Критерии оценки контрольной работы

Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения теоретических и практических задач по определенной теме (приведены ниже).

Таблица 5

Зачтено Контрольная работа выполнена по соответствующему варианту, выполнена самостоятельно, с использованием действующих нормативных правовых актов, ответы даны на все поставленные вопросы, ответы на вопросы развернутые, аргументированные.
Не зачтено Контрольная работа выполнена по не соответствующему варианту, либо выполнена несамостоятельно, либо с использованием утративших силу нормативных правовых актов, либо ответы даны не на все поставленные вопросы, либо ответы на вопросы односложные, неаргументированные.

4.4.5 Тестирование по результатам изучения тем дисциплины

Рубежный контроль в виде тестирования ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем, а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течение 20 минут.

В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в настоящем разделе УМКд. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.

Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (7-10 тестовых заданий) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем записи или отметки выбранного ответа на листе бумаги). По истечении 20 минут преподаватель собирает задания и листы с ответами, анализирует и оценивает выполненные студентами задания.

По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка по пятибалльной системе (в некоторых случаях «зачтено» или «незачтено»):

- «отлично» - при наличии 90% правильных ответов у студента;

- «хорошо» - при наличии 70% правильных ответов у студента;

- «удовлетворительно» - при наличии 50% правильных ответов у студента;

- «неудовлетворительно» - при отсутствии 50% правильных ответов у студента.

4.4.6 Примеры контрольных, практических и самостоятельных заданий

Примеры тем рефератов (докладов)

1. Правовое положение субъектов Российской Федерации.

2. Федеративное устройство Российской Федерации.

3. Гражданство Российской Федерации.

4. Правовое государство.

5. Правовой статус личности в Российской Федерации.

6. Общие принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

7. Законность и правопорядок в современном обществе.

8. Правовое регулирование заработной платы.

9. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству.

10. Брачный договор в российском и международном праве.

11. Алиментные обязательства членов семьи.

12. Защита прав потребителей.

13. Правовое положение профсоюзов в Российской Федерации.

14. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности.

15. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений.

16. Право на объекты интеллектуальной собственности.

17. Земля как объект правоотношений.

18. Сделки. Условия действительности сделок.

19. Наследование по закону и по завещанию.

20. Жилищные правоотношения.

21. Иск как основная форма защиты гражданских прав.

22. Государственное управление на региональном уровне (на примере Санкт-Петербурга или по выбору студента).

23. Местное самоуправление на территории Ленинградской области (или по выбору студента).

24. Правовые основы защиты государственной тайны и информации.

25. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.

26. Судебная система Российской Федерации.

27. Источники права.

28. Правовые системы современности.

29. Система права и система законодательства.

30. Правотворчество.

31. Государственная и муниципальная служба.

32. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

33. Правонарушение и юридическая ответственность.

34. Российская Федерация как субъект правоотношений.

35. Экологические правонарушения.

36. Наказание как мера уголовной ответственности.

37. Административная ответственность.

38. Гражданско-правовые договоры.

39. Обязательства в гражданском праве.

40. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

41. Права ребенка в международном и российском праве.

42. Договор розничной купли-продажи.

43. Правоохранительная деятельность, ее сущность и значение.

44. Тенденции развития судебной системы в Российской Федерации.

45. Конституционный суд в системе судов России.

46. Верховный Суд Российской Федерации: порядок формирования и полномочия.

47. Место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации.

48. Функции прокуратуры Российской Федерации .

49. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации: организация и тенденции развития.

50. Органы внутренних дел Российской Федерации: задачи и структура.

51. Организация адвокатуры в Российской Федерации.

52. Адвокатская деятельность и ее принципы.

53. Профессиональная этика в деятельности правоохранительных органов.

Тематика контрольных работ

1. Понятие, признаки и функции государства.

2. Основные черты правового государства.

3. Возникновение государства и права на территории Российской Федерации.

4. Понятие и признаки права.

5. Соотношение норм права и норм морали.

6. Краткая характеристика отраслей права.

7. Понятие и виды источников права.

8. Основы конституционного строя Российской Федерации.

9. Российская Федерация как социальное и светское государство.

10. Конституционные основы экономической системы Российской Федерации.

11. Федеративное устройство Российской Федерации.

12. Политические и личные права и свободы граждан РФ.

13. Система гражданского законодательства и его источники.

14. Понятие гражданского правоотношения и его особенности.

15. Субъекты и объекты гражданского правоотношения.

16. Понятие и классификация объектов гражданского правоотношения.

17. Понятие и виды юридических лиц.

18. Понятие, условия действительности и виды гражданско-правовых сделок.

19. Понятие и содержание права собственности.

20. Понятие и общие положения обязательственного права.

21. Понятие, порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.

22. Общая характеристика договора купли-продажи.

23. Общие положения о наследовании.

23. Понятие, предмет, метод, система и источники трудового права.

24. Понятие и содержание трудового договора.

25. Понятие и соотношение категорий рабочего времени и времени отдыха.

26. Понятие, система и тарифы заработной платы.

27. Понятие и виды ответственности по трудовым правонарушениям.

28. Понятие, условия и порядок заключения и расторжения брака.

29. Алиментные обязательства в семейном законодательстве Российской Федерации.

30. Соотношение международного и внутригосударственного права.

Темы презентации

Презентация представляет собой последовательность файлов по определенной теме. Количество файлов – 9-11. Презентация представляется преимущественно в редакторе Power Point, требования к структуре презентации соответствует требованиям к структуре реферата.

Требования к презентации.Презентация включает:

- Титульный файл, содержащий информацию о теме презентации и авторе (ФИО студента, факультет. номер группы);

- План изложения материала темы;

- Текст, изложенный в виде пунктов и тезисов;

- Схемы, фотографии, таблицы;

- Список использованной литературы и источников.

Примерные темы.

1. Государство: признаки и функции.

2. Государство: типы и формы.

3. Гражданское общество и правовое государство.

4. Право: понятие, признаки, принципы, функции.

5. Норма права: понятие, признаки, структура.

6. Источники права.

7. Правовые системы современности.

8. Система права: отрасли и институты права.

9. Понятие и состав правоотношения.

10. Основы конституционного строя РФ.

11. Права и свободы человека и гражданина.

12. Федеративное устройство РФ.

13. Система государственных органов РФ.

14. Судебная власть в РФ.

15. Правоохранительные органы РФ.

16. Административное право: понятие, предмет, метод. Субъекты административного права.

17. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением.

18. Правонарушение: понятие, признаки и состав.

19. Виды правонарушений.

20. Административная ответственность. Административное наказание.

21. Гражданское правоотношение.

22. Понятие сделки. Виды сделок. Договоры.

23. Условия действительности сделки. Недействительность сделки.

24. Понятие, виды и формы права собственности.

25. Понятие, система и основания возникновения обязательств.

26. Понятие и принципы семейного права.

27. Обеспечение занятости и трудоустройства.

28. Трудовой договор (контракт). Заключение, изменение и прекращение трудового договора.

29. Заработная плата. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха. Дисциплина труда.

30. Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан.

31. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон.

32. Уголовная ответственность: понятие, основание.

33. Состав преступления.

34. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.

35. Понятие и принципы международного права.

36. Правовые основы государственной тайны.

Примеры тестовых заданий

Вариант 1

1. Российская Федерация:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) республика со смешанной формой правления.

2. Субъекты Российской Федерации:

а) однопорядковые, с равным статусом;

б) разнопорядковые, с различным статусом.

3. РФ функционирует:

а) на основе договора между ее субъектами (как договорная федерация);

б) на основе Конституции (как конституционная федерация);

в) на основе Конституции РФ и договоров (как конституционно-договорная федерация).

4. Государственный суверенитет РФ распространяется:

а) на всю ее территорию;

б) только на территории краев, областей и автономных образований;

в) только на территории субъектов, которые признают суверенную власть России.

5. Закавказская федерация:

а) существует в настоящее время;

б) существовала с 1922 по 1936 гг.

в) была провозглашена, но не функционировала.

6. Национальный суверенитет в РФ:

а) право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

б) право нации на самоопределение в границах России.

7. Акты РФ:

а) все без исключения обладают высшей юридической силой на территориях субъектов;

б) обладают на территориях субъектов высшей юридической силой только в пределах полномочий и предметов ведения Федерации;

в) касаются только предметов исключительного ведения Федерации.

8. Статус субъекта Федерации:

а) определяется им самостоятельно;

б) определяется им совместно с Федерацией;

в) определяется Федерацией.

Вариант 2

1. Правовые основы конституционного строя:

а) основные общественные отношения;

б) нормы Конституции, закрепляющие основные общественные отношения;

в) правосознание и правопорядок.

2. В систему политической организации общества входят:

а) все институты народовластия;

б) только органы государства и местного самоуправления;

в) только политические партии.

3. Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации:

а) во всех случаях;

б) только политические общественные объединения;

в) только общероссийские объединения;

г) только региональные объединения.

4. Конституция РФ закрепляет:

а) плановое хозяйство;

б) рыночную экономику, не регулируемую государством;

в) рыночную экономику под контролем государства.

5. Формы собственности:

а) равны перед законом;

б) установлен приоритет государственной собственности;

в) установлен приоритет частной собственности.

6. Монополии:

а) ограничены мерами законодательного и экономического регулирования;

б) запрещены.

7. Социальная основа государства:

а) союз рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции;

б) понятие социальной основы государства не конституировано.

8. Социальное государство:

а) аналог социалистического государства;

б) государство, которое обеспечивает социальную защиту граждан.

Вариант 3

1. Конституция:

а) закон прямого действия;

б) действует только опосредованно, через акты текущего законодательства.

2. Первая Конституция СССР была принята:

а) в 1918 г.;

б) в 1922 г.;

в) в 1924 г.

3. Действующая Конституция РФ может быть изменена:

а) только посредством референдума;

б) Государственной Думой;

в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.

4. Изменения могут вноситься:

а) в любую главу Конституции РФ;

б) только в главы с третьей по восьмую;

в) только в главы 1, 2 и 9.

5. Действие Конституции может быть приостановлено:

а) Президентом РФ;

б) Постановлением Совета Федерации;

в) посредством референдума.

6. Конституция РФ может быть принята:

а) только народом;

б) только Конституционным собранием;

в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.

7. Конституционный контроль:

а) то же, что и конституционный надзор;

б) проверка конституционности нормативных актов посредством конституционного судопроизводства;

в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным Собранием и Президентом.

8. Постановления Конституционного Суда:

а) могут быть приостановлены Президентом РФ;

б) окончательны, отмене и изменению не подлежат;

в) могут быть отменены Федеральным Собранием в особом порядке.

Вариант 4

1. Основы правового положения личности:

а) аналог основных прав, свобод и обязанностей;

б) институт конституционного права, устанавливающий основы отношений между личностью, обществом и государством;

в) аналог гражданства.

2. Натурализация:

а) приобретение гражданства по праву крови;

б) приобретение гражданства по праву почвы;

в) приобретение гражданства иностранцем или лицом без гражданства.

3. Может быть лишено гражданства:

а) лицо, совершившее преступление;

б) лицо, выехавшее на постоянное жительство в другую страну, или вступившее в брак с иностранцем;

в) лицо, получившее гражданство в порядке натурализации, если обнаружится, что оно скрыло обстоятельства, препятствовавшие получению гражданства.

4. Гражданство республики в составе РФ:

а) существует независимо от гражданства РФ;

б) может быть сохранено после выхода из гражданства РФ;

в) может быть предоставлено иностранцу, не являющемуся гражданином РФ;

г) предоставляется гражданам РФ, проживающим в республике.

5. Основные права и свободы:

а) приобретаются на основе актов текущего законодательства;

б) действуют, потому что установлены Конституцией и международным правом исходя из естественных прав человека;

в) приобретаются индивидуальными усилиями гражданина.

6. Личное право:

а) право на отдых;

б) право на информацию;

в) право на неприкосновенность жилища.

7. Социально-экономическое право:

а) право на труд;

б) свобода совести;

в) избирательное право.

8. Политическое право:

а) право на жизнь;

б) свобода демонстраций;

в) право частной собственности.

Вариант 5

1. Предмет конституционного права РФ:

а) субординация в армии;

б) основные общественные отношения;

в) дипломатические отношения.

2. Конституционное право как отрасль права:

а) изучает общественные отношения;

б) определяет технику конституционного законодательства;

в) закрепляет и регулирует определенные общественные отношения.

3. Конституционное право РФ как наука:

а) регулирует общественные отношения;

б) изучает общественные отношения.

4. Источники конституционного права РФ как отрасли права:

а) акты применения права;

б) любые нормативные правовые акты;

в) нормативные акты, содержащие нормы конституционного права.

5. Нормы:

а) непременно состоят из гипотезы, диспозиции и санкции;

б) могут выступать как нормы-принципы.

6. Субъекты конституционных правоотношений:

а) только органы государства;

б) только субъекты Российской Федерации;

в) любые государственные и муниципальные образования, их органы, физические, юридические и должностные лица, а также общественные объединения, участие которых допускается конституционным законодательством.

7. Конституционное право РФ в системе отраслей права:

а) занимает ведущее место;

б) входит в систему международного права;

в) стоит над правовой системой.

8. Санкции:

а) иногда устанавливаются непосредственно в нормах конституционного права;

б) применяются только санкции, установленные нормами других отраслей права;

в) вообще не применяются.

Примеры тем коллоквиумов, групповых дискуссий и круглых столов

Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя со студентами:

Тема 7. Основы административных правоотношений.

Групповая дискуссия, полемика - оценочные средства, позволяющие включить студентов в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения:

Тема 1. Основы государства и общества.

Тема 2. Право и его система.

Тема 3. Основы конституционных правоотношений.

Тема 4. Основы гражданских правоотношений.

Тема 5. Основы брачно-семейных правоотношений.

Тема 6. Основы трудовых правоотношений.

Тема 9. Судебные и правоохранительные органы

Круглый стол–один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога:

Тема 8. Основы уголовного права.

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль в виде экзамена, зачёта (дифференцированного зачёта) служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Экзамен

Экзамен, проводится в устной форме, после определённого преподавателем времени подготовки (30-40 минут). По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Экзаменационные билеты включают в себя три вопроса. Перечень вопросов к экзамену изложен ниже.

Результаты экзамена оцениваются согласно критериям (см. таблицу 6.1).

Оценка определяется следующими четырьмя составляющими:

- результатами ответа на 1-й вопрос;

- результатами ответа на 2-й вопрос;

- результатами ответа на 3-й вопрос;

- результатами ответов на дополнительные вопросы.

Экзамен проводится в форме устного опроса по билетам (вопросам) с предварительной подготовкой или без подготовки. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

Экзамен начинается в указанное в расписании время и проводится в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения экзамена не допускается.

Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзамена.

Результат экзамена объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. В случае неявки студента для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».

Если в процессе экзамена студент использовал недопустимые дополнительные материалы («шпаргалка»), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и поставить оценку «неудовлетворительно».

Выставление оценок на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

- знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;

- степень активности студента на семинарских занятиях;

- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам

- текущую успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную (практическую) работу.

Оценка выставляется в экзаменационной ведомости и зачётную книжку студента.

Зачёт

(дифференцированный зачёт)

Зачёт (дифференцированный зачёт) проводится в устной форме, после определённого преподавателем времени подготовки (30-40 минут). Поведение зачета по дисциплине «Правоведение» предполагает всестороннюю проверку у студента не только понимания фактического материала и умения грамотно изложить его, но и умения мыслить, четко и убедительно приводя точки зрения авторов учебников, материалов лекционного курса, обсужденных статей и монографий

По итогам зачёта выставляется оценка по шкале: «зачтено», «не зачтено». По итогам дифференцированного зачёта выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Билет к зачёту включают в себя два вопроса. Перечень вопросов к зачёту изложен ниже.

Результаты зачёта оцениваются согласно критериям (см. таблицу 6.2), результаты дифференцированного зачёта оцениваются согласно критериям (см. таблицу 6.1).

Оценка определяется следующими тремя составляющими:

- результатами ответа на 1-й вопрос;

- результатами ответа на 2-й вопрос;

- результатами ответов на дополнительные вопросы.

При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.

Оценка выставляется в зачётных ведомости и книжки студента.

Наши рекомендации