Подходы государств-членов Европейского Союза к решению проблем разноскоростной интеграции

Разноскоростная интеграция — процессы интеграции стран по мере их экономической и политической готовности к интеграции.

Европейская интеграция — это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы (Европейский союз). Процесс европейской интеграции рассматривается, как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Экономическая интеграция – это качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении экономик различных стран, на развитии глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделений труда между национальными хозяйствами. Принято различать две основные формы международной эк. интеграции: региональную и отраслевую.

Наиболее успешным региональным интеграционным объединением на территории Зарубежной Европы является Евросоюз.

Одновременно с развитием ЕС вширь происходило и его развитие вглубь, которое прошло примерно те же этапы:

1) Создание Общего рынка(таможенный союз и общий рынок товаров) к середине 1980-х гг. Причём, Общий рынок стали называть единым внутренним рынком (ЕВР), который обеспечивал свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капиталов, людей.

2) Переход от ЕВР к экономическому, валютному и политическому союзу стран ЕС:

а) создание единого европейского экономического пространства. В конце 1990-х гг. доля внутрирегиональной торговли в ЕС превышала 60%;

б) создание по Шенгенскому соглашению единого европейского безвизового пространства (с марта 1995). Всего право на безвизовый въезд в страны ЕС имеют граждане 45 государств – от Аргентины и Коста-Рики до Латвии и Литвы;

в) введена единая валютная система, означавшая переход к общей валюте – евро (1 января 1999).

г) сотрудничество в гуманитарной сфере (при ЕС действует Комитет по образованию, в Париже работает специальный Европейский институт образования и социальной политики, в целях ликвидации языкового барьера осуществляются международные программы «Лингва» и «Эразмус»);

д) на пути к политическому союзу.

Особенности интеграции стран ЕС:

1) Входящие в ЕС государства отличаются по своей экономической мощи, поэтому в интеграционные процессы они врастают «с разными скоростями». Эти государства иногда подразделяют на две большие группы: «богатый» Север (Великобритания, Германия, Франция, страны Бенилюкса, Швеция, Австрия, северная часть Италии) и «бедный» юг (Испания, Португалия, Греция, южная часть Италии, Болгария, Румыния), а также выделяют занимающие как бы промежуточное положение между ними Ирландию и Финляндию;

2) В отличие от стран СНГ в ЕС объединились страны небогатые природными ресурсами. (Так, Норвегия до сих пор не вступила в ЕС, так как находит рынки сбыта и не входя в Евросоюз).

Проблемы интеграции стран в ЕС:

1) Кризис либерально-рыночной модели экономического развития, которая господствует последние 20 лет в умах правящей элиты Западных стран («максимализация» прибыли объективно ведёт к замедлению экономического роста и порой ухудшению качества товаров). Налицо фактическая стагнация в экономике в наиболее богатых странах Европы (существенное замедление динамики экономического развития), впоследствии устойчивые бюджетные дефициты;

2) Разворачивается такая картина, что на месте региональной структуры, которая до недавнего времени считалась наглядным примером успешной всесторонней интеграции, появляется более аморфное образование, состоящее из нескольких государств, активных игроков на мировой арене, и толпы стран, жаждущих урвать максимальный кусок из «общеевропейского пирога» различных субсидий. Препятствием стало вступление в 2004 году одним залпом сразу 10 новых государств-членов;

3).Рост социальной напряжённости в связи с ростом уровня безработицы (во Франции уровень безработицы достиг 10%, в Германии (2005) – 12%, что происходит из-за стремления крупных промышленных корпораций переводить часть своих производств из государств Европы в страны с более дешёвой рабочей силой), сокращением численности и уровня доходов «среднего класса» (к которому относится более половины населения развитых стран).

Наши рекомендации