Предмет и система административного права. Понятие и виды государственной службы
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Тема 6.
Основы административного права
6.1. Понятие и система административного права. Понятие и виды государственной службы.
6.2. Административные правонарушения и административная ответственность.
6.3. Виды административных взысканий.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет и система административного права. Понятие и виды государственной службы
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.
Предметомрегулирования норм административного праваявляются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти.
Субъекты административного права (государство и его органы) в своей деятельности применяют принудительные механизмы и правовые средства, используют в пределах установленных законодательством административно-властные принудительные полномочия.
Основные задачи административного права:
ü защита личности;
ü охрана прав и свобод человека и гражданина;
ü охрана здоровья граждан;
ü защита общественной нравственности;
ü охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
ü защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
ü предупреждение административных правонарушений и др.
Метод административного права
В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия:
1. Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
2. Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Способы административно-правового регулирования
Характер требования, зафиксированного в правовой норме, позволяет выделить три основных способа (средства) правового регулирования:
1. Предписание (обязывание)состоит в возложении юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права.
2. Запрет— это, по сути, тоже предписание, но заключающееся в возложении обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.
3. Дозволение (управомочивание) — это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по своему усмотрению).
Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.
Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Основными способами административно-правового регулирования предстают предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения.
З. Виды административных наказаний
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица.
Предупреждение
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Административный штраф
Административный штраф - это денежное взыскание, выраженное в рублях.
ПРАВИЛА
Административный штраф устанавливается в размере:
· для граждан – до пяти тысяч рублей;
Размер административного штрафа не может быть меньше 100 рублей.
По ряду статей КоАП размер штрафа для граждан с лета 2012 г. может быть более высоким.
Примеры:
ü за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии -
административный штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей;
ü за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния,
административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
ü воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
ü нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов;
ü организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов;
ü организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка -
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов;
ü организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов.
· для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьей 14.1.2 КоАП, - ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16, - двухсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 19.34, частями 1 - 4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18, - шестисот тысяч рублей);
· для юридических лиц - одного миллиона рублей (а в случаях, предусмотренных статьями 6.19, 6.20, 14.40, 14.42 КоАП, - пяти миллионов рублей).
Либо
2. административный арест на срок до пятнадцати суток,
Либо
3. обязательные работы на срок от двадцатидо пятидесяти часов.
Уклонение от отбывания обязательных работ - влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 КоАП РФ, осуществляется мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ) по месту жительства лица, не уплатившего административный штраф.
ПРАВИЛА
1. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.
2. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
ü подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
ü изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
3. Конфискация назначается судьей.
Лишение специального права
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение общественного порядка.
ПРАВИЛА
1. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
2. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
3. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
4. Лишение специального права назначается судьей
Административный арест
Административный арест - это содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.
ПРАВИЛА
1. Административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до тридцати суток.
2. Административный арест не применяется:
ü к беременным женщинам;
ü женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет:
ü лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;
ü военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
4. Административный арест назначается судьей.
В апреле 2013 г. принят закон разрешающий приостанавливать административный арест, если на то есть важные обстоятельства.
ПРАВИЛА
1. Данная мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.
2. Назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.
Дисквалификация
Дисквалификация - это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица; входить в совет директоров (наблюдательный совет); осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ПРАВИЛА
1. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
2. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационные, распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
3. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
ПРАВИЛА
1. Административное приостановление деятельности применяется в случаях:
ü угрозы жизни или здоровью людей;
ü возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) объектов карантинными объектами;
ü наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
ü причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
ü совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
ü в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
ü в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
9. Обязательные работы(с 1.01.2013 г.)
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
ПРАВИЛА
ü обязательные работы назначаются судьей;
ü обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день;
ü обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Устанавливается, что в отношении юридического лица могут применяться
1) предупреждение,
2) административный штраф,
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
ü доставление;
ü административное задержание;
ü личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
ü изъятие вещей и документов;
ü отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
ü медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
ü задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
ü арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
ü привод;
ü временный запрет деятельности.
Доставление
Доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
ПРАВИЛА
1. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
2. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
3. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Административное задержание
Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица.
Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
ПРАВИЛА
1. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
2. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
3. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
4. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
5. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
6. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.
7. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.
8. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
ПРАВИЛА
1. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
2. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
3. В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
ПРАВИЛА
1. Досмотр транспортного средства осуществляется специальными лицами, в присутствии двух понятых.
2. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
3. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Протокол о досмотре транспортного средства подписывается:
ü должностным лицом, его составившим;
ü лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру;
ü понятыми.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владений которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.
Назначение наказания
(гл. 4 КоАП «Назначение административного наказания»)
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются:
ü характер совершенного им административного правонарушения;
ü личность виновного, его имущественное положение;
ü обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
ü обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются:
ü характер совершенного им административного правонарушения;
ü имущественное и финансовое положение юридического лица;
ü обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
ü обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
ü раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
ü добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
ü предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
ü совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
ü совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
ü совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Тема 6.
Основы административного права
6.1. Понятие и система административного права. Понятие и виды государственной службы.
6.2. Административные правонарушения и административная ответственность.
6.3. Виды административных взысканий.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет и система административного права. Понятие и виды государственной службы
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.
Предметомрегулирования норм административного праваявляются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти.
Субъекты административного права (государство и его органы) в своей деятельности применяют принудительные механизмы и правовые средства, используют в пределах установленных законодательством административно-властные принудительные полномочия.
Основные задачи административного права:
ü защита личности;
ü охрана прав и свобод человека и гражданина;
ü охрана здоровья граждан;
ü защита общественной нравственности;
ü охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
ü защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
ü предупреждение административных правонарушений и др.