Рекомендации к содержанию структурных элементов курсовой работы

Курсовая работа должна иметь композиционную стройность и соответствовать предъявляемым требованиям к оформлению научного текста.

Титульный лист – является первой страницей курсовой работы и служитисточником информации, необходимой для обработки и поиска документа. обязательный элемент курсовой работы (оформляется по образцу (см.Приложения 1). С титульного листа начинается нумерация страниц, но страницы на нем не ставят.

Сведения, помещаемые на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). При оформлении титульного листа следует придерживаться требований стандарта, указав наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедру, где выполнялась работа, фамилию, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.

В оглавлении курсовой работы указываются названия глав, параграфов (см. Приложение 2).

Во введении формулируются и обосновываются:

а) актуальность исследования, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества и людей, для улучшения развития социально-культурной деятельности, возрождения традиционных направлений и форм СКД и выработки новых и т.д.

Размышления должны быть направлены нарешения следующего вопроса: почему данную проблему следует в настоящее время изучать?

Например:

Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к интеллектуальному творчеству, раскрывающему свой потенциал в условиях инновационного преобразования социального мира.

Современные философские, социологические, психолого-педагогические исследования подчеркивают необходимость развития интеллектуального творчества каждого субъекта деятельности для создания качественно нового социального пространства. “Именно в инновационной деятельности человек реализует, присущую ему творческость. Тогда готовность к инновационной деятельности можно рассматривать как некую сформированность личностного ресурса человека, обеспечивающую свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности».

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда - умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Кроме того, социально-культурное проектирование представляется ныне своего рода методологическим, деятельным прорывом в области планирования культуры, где исследование, разработка и внедрение будущего состояния той или иной подсистемы (объекта) культуры почти не разделены.

В условиях активизации процессов саморазвития культуры с особой остротой стала проблема активного внедрения новой методологии, которая была бы адекватна новой социально-экономической, политической и культурной реальности.

Аргумент, свидетельствующий в польку тезиса об актуальности социально - культурного проектирования, связан и с тем, что не удовлетворенность культурного запроса населения, предопределяет необходимость в создании тех программ и проектов, которые оптимизируют его культурный потенциал.

В этой связи социально-культурное проектирование и программирование должны выступать эффективным средством решения актуальных социально-культурных проблем…

б) степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов;

Степень научной разработанности проблемы. В современной отечественной и зарубежной социологической литературе социальное проектирование рассматривалось в различных контекстах: теорию социального проектирования разрабатывали как отечественные, так и зарубежные авторы. Основы проектирования социальных систем и процессов заложили Я. Дитрих, Т. Тиори, Д. Фрай, П. Хиллош, Ф. Ханика, И.И. Ляхов, В.Н. Дубровский, А.Г. Раппопорт, Г.А. Антонюк.

В.М. Розин поднял очень важный вопрос о ценностных и смысловых аспектах проектируемых социальных систем. Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкий позволили включить в социальное проектирование методологию общей теории систем. О.Г. Генисаретский ввел понятие социальной политики и объяснил механизм стратегического социального планирования в условиях СССР.Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонов, И.В. Бестужев-Лада, А.И. Пригожий рассматривали социальное проектирование как вид и элемент социального управления.

Роль культуры в той или иной мере учитывалась всегда. Но в полной мере системообразующая функция культуры стала учитываться, лишь благодаря работам Э. Гиртца, Л.Г. Ионина, Д.Б. Дондурея, Т.М. Дридзе. Крайне важны для понимания системно-структурной сущности социального проектирования работы И.И. Ляхова, Б. В Сазонова.

Важное значение культуры в институциональных и структурных преобразованиях отмечали М. Вебер, П. Сорокин, С. Хантингтон.

Проблемы социально-культурного проектирования стали предметом исследования В.А. Казначеева, А.П. Маркова, П.И. Бирженюка, Т.М. Дридзе, Э. А Орловой, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой.

в) Определяя объект исследования, Вы должны ответить на вопрос: «Что Вы будете исследовать, чтобы решить поставленную проблему?» например:

Объектом исследования является технология социально-культурного проектирования.

г) Предмет исследования, т.е. какой именно аспект, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Это отдельные стороны объекта,тот аспект,с которой исследователь познает целостный объект. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. Вы должны ответить на вопрос: «Как, через что будет идти поиск?»

Например:

Предмет исследования – использование технологии социально-культурного проектирования в разработке программы патриотического воспитания подростков.

д) цель исследования – это то, ради чего проводится исследование;

Основываясь на изученную теоретическую базу дисциплины, на материале своей профессиональной деятельности осуществить анализ ситуации, обосновать вариант проектного решения проблемы патриотического воспитания подростков и оснастить его в технологическом и ресурсном отношении.

е) основные задачи исследования – то, что делается ради достижения цели или приближения к ней. Они обычно совпадают с планом (но более подробно) и описывают, что именно вы хотите сделать в своей работе. Например,

- раскрыть теоретические основания проектирования в социально-культурной сфере;

-изучить принципы и методы социально-культурного проектирования;

- выделить приоритетные направления социально-культурного проектирования;

-определить основные направления деятельности учреждений дополнительного образования по патриотическому воспитанию подростков;

- разработать программу «Время выбирает нас!»

ж) методы исследования – указывают все методы, которые применял студент в своей работе, например, контент-анализ, наблюдения, беседы, анкетирование, опрос, интервью, тестирование, эксперимент и т.д.;

з) базы исследования – какие конкретно учреждения культуры (или другие учреждения), население какого региона послужили базой для исследования;

и) научная новизна и практическая значимость работы – где и как могут быть применены результаты работы, например, разработанные автором рекомендации, предложения и выводы могут быть использованы (или уже используются) в деятельности учреждений культуры, центров и клубов общения (конкретизировать, если уже использованы), для построения теории СКД и т.д..

Объем введения должен составлять примерно одну десятую часть от общего объема курсовой работы (проекта) – 2-3 страницы.

Основная часть

Материал, отражающий содержание работы, распределяется по главам, а внутри глав – по параграфам в соответствии с логикой намеченных задач. Название глав и параграфов должно быть конкретным, содержательным и отражать основную идею, раскрываемую в них. В первом разделе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы, дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы. Необходимо раскрыть актуальность одного из видов проектирования, аргументировав ее реальными проблемами практики. Описывается технология разработки проекта…… (указывается вид проекта - см. темы курсовых). Здесь раскрывается содержание всех этапов разработки проекта и применяемые при этом методы. Решение задач внутри каждого этапа необходимо проиллюстрировать конкретными примерами.

Содержание проекта. В данном разделе раскрывается содержание проекта, который разрабатывается каждым студентом в соответствии со структурой (см. варианты проектов).

1. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1. Название проекта

2. Характеристика аудитории проекта (целевая группа и лица, получающие практическую пользу от проекта), т.е. характеристика проблем:

а) целевой группы (социально-культурных, личностных)

б) контактных групп ( задействованных в проекте лиц и организаций).

Категории населения, которые могут стать аудиторией социально-педагогических программ: трудные подростки, многодетные семьи, безработные, испытывающие трудности с устройством на работу и имеющие ограниченный доступ к учреждениям здравоохранения и социального обеспечения; женщины, являющиеся жертвами жестокого обращения; представители национальных меньшинств; инвалиды; престарелые, бездомные, беспризорные дети, наркологические больные, больные СПИДом, жертвы насилия и репрессий и т.д.

3. Цели и задачи проекта.

Целевые ориентации СП проектов: разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем человека (группы), создание оптимальных условий для развития личности, самореализации человека за счет оптимизации: социально-культурной среды (путем воздействия на соц. среду, модификации соц. норм и ценностей окружения); форм и способов взаимодействия человека со средой, сфер его жизнедеятельности и образа жизни.

4. Форма реализации проекта.

В том случае, если для реализации проекта требуется создание той или иной оргструктуры, необходимо:

- обосновать организационно-правовой статус (учреждения, объединения);

- разработать миссию организации;

- сформулировать Принципы и приоритеты ее деятельности.

5. Содержание деятельности

Направления (виды) деятельности Содержание деятельности (мероприятия, содержание работ) Исполнители и соисполнители
1. 2. и т.д.    

6. Планируемые результаты и критерии оценки эффективности

7. Партнеры и социальные силы поддержки проекта (обоснование возможных льгот и выгод тем организациям и структурам, которые будут в той или иной форме принимать участие в реализации проекта, оказывать ему социальную и финансовую поддержку).

8. Бюджет проекта.

Назначение расходования Сумма затрат Источники финансирования
1. и т.д.    

9. Источники финансирования проекта (программа фондрейзинга)

Потенциальные доноры Возможные мотивы финансирования Предложения для финансирования Вид и объем субсидий Форма проведения фандрайзинговой кампании
1. 2.        

2. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Структура проекта:

1. Характеристика ситуации и обоснование сферы деятельности общественного объединения (путем анализа социально-культурной ситуации и выявления проблем в той или иной области проектирования).[1]

2. Социальный состав общественного объединения:

а) характеристика потребностей, проблем, интересов социальный базы;

б) обоснование состава учредителей (возможные мотивы).

3. Миссия, принципы, приоритеты, цели и задачи деятельности О.О.

4. Направления и содержание деятельности.

5. Обоснование организационно-правовой формы (см. Закон РФ «Об общественных объединениях»).

6. Организационная структура общественного объединения

Организационная единица Цели, задачи Полномочия, компетенция
1. Высший руководящий орган (собрание, конференция).    
2. Совет попечителей.    
3. Ревизионная комиссия.    
4. Постоянно действующий руководящий орган (Правление, Бюро). Его состав: - Исполнительный директор - Секретариат - Структурные подразделения - Экспертные советы (по приоритетным направлениям деятельности для решения стратегических вопросов).    

7. Программа фондрейзинга

Потенциальные доноры Возможные мотивы финансирования Предложения для финансирования Вид и объем субсидий Форма проведения фондрейзинговой кампании
1. 2.        

3. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ШОУ-АКЦИИ

Виды акций по доминирующему виду деятельности: зрелищно-развлекательные формы досуга (массовые праздники); харизматические акции (вечера-встречи, посвященные личности недели, месяца, года, популярных деятелей культуры, политики и т.д.; информацинно-аналитические акции (пресс-клуб, телемосты, диспуты, дискуссии, суды); познавательные (конференции, семинары); коммуникативные акции (конгрессы, тематические круизы и т.д.).

Виды акций по целевой установке: пиаровские акции (в т.ч. имиджевые); рекламные акции; воспитательные акции; фондрейзинговые мероприятия и благотворительные акции (“День Мецената”, аукционы, и т.д.).

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРАЗДНИКА

1. Инициатор проведения мероприятия и вид праздника

1.1. Анализ ресурсов: территориальных (город, район), организации.

Примечание: Ресурсами праздника могут быть: культурные традиции (религиозные праздники, дни профессий); легенда; святыни (народные, религиозные); нравственная ценность (праздник любви, свободы и т.д.); юбилейная дата (писателя, поэта, день основания - города, фирмы); уникальное ремесло, промысел (напр., в Голландии проводится «праздник сыра», в Вологде может быть «праздник масла», в Гусь-Хрустальном – «праздник хрусталя», на Байкале - «праздник омуля», на Дальнем Востоке – «праздник гейзеров», в Астрахани – «осетровый праздник» и т.д.); известная личность; литературный герой и т.д.

1.2. Характеристика проблем - социально-культурных, личностных, отраслевых (населения, инициатора - учреждения, органа власти и т.д.).

1.3. Обоснование вида праздника.

2. Цели, задачи праздника (организаторов, учредителей):

а) по от ношению к населению, территории;

б) по отношению к организатору (персоналу).

Группы целей: пиаровские; рекламные; воспитательные (в т.ч. формирование корпоративной культуры); фондрейзинговые (привлечение средств); зрелищно-развлекательные и т.д.

3. Тема праздника.

4. Аудитория праздника (сегментирование и характеристика целевой аудитории и контактных групп).

5. Проектное обоснование основных событий и ритуала.

Основные события: открытие; представление гостей; культурная программа (театрализованный концерт); развлекательная программа (игры, спортивные матчи, конкурсы, викторины и т.д.); карнавальное театрализованное шествие; эстафета (как наглядный символ преемственности традиции; зрелищный, динамический способ рекламы); ярмарка; закрытие праздника. Важно обосновать основной ритуал праздника - главное событие, стержень, обеспечивающий традицию. В основе ритуала могут быть ценности (мастерство, власть, сила, статус, красота, любовь, продолжение рода); интрига, конкурс.

6. Программа участия основных категорий в праздничном действии

Наши рекомендации