Рекомендации к содержанию структурных элементов курсовой работы
Курсовая работа должна иметь композиционную стройность и соответствовать предъявляемым требованиям к оформлению научного текста.
Титульный лист – является первой страницей курсовой работы и служитисточником информации, необходимой для обработки и поиска документа. обязательный элемент курсовой работы (оформляется по образцу (см.Приложения 1). С титульного листа начинается нумерация страниц, но страницы на нем не ставят.
Сведения, помещаемые на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). При оформлении титульного листа следует придерживаться требований стандарта, указав наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедру, где выполнялась работа, фамилию, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.
В оглавлении курсовой работы указываются названия глав, параграфов (см. Приложение 2).
Во введении формулируются и обосновываются:
а) актуальность исследования, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества и людей, для улучшения развития социально-культурной деятельности, возрождения традиционных направлений и форм СКД и выработки новых и т.д.
Размышления должны быть направлены нарешения следующего вопроса: почему данную проблему следует в настоящее время изучать?
Например:
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к интеллектуальному творчеству, раскрывающему свой потенциал в условиях инновационного преобразования социального мира.
Современные философские, социологические, психолого-педагогические исследования подчеркивают необходимость развития интеллектуального творчества каждого субъекта деятельности для создания качественно нового социального пространства. “Именно в инновационной деятельности человек реализует, присущую ему творческость. Тогда готовность к инновационной деятельности можно рассматривать как некую сформированность личностного ресурса человека, обеспечивающую свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности».
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда - умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.
Кроме того, социально-культурное проектирование представляется ныне своего рода методологическим, деятельным прорывом в области планирования культуры, где исследование, разработка и внедрение будущего состояния той или иной подсистемы (объекта) культуры почти не разделены.
В условиях активизации процессов саморазвития культуры с особой остротой стала проблема активного внедрения новой методологии, которая была бы адекватна новой социально-экономической, политической и культурной реальности.
Аргумент, свидетельствующий в польку тезиса об актуальности социально - культурного проектирования, связан и с тем, что не удовлетворенность культурного запроса населения, предопределяет необходимость в создании тех программ и проектов, которые оптимизируют его культурный потенциал.
В этой связи социально-культурное проектирование и программирование должны выступать эффективным средством решения актуальных социально-культурных проблем…
б) степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов;
Степень научной разработанности проблемы. В современной отечественной и зарубежной социологической литературе социальное проектирование рассматривалось в различных контекстах: теорию социального проектирования разрабатывали как отечественные, так и зарубежные авторы. Основы проектирования социальных систем и процессов заложили Я. Дитрих, Т. Тиори, Д. Фрай, П. Хиллош, Ф. Ханика, И.И. Ляхов, В.Н. Дубровский, А.Г. Раппопорт, Г.А. Антонюк.
В.М. Розин поднял очень важный вопрос о ценностных и смысловых аспектах проектируемых социальных систем. Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкий позволили включить в социальное проектирование методологию общей теории систем. О.Г. Генисаретский ввел понятие социальной политики и объяснил механизм стратегического социального планирования в условиях СССР.Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонов, И.В. Бестужев-Лада, А.И. Пригожий рассматривали социальное проектирование как вид и элемент социального управления.
Роль культуры в той или иной мере учитывалась всегда. Но в полной мере системообразующая функция культуры стала учитываться, лишь благодаря работам Э. Гиртца, Л.Г. Ионина, Д.Б. Дондурея, Т.М. Дридзе. Крайне важны для понимания системно-структурной сущности социального проектирования работы И.И. Ляхова, Б. В Сазонова.
Важное значение культуры в институциональных и структурных преобразованиях отмечали М. Вебер, П. Сорокин, С. Хантингтон.
Проблемы социально-культурного проектирования стали предметом исследования В.А. Казначеева, А.П. Маркова, П.И. Бирженюка, Т.М. Дридзе, Э. А Орловой, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой.
в) Определяя объект исследования, Вы должны ответить на вопрос: «Что Вы будете исследовать, чтобы решить поставленную проблему?» например:
Объектом исследования является технология социально-культурного проектирования.
г) Предмет исследования, т.е. какой именно аспект, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Это отдельные стороны объекта,тот аспект,с которой исследователь познает целостный объект. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. Вы должны ответить на вопрос: «Как, через что будет идти поиск?»
Например:
Предмет исследования – использование технологии социально-культурного проектирования в разработке программы патриотического воспитания подростков.
д) цель исследования – это то, ради чего проводится исследование;
Основываясь на изученную теоретическую базу дисциплины, на материале своей профессиональной деятельности осуществить анализ ситуации, обосновать вариант проектного решения проблемы патриотического воспитания подростков и оснастить его в технологическом и ресурсном отношении.
е) основные задачи исследования – то, что делается ради достижения цели или приближения к ней. Они обычно совпадают с планом (но более подробно) и описывают, что именно вы хотите сделать в своей работе. Например,
- раскрыть теоретические основания проектирования в социально-культурной сфере;
-изучить принципы и методы социально-культурного проектирования;
- выделить приоритетные направления социально-культурного проектирования;
-определить основные направления деятельности учреждений дополнительного образования по патриотическому воспитанию подростков;
- разработать программу «Время выбирает нас!»
ж) методы исследования – указывают все методы, которые применял студент в своей работе, например, контент-анализ, наблюдения, беседы, анкетирование, опрос, интервью, тестирование, эксперимент и т.д.;
з) базы исследования – какие конкретно учреждения культуры (или другие учреждения), население какого региона послужили базой для исследования;
и) научная новизна и практическая значимость работы – где и как могут быть применены результаты работы, например, разработанные автором рекомендации, предложения и выводы могут быть использованы (или уже используются) в деятельности учреждений культуры, центров и клубов общения (конкретизировать, если уже использованы), для построения теории СКД и т.д..
Объем введения должен составлять примерно одну десятую часть от общего объема курсовой работы (проекта) – 2-3 страницы.
Основная часть
Материал, отражающий содержание работы, распределяется по главам, а внутри глав – по параграфам в соответствии с логикой намеченных задач. Название глав и параграфов должно быть конкретным, содержательным и отражать основную идею, раскрываемую в них. В первом разделе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы, дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы. Необходимо раскрыть актуальность одного из видов проектирования, аргументировав ее реальными проблемами практики. Описывается технология разработки проекта…… (указывается вид проекта - см. темы курсовых). Здесь раскрывается содержание всех этапов разработки проекта и применяемые при этом методы. Решение задач внутри каждого этапа необходимо проиллюстрировать конкретными примерами.
Содержание проекта. В данном разделе раскрывается содержание проекта, который разрабатывается каждым студентом в соответствии со структурой (см. варианты проектов).
1. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1. Название проекта
2. Характеристика аудитории проекта (целевая группа и лица, получающие практическую пользу от проекта), т.е. характеристика проблем:
а) целевой группы (социально-культурных, личностных)
б) контактных групп ( задействованных в проекте лиц и организаций).
Категории населения, которые могут стать аудиторией социально-педагогических программ: трудные подростки, многодетные семьи, безработные, испытывающие трудности с устройством на работу и имеющие ограниченный доступ к учреждениям здравоохранения и социального обеспечения; женщины, являющиеся жертвами жестокого обращения; представители национальных меньшинств; инвалиды; престарелые, бездомные, беспризорные дети, наркологические больные, больные СПИДом, жертвы насилия и репрессий и т.д.
3. Цели и задачи проекта.
Целевые ориентации СП проектов: разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем человека (группы), создание оптимальных условий для развития личности, самореализации человека за счет оптимизации: социально-культурной среды (путем воздействия на соц. среду, модификации соц. норм и ценностей окружения); форм и способов взаимодействия человека со средой, сфер его жизнедеятельности и образа жизни.
4. Форма реализации проекта.
В том случае, если для реализации проекта требуется создание той или иной оргструктуры, необходимо:
- обосновать организационно-правовой статус (учреждения, объединения);
- разработать миссию организации;
- сформулировать Принципы и приоритеты ее деятельности.
5. Содержание деятельности
Направления (виды) деятельности | Содержание деятельности (мероприятия, содержание работ) | Исполнители и соисполнители |
1. 2. и т.д. |
6. Планируемые результаты и критерии оценки эффективности
7. Партнеры и социальные силы поддержки проекта (обоснование возможных льгот и выгод тем организациям и структурам, которые будут в той или иной форме принимать участие в реализации проекта, оказывать ему социальную и финансовую поддержку).
8. Бюджет проекта.
Назначение расходования | Сумма затрат | Источники финансирования |
1. и т.д. |
9. Источники финансирования проекта (программа фондрейзинга)
Потенциальные доноры | Возможные мотивы финансирования | Предложения для финансирования | Вид и объем субсидий | Форма проведения фандрайзинговой кампании |
1. 2. |
2. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Структура проекта:
1. Характеристика ситуации и обоснование сферы деятельности общественного объединения (путем анализа социально-культурной ситуации и выявления проблем в той или иной области проектирования).[1]
2. Социальный состав общественного объединения:
а) характеристика потребностей, проблем, интересов социальный базы;
б) обоснование состава учредителей (возможные мотивы).
3. Миссия, принципы, приоритеты, цели и задачи деятельности О.О.
4. Направления и содержание деятельности.
5. Обоснование организационно-правовой формы (см. Закон РФ «Об общественных объединениях»).
6. Организационная структура общественного объединения
Организационная единица | Цели, задачи | Полномочия, компетенция |
1. Высший руководящий орган (собрание, конференция). | ||
2. Совет попечителей. | ||
3. Ревизионная комиссия. | ||
4. Постоянно действующий руководящий орган (Правление, Бюро). Его состав: - Исполнительный директор - Секретариат - Структурные подразделения - Экспертные советы (по приоритетным направлениям деятельности для решения стратегических вопросов). |
7. Программа фондрейзинга
Потенциальные доноры | Возможные мотивы финансирования | Предложения для финансирования | Вид и объем субсидий | Форма проведения фондрейзинговой кампании |
1. 2. |
3. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ШОУ-АКЦИИ
Виды акций по доминирующему виду деятельности: зрелищно-развлекательные формы досуга (массовые праздники); харизматические акции (вечера-встречи, посвященные личности недели, месяца, года, популярных деятелей культуры, политики и т.д.; информацинно-аналитические акции (пресс-клуб, телемосты, диспуты, дискуссии, суды); познавательные (конференции, семинары); коммуникативные акции (конгрессы, тематические круизы и т.д.).
Виды акций по целевой установке: пиаровские акции (в т.ч. имиджевые); рекламные акции; воспитательные акции; фондрейзинговые мероприятия и благотворительные акции (“День Мецената”, аукционы, и т.д.).
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРАЗДНИКА
1. Инициатор проведения мероприятия и вид праздника
1.1. Анализ ресурсов: территориальных (город, район), организации.
Примечание: Ресурсами праздника могут быть: культурные традиции (религиозные праздники, дни профессий); легенда; святыни (народные, религиозные); нравственная ценность (праздник любви, свободы и т.д.); юбилейная дата (писателя, поэта, день основания - города, фирмы); уникальное ремесло, промысел (напр., в Голландии проводится «праздник сыра», в Вологде может быть «праздник масла», в Гусь-Хрустальном – «праздник хрусталя», на Байкале - «праздник омуля», на Дальнем Востоке – «праздник гейзеров», в Астрахани – «осетровый праздник» и т.д.); известная личность; литературный герой и т.д.
1.2. Характеристика проблем - социально-культурных, личностных, отраслевых (населения, инициатора - учреждения, органа власти и т.д.).
1.3. Обоснование вида праздника.
2. Цели, задачи праздника (организаторов, учредителей):
а) по от ношению к населению, территории;
б) по отношению к организатору (персоналу).
Группы целей: пиаровские; рекламные; воспитательные (в т.ч. формирование корпоративной культуры); фондрейзинговые (привлечение средств); зрелищно-развлекательные и т.д.
3. Тема праздника.
4. Аудитория праздника (сегментирование и характеристика целевой аудитории и контактных групп).
5. Проектное обоснование основных событий и ритуала.
Основные события: открытие; представление гостей; культурная программа (театрализованный концерт); развлекательная программа (игры, спортивные матчи, конкурсы, викторины и т.д.); карнавальное театрализованное шествие; эстафета (как наглядный символ преемственности традиции; зрелищный, динамический способ рекламы); ярмарка; закрытие праздника. Важно обосновать основной ритуал праздника - главное событие, стержень, обеспечивающий традицию. В основе ритуала могут быть ценности (мастерство, власть, сила, статус, красота, любовь, продолжение рода); интрига, конкурс.
6. Программа участия основных категорий в праздничном действии