Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования и правила оформления выпускной квалификационной работы студентов всех форм обучения Института управления и сервиса кафедры управления персоналом Тамбовского государственного университета имени
Г.Р. Державина.

Общие положения

2.1. Защита выпускной квалификационной работы является видом итогового аттестационного испытания итоговой государственной аттестации выпускника.

2.2. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме, установленной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования соответствующей специальности.

2.3. Выпускная квалификационная работа должна отражать знание соответствующей сферы деятельности, уровень профессиональной подготовки, владение профессиональными технологиями.

2.4. Формами выпускной квалификационной работы являются:

– дипломная работа;

– дипломный проект.

2.5. Тематика выпускных квалификационных работ определяется кафедрой управления персоналом.

Общие требования

3.1 Дипломный проект представляет собой самостоятельную, завершенную рукописно-графическую разработку, актуальную и значимую в теоретическом и/или практическом отношении.

3.2 Объем выпускной квалификационной работы:

- объем дипломного проекта от титульного листа до приложений составляет, как правило, 60-80 страниц;

- объем демонстрационно-графической части дипломного проекта составляет, как правило, 4-5 листов;

- объем приложений не регламентируется.

3.3 Один экземпляр выпускной квалификационной работы представляется в государственную аттестационную комиссию в переплетенном виде, к которому прикладывается электронный носитель, содержащий машиночитаемый вариант работы.

Структурные элементы выпускной квалификационной работы

Структурными элементами дипломного проекта являются:

Текстовая часть, включающая:

- титульный лист;

- реферат;

- содержание;

- обозначения и сокращения*;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения*;

- последний лист.

Демонстрационно-графическая часть (чертежи, рисунки, эскизы, макеты и др.)

Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы

5.1. Титульный лист (Приложение 1).

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и содержит следующие сведения:

- наименование высшего учебного заведения;

- наименование структурного подразделения;

- наименование кафедры, на которой выполнялась выпускная квалификационная работа;

- фамилия, имя, отчество автора;

- заглавие (название) работы;

- сведения, относящиеся к заглавию;

- сведения об авторе (курс и форма обучения);

- сведения о научном руководителе (фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание);

- сведения о допуске работы к защите;

- место и год выполнения работы.

5.2. Реферат должен содержать библиографическое описание выполненной выпускной квалификационной работы, перечень ключевых слов, текст реферата (Приложение 2).

5.2.1. Библиографическое описание – в соответствии с требованиями ГОСТов 7.1-2003, 7.12-93, 7.80-2000.

5.2.2. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста выпускной квалификационной работы, которые в наибольшей степени характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводят в именительном падеже, печатаются строчными буквами в строку через запятую.

5.2.3. Текст реферата должен отражать:

- объект и предмет выпускной квалификационной работы;

- цель работы;

- методы работы;

- база выполнения работы*;

- результаты работы;

- новизна и/или практическая значимость.

5.2.4. Объем реферата не должен превышать одной страницы.

5.3. Содержание (Приложение 3).

Содержание включает перечень всех структурных элементов выпускной квалификационной работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.

5.4. Обозначения и сокращения (Приложение 4).

Данный элемент содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в выпускной квалификационной работе. Запись обозначений и сокращений производят в алфавитном порядке с расшифровкой и пояснениями.

5.5. Введение.

Введение должно содержать следующие сведения:

– обоснование выбора темы (актуальность) работы;

– оценка разработанности темы;

– цель работы;

– задачи работы;

– объект работы;

– предмет работы;

– методы работы;

– база выполнения работы*;

– новизна и/или практическая значимость работы;

– апробация работы;

– структура работы.

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируются проблема и гипотеза ее решения, определяются цель работы и основные задачи, подлежащие решению, указываются объект и предмет исследования, используемые методы, изученность проблемы или степень разработанности. В зависимости от характера работы в качестве параметров введения могут быть новизна, практическая значимость, базы исследования (учреждения, организации, органы научно-технической информации и т.д.).

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.

Проблема исследования формулируется в теме диплома. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к новому. Тема – это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование ее актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: почему проблему нужно изучать в настоящее время? При оценке актуальности выбранной темы необходимо избегать конъюнктурного подхода, в основу которого может быть положена односторонняя оценка ситуации в стране или мире, что приводит в конечном итоге к сужению спектра научных исследований.

Степень разработанности проблемы – содержит результаты изучения документов по теме исследования в форме краткого обзора и оценки вклада различных ученых и специалистов, занимающихся данной проблемой.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель должна соответствовать заявленной теме.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать: выявить, разработать, проверить, провести анализ, определить, раскрыть, обобщить, охарактеризовать, обосновать, уточнить, осуществить, систематизировать и т.д.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, обоснованием сущности и структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики его развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого процесса, т.е. с практическими аспектами работы.

Количество задач должно соответствовать структуре работы.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Обязательным элементом введения в дипломном проекте является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. В числе методов исследования выделяют общие и специальные методы научного познания. Общие методы делятся на три группы:

– методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.);

– методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация);

– анализ, синтез, моделирование.

Практическая значимость выбранной темы проявляется во внедрении основных результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений и т.д.

Апробация работы может осуществляться в форме публикаций, выступлений на различных конференциях, заседаниях по теме исследования. Возможно также проведение различных мероприятий, внедрение в практическую деятельность и т.п. Апробация результатов подтверждается актом о внедрении (приложение 3). Если работа заказана конкретной организацией или учреждением, то в первой части акта обязательно указывается, что исследование выполнено по заказу.

Базой исследования выступают различные учреждения и организации, где проходит исследование.

5.6. Основная часть.

В текстовой части дипломного проекта обязательными являются разделы, отражающие экономическую оценку проекта и правовое обеспечение проекта.

Демонстрационно-графическая часть дипломного проекта содержит чертежи, рисунки, модели, макеты, образцы и другие материалы, оформленные в соответствии с требованиями.

5.7. Заключение.

Заключение должно содержать:

– краткие выводы по результатам выполненной работы;

– оценку полноты решений поставленных задач;

– рекомендации.

5.8. Список использованных источников.

5.8.1. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы.

5.8.2. Библиографическое описание каждого источника приводится в соответствии с требованиями ГОСТов.

5.8.3. Расположение библиографических описаний источников производится в алфавитном порядке с предварительным разделением на опубликованные и неопубликованные документы. Архивные документы располагают в порядке возрастания номеров архивных фондов. Источники на иностранных языках располагаются в конце списка в алфавитном порядке.

5.9. Приложения.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть (таблицы, инструкции, иллюстративный материал, акты внедрения результатов и др.).

В дипломном проекте приложения являются обязательным элементом и, помимо других материалов, включают (дублируют) материалы демонстрационно-графической части проекта.

5.10. Последний лист работы служит для идентификации ее авторства, а также включает сведения об основных количественных характеристиках работы.

6. Правила оформления выпускной квалификационной работы

6.1. Выпускная квалификационная работа должна быть выполнена любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

6.2. Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

6.3. При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

6.4. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Повреждение листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

6.5. Сокращение русских слов и словосочетаний в работе – по ГОСТ 7.12.

6.6. Наименования структурных элементов работы «Реферат», «Содержание», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы.

6.7. Основную часть следует делить на разделы, подразделы и пункты. При делении текста работы на пункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

6.8. Разделы, подразделы, пункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1, 2 ,3 и т.д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

6.9. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовок должен быть отделен от остального текста одной пустой строкой до и после заголовка. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

6.10. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

 
  Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы - student2.ru

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

6.11. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней или верхней части листа без точки.

6.12. Титульный лист и реферат включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

6.13. Каждый структурный элемент квалификационной работы следует начинать с нового листа (страницы).

6.14. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

6.15. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

6.16. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

6.17. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложения, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагаются посередине строки.

6.18. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, рисунок 1.1.

6.19. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Элементы организационной структуры.

6.20. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

6.21. При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

6.22. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не проводят.

6.23. Таблицу следует располагать в выпускной квалификационной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

6.24. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

6.25. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется заголовок, во втором случае – боковик.

6.26. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица ________ __________________

Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы - student2.ru номер название таблицы

Подзаголовки граф

   
       
         
         

Рисунок 1

6.27. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

6.28. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

6.29. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньшим, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

6.30. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

6.31. Примечание приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

6.32. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример

Примечание - ______________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

Пример

Примечания

1 ________________________

2 ________________________

3 ________________________

6.33. Постраничные примечания (сноски) располагаются в нижней части страницы и отделяются от основного текста горизонтальной чертой.

С поясняемым или дополняемым местом основного текста постраничные примечания (сноски) связывают цифровым порядковым номером или знаком (*) на верхней линии шрифта. Нумерация постраничных примечаний (сносок) производится арабскими цифрами в пределах одной страницы или всего текста.

6.34. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

6.35. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

6.36. Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей выпускной квалификационной работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на скобке.

Пример

А=а:b, (1)

В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают – (1)

6.37. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

6.38. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - … в формуле (1).

6.39. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

6.40. В работе допускается выполнение формул рукописным способом черными чернилами.

6.41. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Библиографические ссылки позволяют определять источниковедческую базу исследования, показывать связь новой публикации с предшествующими, создавать представление о научных позициях автора, проверять достоверность приводимых данных, раскрывать приоритет и научную ценность полученных результатов, оберегать авторские права и интересы, бороться с плагиатом. Ссылка в тексте дипломного проекта оформляется путем указания в квадратных скобках группы и порядкового номера цитируемого источника из библиографического списка литературы, например, [I, 9]. Если дается цитата, то принято дополнительно указывать и номер страницы: [IV, 7, с. 100]. При ссылке на несколько работ из библиографического списка, если они расположены по порядку, то указывается номер начальной и последней работы через дефис: [III, 3-8]. Если они расположены не по порядку, то используется запятая. [1, 3, 8, 9, 27].

6.42. Приложение оформляют как продолжение выпускной квалификационной работы на последующих листах или оформляют в виде самостоятельного документа.

6.43. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

6.44. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением буев Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в работе одно приложение, то оно обозначается «Приложение А».

6.45. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

При необходимости приложения могут иметь «Содержание».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

Наши рекомендации