Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Признаки административного правонарушения:

ü антиобщественность - административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям;

ü противоправность - субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

ü виновность - правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности. Деяние совершено сознательно, с присутствием воли. Или лицо не отдает отчета о своих действиях, не руководит ими в момент совершения правонарушения, так как оно находилось в состоянии невменяемости;

ü наказуемость -только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением.

Данные признаки присущи не только административному проступку, но и другим правонарушениям. Их отличает друг от друга степень общественной опасности.

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного введено в оборот понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения— это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность.

Этими элементами выступают:

1) объект,

2) объективная сторона,

3) субъект,

4) субъективная сторона административного правонарушения.

1) Объект административного правонарушения— это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.

2) Объективная сторона административного правонарушения— это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено административное правонарушение?

3) Субъект административного правонарушения— это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид — это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение.

При этом под вменяемостью понимаетсяпсихическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет субъект, который достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Субъектами ответственности по новому Кодексу могут быть не только физические, но и юридические лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения— внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина,мотив и цель.

Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как:

► небрежность (субъект, совершивший административное правонарушение, не осознавал, не предвидел возможность наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела);

► самонадеянность (субъект, совершивший административное правонарушение осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий). Необходимо отличать неосторожность от казуса, так как в последнем случае ответственность не наступает ввиду отсутствия вины.

Казус (случай) - когда лицо не осознавало, не предвидело и по обстоятельствам дела не должно было предвидеть наступления вредных последствий.

Мотив - внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение).

Цель - конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения лица, совершившего административное правонарушение к административной ответственности.

Совершенное административное правонарушениеявляется основанием для привлечения к административной ответственности, за которое налагается административное наказание.

Административная ответственность— это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности субъекта претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Для привлеченияк административной ответственности необходимо:

1) наличие правового (юридического) основания, то есть правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;

2) наличие фактического основания: должна быть нарушена норма, то есть совершено административное правонарушение.

Административная ответственностьнаряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности.

Наши рекомендации