Понятие и система общих принципов организации и деятельности органов местного самоуправления.
1. Принцип законности.
Принцип определяет основные направления регулирования организации деятельности органов местного самоуправления. Содержание имеет две формы проявления:
1. Внутренняя форма
Сами органы местного самоуправления должны в своей деятельности соблюдать все требования действующего законодательства. Это относится: - к соблюдению ими установленной законом компетенции, - к порядку принятия, вступления в юридическую силу актов.
2. Внешняя форма
Органы местного самоуправления в соответствии с предоставленными им полномочиями обязаны на своей территории обеспечивать соблюдение действующего законодательства всеми физическими лицами, юридическими лицами, независимо от форм собственности и подчинения. Для этого они наделяются рядом полномочий:
- контроль в сфере потребностей рынка,
- архитектуры и строительства,
- землепользования,
- ОПС,
- транспортных перевозок.
На органы местного самоуправления возлагается обязанность по поддержанию охраны общественного порядка на подведомственной территории. Более подробно эти полномочия реализуются: Законом «О милиции». Указ «Поэтапное формирование муниципальных органов охраны общественного порядка» 1997г. Местная милиция финансируется из средств бюджетов МО. Структура милиции общественной безопасности: подразделения
– ППС
- регистрационно-разрешительные службы,
- службы участковых инспекторов милиции
- отделы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
- отделы вневедомственной работы
- ИВС
- медицинский вытрезвитель.
Начальник милиции общественной безопасности должен утвердиться в должности главы МО по представлению с начальника Внутренних Дел. Не допускается использование подразделения милиции общественной безопасности не по прямому назначению без согласования с органами местного самоуправления. Начальник милиции общественной безопасности по вопросам охраны общественного порядка должен подчиняться главам МО. Оперативно- служебная деятельность возлагается на начальников отделов Вневедомственных Дел. Милиция общественной безопасности входит в МВД, из чего следует двойственная подчиненность. #, ОМОН формально входит в МОБ. На практике используется не по назначению руководством МВД. Выходом из сложившейся ситуации является создание подразделений муниципальной милиции, которые были бы выведены из системы МВД, полностью бы подчинялись органам местного самоуправления. Эксперимент: они действуют в Москве и Санкт – Петербурге. В Томске – подразделение санитарной милиции.
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления имеют право издавать свои нормативно-правовые акты, устанавливающие административную ответственность гражданам и организации. В структуре местных организаций создаются специальные органы, наделенные административной юрисдикцией по делам н\л. Согласно ФЗ-ву, органы местного самоуправления обладают специально регистрационно-разрешительными полномочиями: лицензирование отдельных видом хозяйственной деятельности, выдача разрешений, регулирование порядка въезда и выезда (паспортная система)
2. Принцип широкого привлечения населения в организацию деятельности МСУ (принцип демократизма). В деятельности органов местного самоуправления должны использоваться различные коллективные и индивидуальные формы вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления. Коллективная: - организация проведения муниципальных выборов, - осуществление различных форм прямой непосредственной демократии. Индивидуальная: - привлечение граждан в качестве специалистов, экспертов, внештатного актива депутатов и местной администрации.
3. Сочетание коллегиальности и единоначалия в работе органов местного самоуправления. Коллегиальное начало проявляется в осуществлении своих полномочий представителей органов власти: при подготовке и проведении сессий и собраний. Единоначальные формы проявляются в полномочиях главы МО и местной администрации. В тоже время на практике при главах МО создаются коллегиальные совещательные организации: - заместители главы МО, - руководители подразделений местной администрации, - другие специалисты.
4. Принцип гласности. Вся организация и деятельность органов местного самоуправления должна быть доступная и открытая для населения. Граждане также должны иметь возможность получать любую информацию о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.Акты органов местного самоуправления обязательно должны доводиться до сведения всего населения МО. В целях осуществления информационной политики в органах местного самоуправления обычно создаются специальные службы: пресс службы, информационные отделы, комитеты, обобщение и распространение информации.