Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор)
В соответствии со ст. 69 Закона руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган. На практике при образовании такого органа и прекращении его полномочий, а также при осуществлении им деятельности общество может столкнуться с рядом проблем.
На сегодняшний день судебные споры относительно деятельности единоличного исполнительного органа касаются следующих вопросов:
- Избрание единоличного исполнительного органа и прекращение его полномочий. Согласно п. п. 3 - 9 ст. 69 Закона единоличный исполнительный орган избирается общим собранием акционеров или советом директоров в порядке, предусмотренном данным Законом. Вместе с тем Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" были внесены дополнения, касающиеся избрания такого органа и прекращения его полномочий. Изменения были внесены для создания механизма разрешения ситуаций, когда совет директоров акционерного общества не может принять решения, необходимые для нормальной деятельности общества. С целью устранения таких ситуаций предусмотрена передача отдельных вопросов, входящих в компетенцию совета директоров, на рассмотрение общего собрания акционеров, если совет директоров не может их решить своевременно.
- Срок полномочий единоличного исполнительного органа и продление его полномочий. Закон об акционерных обществах не регулирует вопрос о сроке полномочий единоличного исполнительного органа, указывая лишь на то, что уполномоченный орган вправе досрочно их прекратить. Закон также не устанавливает, каким образом должен определяться такой срок (в уставе, других внутренних документах, регулирующих деятельность органов общества, или в решении об избрании уполномоченным органом). Более того, в нормах Закона, определяющих компетенцию общего собрания (пп. 8 п. 1 ст. 48) и совета директоров (наблюдательного совета) (пп. 9 п. 1 ст. 65), указано, что эти органы вправе образовывать единоличный исполнительный орган и досрочно прекращать его полномочия, но при этом в их компетенцию не входит определение срока полномочий. Ввиду недостаточной урегулированности этого вопроса на практике часто возникают споры, связанные со сроком полномочий единоличного исполнительного органа и его продлением.
- Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа. В ходе осуществления деятельности единоличным исполнительным органом могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением им своих полномочий. Поскольку ст. 69 Закона об акционерных обществах не содержит указаний на то, какие документы подтверждают полномочия единоличного исполнительного органа, на практике возникают споры по данному вопросу.
- Оспаривание решений о назначении единоличного исполнительного органа и приостановлении его полномочий. В деятельности акционерного общества могут возникнуть ситуации, когда решение о назначении единоличного исполнительного органа или приостановлении его полномочий может быть оспорено заинтересованными лицами. При этом они сталкиваются с различными проблемами как процессуального, так и материально-правового характера. Следует отметить, что Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В частности, Кодекс дополнен новой гл. 28.1 "Рассмотрение дел по корпоративным спорам". Данные изменения вступили в силу с 21.10.2009. Согласно ст. 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц (пп. 2 п. 1 ст. 33, гл. 28.1 АПК РФ). Суд исходит из того, что приостановление полномочий единоличного исполнительного органа считается досрочным временным лишением единоличного исполнительного органа возможностей по управлению и представлению общества в гражданском обороте, поэтому относится к гражданско-правовым (корпоративным) отношениям.
- Возникновение полномочий единоличного исполнительного органа в зависимости от внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При изменении данных о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, общество, согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", должно подать соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Наличие такой обязанности порождает множество споров относительно момента возникновения полномочий единоличного исполнительного органа в зависимости от внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
- Внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене единоличного исполнительного органа. При изменении данных о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, общество на основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" должно подать соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Наличие такой обязанности порождало споры о том, кто вправе подавать заявление об изменении сведений в госреестр (п. 3 ст. 69 Закона). В настоящее время практика по данному вопросу сформировалась, однако в отдельных случаях все еще возникают споры (например, при подаче заявления в регистрирующий орган в случае спора о правомерности избрания нового единоличного исполнительного органа и прекращения полномочий прежнего, который может быть разрешен только в судебном порядке).
- Полномочия единоличного исполнительного органа. В соответствии со ст. 69 Закона об акционерных обществах к компетенции единоличного исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех, которые входят в компетенцию общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета). Однако на практике возникают споры о возможности отнесения некоторых вопросов к компетенции единоличного исполнительного органа.
- Оспаривание сделок, совершенных единоличным исполнительным органом при неопределенности его полномочий. В ходе осуществления деятельности обществом возможны ситуации, когда решение компетентного органа об избрании единоличного исполнительного органа признается недействительным. При этом до указанного момента единоличным исполнительным органом могли быть заключены сделки, юридическую судьбу которых необходимо определить. Кроме того, на практике встречаются случаи оспаривания сделок, которые совершены при ограничении полномочий исполнительного органа или неосведомленности контрагента о признании решения компетентного органа об избрании исполнительного органа недействительным, а также сделок, заключенных единоличным исполнительным органом при неопределенности его полномочий (ст. Закона; ст. ст. 168, 174 ГК РФ).
- Оспаривание решений и действий единоличного исполнительного органа. Законом об акционерных обществах не предусмотрена возможность оспаривания решений, принятых единоличным исполнительным органом. Однако в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" указано, что решение единоличного исполнительного органа акционерного общества может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случае, когда возможность оспаривания предусмотрена в законе, так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера (ст. 69 Закона). Однако на практике возникают споры относительно возможности оспаривания решения единоличного исполнительного органа.
- Процессуальные последствия конфликта в обществе по поводу полномочий единоличного исполнительного органа. Следует отметить, что Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В частности, введена новая гл. 28.1 "Рассмотрение дел по корпоративным спорам". Данные изменения вступили в силу с 21.10.2009. В соответствии с п. 2 ст. 225.5 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, не утверждает мировое соглашение сторон в случаях, если это противоречит закону либо нарушает права и (или) законные интересы других лиц, в том числе юридического лица, указанного в ст. 225.1 АПК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 33, п. 5 ст. 49, гл. 28.1 АПК РФ; ст. 69 Закона).
- Применение трудового законодательства к отношениям между обществом и единоличным исполнительным органом. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 69 Закона на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом действие законодательства РФ о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Закона. В связи с этим на практике возникают споры относительно применения в той или иной ситуации норм трудового права и Закона об акционерных обществах.
- Ответственность единоличного исполнительного органа. Согласно ст. 71 Закона лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа, несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные своими виновными действиями (бездействием), если иные основания не установлены федеральными законами. При определении основания и размера ответственности должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и другие обстоятельства, имеющие значение для дела. Вместе с тем на практике возникает множество споров относительно признания действий единоличного исполнительного органа виновными, доказывания причинно-следственной связи между такими действиями и причиненными обществу убытками, возможности учреждать в обществе положение об ответственности единоличного исполнительного органа.