
29. Система права и система законодательства.
30. Правотворчество.
31. Государственная и муниципальная служба.
32. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
33. Правонарушение и юридическая ответственность.
34. Российская Федерация как субъект правоотношений.
35. Экологические правонарушения.
36. Наказание как мера уголовной ответственности.
37. Административная ответственность.
38. Гражданско-правовые договоры.
39. Обязательства в гражданском праве.
40. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
41. Права ребенка в международном и российском праве.
42. Договор розничной купли-продажи.
43. Правоохранительная деятельность, ее сущность и значение.
44. Тенденции развития судебной системы в Российской Федерации.
45. Конституционный суд в системе судов России.
46. Верховный Суд Российской Федерации: порядок формирования и полномочия.
47. Место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации.
48. Функции прокуратуры Российской Федерации .
49. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации: организация и тенденции развития.
50. Органы внутренних дел Российской Федерации: задачи и структура.
51. Организация адвокатуры в Российской Федерации.
52. Адвокатская деятельность и ее принципы.
53. Профессиональная этика в деятельности правоохранительных органов.
Тематика контрольных работ
1. Понятие, признаки и функции государства.
2. Основные черты правового государства.
3. Возникновение государства и права на территории Российской Федерации.
4. Понятие и признаки права.
5. Соотношение норм права и норм морали.
6. Краткая характеристика отраслей права.
7. Понятие и виды источников права.
8. Основы конституционного строя Российской Федерации.
9. Российская Федерация как социальное и светское государство.
10. Конституционные основы экономической системы Российской Федерации.
11. Федеративное устройство Российской Федерации.
12. Политические и личные права и свободы граждан РФ.
13. Система гражданского законодательства и его источники.
14. Понятие гражданского правоотношения и его особенности.
15. Субъекты и объекты гражданского правоотношения.
16. Понятие и классификация объектов гражданского правоотношения.
17. Понятие и виды юридических лиц.
18. Понятие, условия действительности и виды гражданско-правовых сделок.
19. Понятие и содержание права собственности.
20. Понятие и общие положения обязательственного права.
21. Понятие, порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.
22. Общая характеристика договора купли-продажи.
23. Общие положения о наследовании.
23. Понятие, предмет, метод, система и источники трудового права.
24. Понятие и содержание трудового договора.
25. Понятие и соотношение категорий рабочего времени и времени отдыха.
26. Понятие, система и тарифы заработной платы.
27. Понятие и виды ответственности по трудовым правонарушениям.
28. Понятие, условия и порядок заключения и расторжения брака.
29. Алиментные обязательства в семейном законодательстве Российской Федерации.
30. Соотношение международного и внутригосударственного права.
Темы презентации
Презентация представляет собой последовательность файлов по определенной теме. Количество файлов – 9-11. Презентация представляется преимущественно в редакторе Power Point, требования к структуре презентации соответствует требованиям к структуре реферата.
Требования к презентации.Презентация включает:
- Титульный файл, содержащий информацию о теме презентации и авторе (ФИО студента, факультет. номер группы);
- План изложения материала темы;
- Текст, изложенный в виде пунктов и тезисов;
- Схемы, фотографии, таблицы;
- Список использованной литературы и источников.
Примерные темы.
1. Государство: признаки и функции.
2. Государство: типы и формы.
3. Гражданское общество и правовое государство.
4. Право: понятие, признаки, принципы, функции.
5. Норма права: понятие, признаки, структура.
6. Источники права.
7. Правовые системы современности.
8. Система права: отрасли и институты права.
9. Понятие и состав правоотношения.
10. Основы конституционного строя РФ.
11. Права и свободы человека и гражданина.
12. Федеративное устройство РФ.
13. Система государственных органов РФ.
14. Судебная власть в РФ.
15. Правоохранительные органы РФ.
16. Административное право: понятие, предмет, метод. Субъекты административного права.
17. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением.
18. Правонарушение: понятие, признаки и состав.
19. Виды правонарушений.
20. Административная ответственность. Административное наказание.
21. Гражданское правоотношение.
22. Понятие сделки. Виды сделок. Договоры.
23. Условия действительности сделки. Недействительность сделки.
24. Понятие, виды и формы права собственности.
25. Понятие, система и основания возникновения обязательств.
26. Понятие и принципы семейного права.
27. Обеспечение занятости и трудоустройства.
28. Трудовой договор (контракт). Заключение, изменение и прекращение трудового договора.
29. Заработная плата. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха. Дисциплина труда.
30. Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан.
31. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон.
32. Уголовная ответственность: понятие, основание.
33. Состав преступления.
34. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.
35. Понятие и принципы международного права.
36. Правовые основы государственной тайны.
Примеры тестовых заданий
Вариант 1
1. Российская Федерация:
а) парламентская республика;
б) президентская республика;
в) республика со смешанной формой правления.
2. Субъекты Российской Федерации:
а) однопорядковые, с равным статусом;
б) разнопорядковые, с различным статусом.
3. РФ функционирует:
а) на основе договора между ее субъектами (как договорная федерация);
б) на основе Конституции (как конституционная федерация);
в) на основе Конституции РФ и договоров (как конституционно-договорная федерация).
4. Государственный суверенитет РФ распространяется:
а) на всю ее территорию;
б) только на территории краев, областей и автономных образований;
в) только на территории субъектов, которые признают суверенную власть России.
5. Закавказская федерация:
а) существует в настоящее время;
б) существовала с 1922 по 1936 гг.
в) была провозглашена, но не функционировала.
6. Национальный суверенитет в РФ:
а) право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
б) право нации на самоопределение в границах России.
7. Акты РФ:
а) все без исключения обладают высшей юридической силой на территориях субъектов;
б) обладают на территориях субъектов высшей юридической силой только в пределах полномочий и предметов ведения Федерации;
в) касаются только предметов исключительного ведения Федерации.
8. Статус субъекта Федерации:
а) определяется им самостоятельно;
б) определяется им совместно с Федерацией;
в) определяется Федерацией.
Вариант 2
1. Правовые основы конституционного строя:
а) основные общественные отношения;
б) нормы Конституции, закрепляющие основные общественные отношения;
в) правосознание и правопорядок.
2. В систему политической организации общества входят:
а) все институты народовластия;
б) только органы государства и местного самоуправления;
в) только политические партии.
3. Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации:
а) во всех случаях;
б) только политические общественные объединения;
в) только общероссийские объединения;
г) только региональные объединения.
4. Конституция РФ закрепляет:
а) плановое хозяйство;
б) рыночную экономику, не регулируемую государством;
в) рыночную экономику под контролем государства.
5. Формы собственности:
а) равны перед законом;
б) установлен приоритет государственной собственности;
в) установлен приоритет частной собственности.
6. Монополии:
а) ограничены мерами законодательного и экономического регулирования;
б) запрещены.
7. Социальная основа государства:
а) союз рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции;
б) понятие социальной основы государства не конституировано.
8. Социальное государство:
а) аналог социалистического государства;
б) государство, которое обеспечивает социальную защиту граждан.
Вариант 3
1. Конституция:
а) закон прямого действия;
б) действует только опосредованно, через акты текущего законодательства.
2. Первая Конституция СССР была принята:
а) в 1918 г.;
б) в 1922 г.;
в) в 1924 г.
3. Действующая Конституция РФ может быть изменена:
а) только посредством референдума;
б) Государственной Думой;
в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.
4. Изменения могут вноситься:
а) в любую главу Конституции РФ;
б) только в главы с третьей по восьмую;
в) только в главы 1, 2 и 9.
5. Действие Конституции может быть приостановлено:
а) Президентом РФ;
б) Постановлением Совета Федерации;
в) посредством референдума.
6. Конституция РФ может быть принята:
а) только народом;
б) только Конституционным собранием;
в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.
7. Конституционный контроль:
а) то же, что и конституционный надзор;
б) проверка конституционности нормативных актов посредством конституционного судопроизводства;
в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным Собранием и Президентом.
8. Постановления Конституционного Суда:
а) могут быть приостановлены Президентом РФ;
б) окончательны, отмене и изменению не подлежат;
в) могут быть отменены Федеральным Собранием в особом порядке.
Вариант 4
1. Основы правового положения личности:
а) аналог основных прав, свобод и обязанностей;
б) институт конституционного права, устанавливающий основы отношений между личностью, обществом и государством;
в) аналог гражданства.
2. Натурализация:
а) приобретение гражданства по праву крови;
б) приобретение гражданства по праву почвы;
в) приобретение гражданства иностранцем или лицом без гражданства.
3. Может быть лишено гражданства:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, выехавшее на постоянное жительство в другую страну, или вступившее в брак с иностранцем;
в) лицо, получившее гражданство в порядке натурализации, если обнаружится, что оно скрыло обстоятельства, препятствовавшие получению гражданства.
4. Гражданство республики в составе РФ:
а) существует независимо от гражданства РФ;
б) может быть сохранено после выхода из гражданства РФ;
в) может быть предоставлено иностранцу, не являющемуся гражданином РФ;
г) предоставляется гражданам РФ, проживающим в республике.
5. Основные права и свободы:
а) приобретаются на основе актов текущего законодательства;
б) действуют, потому что установлены Конституцией и международным правом исходя из естественных прав человека;
в) приобретаются индивидуальными усилиями гражданина.
6. Личное право:
а) право на отдых;
б) право на информацию;
в) право на неприкосновенность жилища.
7. Социально-экономическое право:
а) право на труд;
б) свобода совести;
в) избирательное право.
8. Политическое право:
а) право на жизнь;
б) свобода демонстраций;
в) право частной собственности.
Вариант 5
1. Предмет конституционного права РФ:
а) субординация в армии;
б) основные общественные отношения;
в) дипломатические отношения.
2. Конституционное право как отрасль права:
а) изучает общественные отношения;
б) определяет технику конституционного законодательства;
в) закрепляет и регулирует определенные общественные отношения.
3. Конституционное право РФ как наука:
а) регулирует общественные отношения;
б) изучает общественные отношения.
4. Источники конституционного права РФ как отрасли права:
а) акты применения права;
б) любые нормативные правовые акты;
в) нормативные акты, содержащие нормы конституционного права.
5. Нормы:
а) непременно состоят из гипотезы, диспозиции и санкции;
б) могут выступать как нормы-принципы.
6. Субъекты конституционных правоотношений:
а) только органы государства;
б) только субъекты Российской Федерации;
в) любые государственные и муниципальные образования, их органы, физические, юридические и должностные лица, а также общественные объединения, участие которых допускается конституционным законодательством.
7. Конституционное право РФ в системе отраслей права:
а) занимает ведущее место;
б) входит в систему международного права;
в) стоит над правовой системой.
8. Санкции:
а) иногда устанавливаются непосредственно в нормах конституционного права;
б) применяются только санкции, установленные нормами других отраслей права;
в) вообще не применяются.
Примеры тем коллоквиумов, групповых дискуссий и круглых столов
Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя со студентами:
Тема 7. Основы административных правоотношений.
Групповая дискуссия, полемика - оценочные средства, позволяющие включить студентов в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения:
Тема 1. Основы государства и общества.
Тема 2. Право и его система.
Тема 3. Основы конституционных правоотношений.
Тема 4. Основы гражданских правоотношений.
Тема 5. Основы брачно-семейных правоотношений.
Тема 6. Основы трудовых правоотношений.
Тема 9. Судебные и правоохранительные органы
Круглый стол–один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога:
Тема 8. Основы уголовного права.
Промежуточный контроль
Промежуточный контроль в виде экзамена, зачёта (дифференцированного зачёта) служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
Экзамен
Экзамен, проводится в устной форме, после определённого преподавателем времени подготовки (30-40 минут). По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Экзаменационные билеты включают в себя три вопроса. Перечень вопросов к экзамену изложен ниже.
Результаты экзамена оцениваются согласно критериям (см. таблицу 6.1).
Оценка определяется следующими четырьмя составляющими:
- результатами ответа на 1-й вопрос;
- результатами ответа на 2-й вопрос;
- результатами ответа на 3-й вопрос;
- результатами ответов на дополнительные вопросы.
Экзамен проводится в форме устного опроса по билетам (вопросам) с предварительной подготовкой или без подготовки. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.
Экзамен начинается в указанное в расписании время и проводится в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения экзамена не допускается.
Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзамена.
Результат экзамена объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. В случае неявки студента для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».
Если в процессе экзамена студент использовал недопустимые дополнительные материалы («шпаргалка»), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и поставить оценку «неудовлетворительно».
Выставление оценок на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.
При выставлении оценки экзаменатор учитывает:
- знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;
- степень активности студента на семинарских занятиях;
- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;
- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам
- текущую успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную (практическую) работу.
Оценка выставляется в экзаменационной ведомости и зачётную книжку студента.
Зачёт
(дифференцированный зачёт)
Зачёт (дифференцированный зачёт) проводится в устной форме, после определённого преподавателем времени подготовки (30-40 минут). Поведение зачета по дисциплине «Правоведение» предполагает всестороннюю проверку у студента не только понимания фактического материала и умения грамотно изложить его, но и умения мыслить, четко и убедительно приводя точки зрения авторов учебников, материалов лекционного курса, обсужденных статей и монографий
По итогам зачёта выставляется оценка по шкале: «зачтено», «не зачтено». По итогам дифференцированного зачёта выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Билет к зачёту включают в себя два вопроса. Перечень вопросов к зачёту изложен ниже.
Результаты зачёта оцениваются согласно критериям (см. таблицу 6.2), результаты дифференцированного зачёта оцениваются согласно критериям (см. таблицу 6.1).
Оценка определяется следующими тремя составляющими:
- результатами ответа на 1-й вопрос;
- результатами ответа на 2-й вопрос;
- результатами ответов на дополнительные вопросы.
При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.
Оценка выставляется в зачётных ведомости и книжки студента.