Специализированные органы прокуратуры РФ

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается обеспечением законности в определенных сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.

Первый тип:военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

Второй тип:природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.

Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.

Военные прокуратурыосуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Транспортные прокуратурыосуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов в административной деятельности органов милиции.

Природоохранные прокуратурыосуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических преступлений.

Прокуратуры особо режимных объектовсозданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ. Следователи этих прокуратур расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах. Эти прокуратуры находятся в непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах, имеющих особую важность для функционирования общества и государства.

Специализированные прокуратуры, как и ряд других государственных структур, организуются по причине отсутствия универсальности административно-территориального принципа построения федеральных структур власти. В силу данных обстоятельств специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, так как проблемы законности в специфических сферах сохраняются.

К специализированным прокуратурам относят (подробнее на сайте Генпрокуратуры РФ):

1.

· военные прокуратуры;

· прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;

· природоохранные прокуратуры (в т.ч. межрайонные);

· прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;

· прокуратуры ЗАТО;

· прокуратуру Московского метрополитена;

· и др.

Исторически сложились и функционируют специализированные прокуратуры двух типов:

1.

1. первого типа (например, военные или по надзору на особо режимных объектах) - осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений;

2. второго типа (например, природоохранные или по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) - действуют по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными.

Наши рекомендации