Тайм-менеджмент как инструмент управления временем специалистов творческих профессий
Сапрунова Д.С.,
студентка 3 курса факультета управления и психологии
Кубанский государственный университет, г.Краснодар.
Научный руководитель:
Скрипниченко Л.С.,
доцент, к.соц. наук, кафедра управления персоналом и орг.психологии,
Кубанский государственный университет, г.Краснодар.
Аннотация: Автор изучает особенности формирования навыков тайм-менеджмента у специалистов в творческим уклоном деятельности.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, самоменеджмент, самоконтроль, планирование, целеполагание, принятие решений.
Summary: The author studies the peculiarities of formation of skills of time management from the experts in creative slant activity.
Keywords: time management, self-management, self-control, planning, goal setting, decision-making.
Процесс управления временем представляет собой действие или тренировку контроля использования количества времени, которое человек осознанно тратит на различные виды деятельности, при этом увеличивая уровень эффективности и продуктивности использования этого ресурса. Он позволяет человеку получить ряд практических навыков, инструментов и методов, которые он сможет использовать как в рабочее, так и в личное время. Общий процесс управления временем характеризуют такие понятия как «тайм-менеджмент» и «самоменеджмент».
Тайм-менеджмент - технология организации времени и повышения эффективности его использования [2].
Самоменеджмент определяется как использование различных методов в рабочей практике, ограниченных временным контекстом, создающим условия эффективности выполнения тех или иных заданий.
Мы же в своей научной работе будем придерживаться мнения второй группы ученых, рассматривая «самоменеджмент» и «тайм-менеджмент» синонимами, так как в процессе исследования используются компоненты и признаки, присущие каждому из изучаемых понятий.
Теоретико-методологические особенности функционирования тайм-менеджмента, технологии организации времени, методы его корпоративного внедрения, способы применения управления временем для развития и повышения эффективности деятельности организации анализируются в работах таких авторов, как: Г.А. Архангельский, Н.А. Сидорова, И.Л. Добротворского, П. Друкера, В.С.Карпичева, П.М. Керженцева, Д.Френсиса, А.Т. Хроленко и других российских и зарубежных ученых [1, с.83].
В связи с этим цель работы заключается в определении, анализе и сопоставлении уровня тайм-менеджмента у сотрудников с творческим уклоном профессиональной деятельности.
Информационную базу научного исследования составили различные учебные пособия, материалы периодических изданий и материалы диссертационных работ. В процессе работы были использованы также локальные документы организации и методики «Способность к самоуправлению» и «Анализ занятости».
Практической платформой реализации исследования является создание и применение специалистами творческих профессий комплекса рекомендаций по использованию системы тайм-менеджмента для повышения эффективности сотрудников. Эмпирической базой научной работы явились сотрудники Молодежного культурно-досугового центра (МКДЦ) одного из образовательных учреждений г.Краснодара. В исследовании приняли участие 30 человек, в том числе директор Молодежного культурно-досугового центра, 4 режиссера и 25 руководителей студий.
Результаты исследования показывают, что уровень тайм-менеджмента определяет широкий спектр показателей, которые у творческих личностей находятся на совершенно разных уровнях. Также можно проследить психологическую зависимость от степени эффективности распределения рабочего времени. Так, у работников с неэффективной системой управления рабочим временем наблюдаются довольно высокий показатель стресса, который уменьшается с повышением уровнятайм-менеджмента.
При анализе данных первым критерием для определения уровня самоорганизации и организации рабочего времени является "Самоконтроль", который определял как происходит сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Средний балл у сотрудников МКДЦ находится на уровне 62,1% от максимально возможно полученных, который соответствует градации «Средний уровень».
Критерий «Целеполагание», который выступает в роли умственной деятельности субъекта тайм-менеджмента, результатом которой является модель желаемого действительного, немного компенсировал невысокий показатель прошлого критерия. Так средние результаты сотрудников закрепились на значении в 78,7%, что соответствует уровню «Выше среднего», что объясняется тем фактом, что перед созданием номера или мероприятия каждый работник ставит себе цель, которой добивается с помощью знаний в своем направлении.
Следующим критерием в исследовании является «Прогнозирование событий», которыйопределяется как умственная деятельности субъекта тайм-менеджмента, основанная на анализе прошлого и настоящего. Он показывает наивысший результат в 84,8%, что соответствует уровню «Высокий». Это связано с тем, что сотрудники постоянно чему-то учатся в своих направлениях и только практические знания позволяют им развиваться в профессиональной деятельности. Для этого создана сильная творческая платформа мастер-классов и тренингов, которые позволяют и студентам, и их руководителям обогащать свои знания в том или ином направлении.
Критерий, который характеризует умственные действия субъекта самоменеджмента, в результате чего образуется система средств и последовательности достижения цели, называется «Планированием». Средний балл в рамках этого показателя составил 77,2%. Отметим, что данный критерий тесно связан с целеполаганием, поэтому он находится на уровне «Выше среднего», это можно объяснить тем, что каждый руководитель студии или режиссер ведет свой план мероприятий, в которых должны принимать участия студенты, находящиеся под их руководством, следовательно они ведут (каждый по-своему) планинги с подробным описанием мероприятий, а в следствие и их результатов.
Двумя взаимосвязанными критериями исследования являются показатели «Принятие решения» и «Анализ противоречий при принятии решения», так как в творческой работе они функционируют совместно. В процессе созидательной деятельности решения принимаются постоянно, достаточно спонтанно, при этом среди руководителей часто возникают недопонимания, так как один и тот же номер они видят по-разному, поэтому результаты данный критериев разместились на уровне 69,7% и 72,7% соответственно, что объясняется факторами творческой работы.
Таким образом, подводя итоги исследования данной методики сделаем вывод, что уровень тайм-менеджмента у сотрудников Молодежного культурно-досугового центра находится на уровне «Выше среднего», что объясняется высоким уровнем профессионализма и грамотным руководством всего молодежного центра.
Результаты психодиагностической методики «Анализ занятости» подтвердили наши предположения. Уровень индивидуальной напряженности, связанный с проблемой качественного распределения рабочего времени, у сотрудников МКДЦ находился в пределах от 76% до 88%, что соответствует среднему показателю между нормой индивидуальной напряженности и умеренной напряженностью.
Проанализировав данные двух методик можно сделать обобщенный вывод.
Во-первых, уровень тайм-менеджмента у творческих личностей находится на разном уровне, выделяется при этом руководящее звено.
Во-вторых, на умение организовывать свое рабочее время влияет огромное количество как внутренних так и внешних факторов; к внутренним мы можем отнести: способности человека, его направленность, темперамент, индивидуальные показатели, - к внешним отнесем: внешнее окружение, направленность деятельности, функциональный аппарат и размеры компании.
В-третьих, тайм-менеджмент несет в себе не только функциональную эффективность, но также и психическое здоровье работника.
Поэтому умение организовывать свое рабочее время играет большую роль в формировании деятельности человека, так как без умения ориентироваться во времени, человек не сможет эффективно функционировать на своем рабочем месте.
Список использованных источников:
1. Организационное поведение: учеб.-метод. пособие / Л.С. Скрипниченко, И.Г. Юркова. – Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2015. с.83
2. Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: психология, экономика, педагогика, социология, юриспруденция, политология: сборник трудов III Международной дистанционной научно-практической конференции, 15 июля 2013 года / Под общей редакцией доцента О. П. Чигишевой. – Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2013. с 152.
3. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать / Г.Архангельский. – М. :Манн, Иванов и Фербер, 2011. 272 с.
Философские науки