Основные этапы конфликта и подходы к решению проблем.

Понятие конфликта.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – означает «столкновение» и практически неизменным входит в другие языки.

Согласно словарю Уэбстера (1983), понятие «конфликт» первоначально трактовалось как «драка, сражение, борьба», затем его значение расширилось, включив в себя «резкое расхождение или противопоставление интересов, идей и т.п.».

Таким образом, теперь этот термин подразумевает не только само физическое противодействие, но и его психологическое содержание.

В словаре Уэбстера конфликт рассматривается как воспринимаемое расхождение интересов или убеждение сторон в том, что их устремления не могут быть достигнуты одновременно. Дело в том, что восприятие оказывает непосредственное влияние на поведение (выбор стратегии), тогда как реальность развивается медленнее и с меньшей определенностью.

В качестве конфликтующих могут выступать:

1. Реальные интересы;

2. Интересы, которые приписываются другой стороне в конфликте и воспринимаются как угрожающие;

3. Интересы, которые могут проявиться и столкнуться в будущем.

В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с ХIХ в. Современный «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ в. оно имело очень широкую область применения. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты.

Основными признакамиконфликта являются:

- биполярность – противостояние двух начал;

- активность сторон направленная на преодоление противоречия;

- наличие субъекта или субъектов носителей конфликта.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества можно выделить несколько его функций:

· Разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

· Коммуникативная связующая - через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

· Консолидирующая и движущая сила социальных изменений - эта функция важна, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.

Правовые конфликты

Правовые конфликты –вид конфликта социального, их протекание должно быть с точки зрения законодателя, государства наиболее цивилизованным, так как облечено в рамки правовых процедур. В них наименее учитываются субъективные факторы, индивидуально-личностные и психологические особенности субъектов. Это и сильная и слабая сторона разрешения правового конфликта одновременно. Возможность пренебречь субъективным моментом дает правоприменителю преимущество разрешать большее количество дел, абстрактно описанных в нормах права. В то же время при этом есть опасность, устранившись от иных, кроме правовых аспектов жизни конфликтующих сторон, разрешить спор хотя и законно, но с определенными убытками для обеих сторон. Убытки в таком случае могут иметь не материальное выражение, а касаться моральной, этической, корпоративной сторон.

Правовой конфликт есть один из видов социального конфликта, возникающего между субъектами по поводу несовместимости их потребностей, интересов, ценностей, знаний, статусов, притязаний. В конфликтологии нет до настоящего времени единого мнения относительно понятия юридического конфликта. Мы придерживаемся мнения Т.В. Худойкиной о том, что юридический конфликт либо непосредственно связан с правовыми отношениями сторон и тогда представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права. Либо юридический конфликт (смешанные, переходные формы) – это противоборство, имеющее хотя бы один элемент (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) или объективную сторону (противодействия)) юридического характера, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре (юридизация конфликта), позволяющей в дальнейшем его завершение (приостановление, прекращение, а лучше разрешение) юридическим способом. То есть юридический конфликт напрямую связан либо с правовыми отношениями сторон, либо с юридизированными. До юридизации конфликта следует считать его квазиюридическим.

Конфликт между индивидом и обществом, а также конфликты между различными субъектами права по классификации В.Н. Кудрявцева следует отнести к смешанным или переходным. Социальный конфликт, по его мнению, всегда разрешается в правовой форме, следовательно, юридический конфликт наиболее зрелая форма выяснения социальных разногласий в обществе.

Важным вопросом при рассмотрении конфликтов является вопрос о «действующих лицах и исполнителях» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник».

Стороны конфликта– это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Субъектами может быть отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывая влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Участником конфликтаможет быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф, к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

· Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

· Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.

· Третьи группы –силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации– это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта– это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Преимущества АРС.

1.оперативность;

2.отсутствие публичности;

3.зачастую добровольное разрешение решений;

4.возможность самостоятельного выбора лиц, рассматривающих и разрешающих спор;

5.невысокие материальные расходы;

6.большая вероятность сохранения дружеских и партнерских отношений;

7.отсутствие жестких процессуальных форм.

Классификации видов АРС.

Наиболее традиционным является деление альтернативных форм разрешения правовых конфликтов на:

1. основные

2. комбинированные.

К основным альтернативным формам относятся:

1. переговоры

2. посредничество

3. третейский суд

Критериями для такого деления является участие в урегулировании разногласий третьего лица или его полномочия. Элементы этих трех «чистых» видов входят составной частью во многие другие процедуры. Так, переговоры почти всегда имеют место в любой другой альтернативной форме, а посредничество часто используется как предварительная процедура до начала судебного разбирательства.

Кроме того, компоненты основных видов, смешиваясь друг с другом, образуют совершенно новые комбинированные формы. Например, такие как:

1.посредничество — третейский суд;

2.«мини-суд»

3.независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела (

4.омбудсмен

5.частная судебная система или судья «напрокат» .

Сточки зрения их деления на две основные категории по основанию принадлежности к той или иной сфере правового регулирования:

1. частные

2, публичные.

Следует оговориться, что термин «публичные» в данном аспекте является в определенной мере условным. Он указывает не на правовую природу альтернативных досудебных процедур (они представляют собой соединение частных и публичных элементов), а на их принадлежность к публичной государственной судебной системе. Они охватывают такие процедуры, как досудебные совещания по урегулированию споров, предварительная независимая оценка материалов дела, упрошенный суд присяжных и так называемую частную судебную систему или частный трибунал.

К частным относятся процедуры, применяемые исключительно на основе добровольного волеизъявления сторон, - переговоры, посредничество, арбитраж, мини-суд и т.п. Данные средства являются самостоятельными, независимыми в своем регулировании и существовании от судебной системы. Они характеризуются большей степенью диспозитивности с минимальным вмешательством со стороны государства. Роль последнего сводится к официальному признанию внесудебной системы альтернативного разрешения правовых споров и обеспечению надлежащих условий ее функционирования.

Виды третейских судов.

В международной практике третейские суды подразделяются по сфере деятельности и сроку действия. По сфере действия выделяют:

1. Внутренние;

2. Внешние.

По кругу лиц, с участием которых рассматриваются спор, выделяют третейские суды для:

1. Рассмотрения споров с участием граждан;

2. Рассмотрения споров с участием граждан и юридических лиц;

3. Рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и т.д.

4. По предметному признаку компетенции третейские суды делятся на:

1. Создаваемые для разрешения любого гражданско-правового спора в определенной сфере;

2. Для разрешения споров, вытекающих из правоотношений определенного вида.
По сроку действия третейские суды подразделяются на:

1. разовые, создаваемые для разрешения одного конкретного спора

2. Постоянно действующие третейские суды.

Дать характеристику элементам данной классификации; рассмотреть по Закону классификацию третейских судов в Республике Беларусь.

Принципы третейского судопроизводства. Формирование состава третейского суда. Требование к кандидатурам третейских судей.

Статья 1. Понятие третейского суда

Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора).

Статья 5. Принципы деятельности третейского суда

Деятельность третейского суда основывается на принципах:

законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь;

независимости, означающей, что при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;

состязательности и равенства сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями;

автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору;

конфиденциальности, означающей, что участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;

соблюдения права сторон на юридическую помощь;

содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства;

обязательности для сторон решений третейского суда, означающей, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;

окончательности принятых третейским судом решений, означающей, что они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;

возмездности деятельности третейских судей, означающей, что за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение. Деятельность третейских судей не является предпринимательской.

Статья 13. Требования, предъявляемые к третейским судьям

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие третейские судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет.

Третейским судьей не может быть физическое лицо:

являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде;

признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

имеющее судимость;

полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Дополнительные требования, предъявляемые к третейским судьям, могут определяться регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Статья 14. Состав третейского суда. Количество третейских судей

Формирование состава постоянно действующего третейского суда производится в порядке, установленном настоящим Законом и регламентом постоянно действующего третейского суда, а третейского суда для разрешения конкретного спора - в соответствии с настоящим Законом и третейским соглашением.

Количество третейских судей для разрешения спора определяется регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением и должно быть нечетным. Если в регламенте постоянно действующего третейского суда, третейском соглашении не определено количество третейских судей, избираются (назначаются) три третейских судьи.

Формирование состава третейского суда для третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде производится путем избрания третейских судей сторонами, а если стороны не избрали третейских судей - путем назначения третейских судей председателем постоянно действующего третейского суда.

Формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится путем избрания третейских судей сторонами. При этом, если стороны не договорились об ином, формирование состава такого суда производится в следующем порядке:

при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одной из сторон не избран третейский судья в течение пяти дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение пяти дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда;

если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение пяти дней не избирают третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда.

Полномочия примирителя.

Примиритель вправе:

удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении;

знакомиться с материалами дела;

изучать документы, представленные сторонами;

предлагать сторонам представить дополнительные документы;

получать необходимые консультации у специалистов;

содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

давать сторонам рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей;

проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

инициировать завершение примирительной процедуры.

Примиритель не вправе:

совершать какие-либо процессуальные действия;

давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;

нарушать принципы примирительной процедуры.

Статья 156. Порядок назначения примирителя

Примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда.

Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственную должность в хозяйственном суде, либо из числа иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение. На стадии исполнительного производства примиритель назначается хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, или по месту исполнения судебного постановления. Вопрос о назначении примирителя решается хозяйственным судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.

При назначении примирителя по инициативе хозяйственного суда стороны в течение семи дней с момента вынесения определения вправе представить возражения. При наличии возражений одной из сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Дальнейшее производство по делу осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 34 настоящего Кодекса, и обязан заявить об этом хозяйственному суду. Хозяйственный суд по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.

Статья 1561. Сроки примирительной процедуры

Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций – сроков, установленных соответственно статьями 278 и 295 настоящего Кодекса.

Понятие конфликта.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – означает «столкновение» и практически неизменным входит в другие языки.

Согласно словарю Уэбстера (1983), понятие «конфликт» первоначально трактовалось как «драка, сражение, борьба», затем его значение расширилось, включив в себя «резкое расхождение или противопоставление интересов, идей и т.п.».

Таким образом, теперь этот термин подразумевает не только само физическое противодействие, но и его психологическое содержание.

В словаре Уэбстера конфликт рассматривается как воспринимаемое расхождение интересов или убеждение сторон в том, что их устремления не могут быть достигнуты одновременно. Дело в том, что восприятие оказывает непосредственное влияние на поведение (выбор стратегии), тогда как реальность развивается медленнее и с меньшей определенностью.

В качестве конфликтующих могут выступать:

1. Реальные интересы;

2. Интересы, которые приписываются другой стороне в конфликте и воспринимаются как угрожающие;

3. Интересы, которые могут проявиться и столкнуться в будущем.

В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с ХIХ в. Современный «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ в. оно имело очень широкую область применения. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты.

Основными признакамиконфликта являются:

- биполярность – противостояние двух начал;

- активность сторон направленная на преодоление противоречия;

- наличие субъекта или субъектов носителей конфликта.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества можно выделить несколько его функций:

· Разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

· Коммуникативная связующая - через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

· Консолидирующая и движущая сила социальных изменений - эта функция важна, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.

Правовые конфликты

Правовые конфликты –вид конфликта социального, их протекание должно быть с точки зрения законодателя, государства наиболее цивилизованным, так как облечено в рамки правовых процедур. В них наименее учитываются субъективные факторы, индивидуально-личностные и психологические особенности субъектов. Это и сильная и слабая сторона разрешения правового конфликта одновременно. Возможность пренебречь субъективным моментом дает правоприменителю преимущество разрешать большее количество дел, абстрактно описанных в нормах права. В то же время при этом есть опасность, устранившись от иных, кроме правовых аспектов жизни конфликтующих сторон, разрешить спор хотя и законно, но с определенными убытками для обеих сторон. Убытки в таком случае могут иметь не материальное выражение, а касаться моральной, этической, корпоративной сторон.

Правовой конфликт есть один из видов социального конфликта, возникающего между субъектами по поводу несовместимости их потребностей, интересов, ценностей, знаний, статусов, притязаний. В конфликтологии нет до настоящего времени единого мнения относительно понятия юридического конфликта. Мы придерживаемся мнения Т.В. Худойкиной о том, что юридический конфликт либо непосредственно связан с правовыми отношениями сторон и тогда представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права. Либо юридический конфликт (смешанные, переходные формы) – это противоборство, имеющее хотя бы один элемент (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) или объективную сторону (противодействия)) юридического характера, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре (юридизация конфликта), позволяющей в дальнейшем его завершение (приостановление, прекращение, а лучше разрешение) юридическим способом. То есть юридический конфликт напрямую связан либо с правовыми отношениями сторон, либо с юридизированными. До юридизации конфликта следует считать его квазиюридическим.

Конфликт между индивидом и обществом, а также конфликты между различными субъектами права по классификации В.Н. Кудрявцева следует отнести к смешанным или переходным. Социальный конфликт, по его мнению, всегда разрешается в правовой форме, следовательно, юридический конфликт наиболее зрелая форма выяснения социальных разногласий в обществе.

Важным вопросом при рассмотрении конфликтов является вопрос о «действующих лицах и исполнителях» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник».

Стороны конфликта– это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Субъектами может быть отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывая влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Участником конфликтаможет быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф, к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

· Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

· Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.

· Третьи группы –силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации– это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта– это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Основные этапы конфликта и подходы к решению проблем.

Конфликт возникает не вдруг, причины его накапливаются и зреют иногда в течение довольно продолжительного времени. Конфликт – это борьба противоположных интересов, ценностей и сил. Для того чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.

1. Предконфликтная ситуация.Здесь закладываются предпосылки для образования конфликта. Это могут быть субъективные причины, объективные причины.

Причины конфликта –это явление, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его:

социально-политические и экономические;

социально-демографические;

социально-психологические;

индивидуально-психологические;

частные причины -связанные с конкретным видом конфликта:

неудовлетворенность условиями деятельности;

нарушение служебной этики;

нарушение трудового законодательства;

ограниченность ресурсов;

различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

неудовлетворительные коммуникации.

Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту.

В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников.

Предконфликтная ситуация является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий.

При анализе предконфликтной ситуации следует выделять два этапа:

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание, восприятие конфликтной ситуации.

Инцидент– это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, это ситуация, которая провоцирует конфликт (например, не выполнение условий договора), т.е. своеобразный «спусковой механизм», способствующий развитию событий.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация имеет как пространственные, так и временные характеристики. Разрастаясь все новыми обстоятельствами и, в связи с этим, обостряясь, она может быть очень продолжительной по времени. Внутри конфликтной ситуации потенциального основного конфликта могут происходить другие противоборства. Отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д.

Эскалация конфликта. Процесс разрастания конфликта, который длится до тех пор, пока не появятся ощутимые результаты противоборства. Например, сторона, которая не выполнила условия договора, считает свои действия правомерными и непреклонна в своей позиции, что возмущает другую сторону. Начинается обмен мнениями, расширение участников конфликта и зоны разногласий. Находятся все новые аргументы для подтверждения правоты каждой из сторон, увеличивается эмоциональный фон конфликта.

Кульминация конфликта(развитие открытого конфликта). Конфликт достигает высшей точки по накалу аргументов и эмоций и может сопровождаться применением физической силы. Действия сторон могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми опосредованными в них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но они расширяют сферу конфликта. Кульминацией может стать судебное разбирательство и решение суда.

Разрешение конфликта. Эта стадия предполагает знание объекта конфликта, состав его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности.

Разрешение конфликта следует рассматривать с точки зрения подходов к конфликту. При этом следует разделять разрешение и урегулирование конфликта.

Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента - необходимое, но недостаточное условие для погашение конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга, и они перестанут видеть друг друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки.

Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное означает разрешение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При частичном разрешении изменяется только его внешняя форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.

Разрешение юридического конфликта - это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Поскольку конфликт зависит и от внешних обстоятельств, и от самих противоборствующих субъектов, то его благополучное разрешение связано как с устранением объективных факторов, породивших конфликтную ситуацию, так и с возможностями субъектов и третьей стороны. Разрешение конфликта всегда приводит к устранению юридического противоречия, лежащего в его основе. Для разрешения конфликта необходим длительный обоюдный анализ сторонами, как истоков, так и содержания спора.

Урегулирование юридического конфликта – это, в большей своей части, результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из субъектов права к тому или иному юридическому действию, выгодному другому субъекту противоборства или третьей стороне. Достигнутый таким образом «мир» или компромисс не всегда прочен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, постконфликтные отношения противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы.

Постконфликтная стадия.Эта стадия, в которой оказываются стороны после завершения конфликта. На этой стадии происходит и изменение фактических обстоятельств, и изменение отношений к фактам, личностям, поступкам. Такое последствие конфликта может быть как негативным, так и позитивным, но чаще всего включает в себя элементы и того и другого.

Наши рекомендации