Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к этой деятельности требования.

Эти принципы обязательны для любого сотрудника российской прокуратуры и реализуются в процессе организации и осуществления прокурорского надзора.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры проявляются в различных формах и во всех отраслях прокурорского надзора.

В ст. 4 и в ряде других положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» находят выражение принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями.

сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

В ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сформулировано содержание принципа независимости прокуратуры, в соответствии с которым воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность и т.д.

Среди принципов организации и деятельности органов прокуратуры выделяют: принцип законности, принцип публичности, принцип централизации, принцип единства органов и учреждений прокуратуры, принцип гласности, принцип независимости, принцип внепартийности.

Принцип законности. Прокуратура осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующими законодательством. Прокуроры должны сами строго и неуклонно соблюдать законы, действовать только в пределах предоставленных им полномочий.

Данный принцип является важнейшим условием реализации всех остальных принципов прокурорского надзора.

Принцип публичности. Прокуратура осуществляет свою деятельность от имени государства. Содержание принципа публичности выражается в обязанности органов прокуратуры реагировать на каждый случаи нарушения законов, ущемления прав, свобод и законных интересов личности, а также интересов общества и государства. Данный принцип характерен для всех направлений прокурорского надзора.

Принцип единства системы органов прокуратуры. Прокуратура является единой системой государственных органов, созданных для обеспечения верховенства Конституции РФ, исполнения законов, а также охраны прав, свобод, законных интересов личности, интересов общества, государства.

Для всех органов прокуратуры установлены цель, задачи и направления деятельности, определены полномочия прокуроров и единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности.

Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.

Принцип централизации. Принцип централизации означает неукоснительное подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а также безусловное выполнение указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими. В основе организации системы органов прокуратуры лежит централизованное руководство ими.

Все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

Так, согласно ст. 41.7 «Дисциплинарная ответственность» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

§ замечание;

§ выговор;

§ строгий выговор;

§ понижение в классном чине;

§ лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

§ лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

§ предупреждение о неполном служебном соответствии;

§ увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Принцип централизации также выражается в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров.

Принцип независимости. В своей организации и деятельности органы прокуратуры независимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Содержание этого принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в одно целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой — обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяет наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

Принцип внепартийности. Организация и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации не могут строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологии.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Данное требование распространяется не только на прокуроров, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры, а также на иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.

Принцип гласности. Прокурорам в своей деятельности предписано рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора. При этом им необходимо строго соблюдать один из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Органы прокуратуры должны систематически информировать население через официальные и интернет представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка, оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении но ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты многочисленные нарушения законности. При этом распространяемые прокуратурой сообщения должны быть выверенными, объективными и не содержать информации конфиденциального характера.

11. сущность и содержание организации работы в органах прокуратуры рф

Под организацией понимается упорядочение, приведе­ние чего-либо в порядок, установление необходимых соот­ношений и взаимосвязи между элементами целого.

Органи­зация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской си­стемы по реализации целей и задач прокуратуры.

Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное пресле­дование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организа­ция работы включает в себя:

1.

1. организацию осуществления основных направлений деятельности проку­ратуры, перечисленных в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" (внешнефункциональная деятельность);

2. работу внутри системы (внутрифункциональная деятельность);

3. деятель­ность по вспомогательному обеспечению прокурорской си­стемы.

Подсистемы организации работы в органах прокуратуры:

1) внутрифункциональная подсистема:

·

· анализ деятельности того или иного органа прокуратуры;

· распределение обязанностей между прокурорскими работ­никами;

· организация труда;

· анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы;

· работа с кадрами;

· контроль и проверка исполнения;

· оценка работы прокурорских работников;

· взаимодействие и координация деятельности структурных единиц;

· руковод­ство;

· принятие и реализация управленческих решений.

2) внешнефункциональная подсистема:

·

· организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, испол­нением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов судебными приставами;

· участие прокурора в рас­смотрении дел судами, расследования преступлений;

· взаи­модействие с другими органами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

· участие в правотворческой деятельности;

· международное сотрудничество;

· работа с обращениями граждан и работы по предупреждению преступлений и иных правонаруше­ний.

3) вспомогательная подсистема:

·

· де­лопроизводство;

· организация и ведение учета, отчетности, систематизации законодательства;

· материально-техническо­е и финансовое обеспечение.

12,понятие и содержание аналитической работы в органах прокуратуры рф

Информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов.

Прокурорские работники осуществляют сбор и накопление материалов для их дальнейшей аналитической обработки, систематически обобщают результаты прокурорской практики на основе имеющихся сведений, материалов и документов по закрепленному предмету и зоне деятельности.

Структурные подразделения прокуратуры организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлениям своей деятельности.

Источники информации, используемые прокурором:

·

· докладные записки нижестоящих прокуроров;

· государственная и ведомственная статистическая отчетность, иные официальные данные;

· материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях;

· обращения граждан;

· сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.

По указанию прокурора области аналитические материалы могут быть опубликованы в виде сборника для ознакомления и использования в органах прокуратуры области.

Структурные подразделения прокуратуры области:

1.

1. в соответствии с установленным порядком участвуют в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности, изучении эффективности и результатов прокурорского надзора, иных направлений деятельности органов прокуратуры;

2. по итогам обобщения и анализа работы, положительных результатов и недостатков прокурорской деятельности разрабатывают организационно-распорядительные и информационно-аналитические документы;

3. анализируют практику истребования с мест обобщений, сведений, справок, копий актов прокурорского реагирования;

4. принимают меры к исключению фактов получения не предусмотренных статистической отчетностью данных, сокращению объема запрашиваемой с мест информации.

В Генеральной прокуратуре РФ информационно-аналитической работой занимается Главное организационно-аналитическое управление, в состав которого входят:

1.

1. отдел аналитического обеспечения;

2. отдел информационного обеспечения.

Отдел аналитического обеспечения:

·

· анализирует информацию по направлениям надзорной деятельности прокуратуры, изучает проблемы организации и совершенствования прокурорского надзора, готовит предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры;

· запрашивает в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах и учреждениях прокуратуры необходимые для осуществления аналитической деятельности материалы и изучает их;

· анализирует годовые доклады прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур для подготовки проекта ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, а также выступления Генерального прокурора Российской Федерации при личном представлении указанного доклада на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации готовит проекты иных докладов и информационно-аналитических материалов для выступлений Генерального прокурора Российской Федерации;

· осуществляет организационное обеспечение заседаний научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, готовит проекты плана его работы, организационно-распорядительных документов по составу данного совета;

· оказывает методическую и практическую помощь по вопросам организации информационно-аналитической работы прокуратурам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокуратурам;

· готовит предложения в проекты плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью.

Наши рекомендации