Задачи по дисциплине «Экономика и предпринимательство
Задача №1.
Проанализировать структуру платных услуг, рассчитать их динамику (темпы роста), выявить долю услуг СКСиТ (туристические, гостиничные, санаторно-оздоровительные) и темпы роста: в РФ и в Алтайском крае.
Проанализировать причинно-следственные связи с учетом факторов (экономические, политические, научно-технические, социально-культурные).
Задача №2
Тема: «Мультипликационный эффект в экономике СКСиТ»
Расчет доходов и занятости в сфере СКСиТ с учетом коэффициента мультипликации (по расчетам швейцарских специалистов в туризме Км = 1.2-4,0). Для Алтайского края принимаем Км = 1,5, рассчитываем
Дох. = Дох (статис) * 1,5
Зан. СКСиТ = Кол. Занятых (статис) * 1,5
Задача №3 по теме
Рассчитать коэффициент эластичности спроса по доходу и по цене
1. Эластичность спроса по доходу рассчитаем по следующей формуле:
Еy = (DQ \ Q)\ (DY \ Y) ,
Где DQ \ Q – процентное изменение объема спроса на туристский товар;
DY \ Y – процентное изменение совокупного дохода потребителя.
(Данные для расчетов коэффициентов эластичности взяты из текущей статистики)
2013 г.\2010 г. - Е=0,99
2014 г.\2011 г. - Е=1,43
2015 г.\2012 г. - Е=0,956
(Е<1 – спрос неэластичный по доходу; Е>1 – спрос эластичный по доходу). Результаты расчетов выявляют, что спрос показывает относительную эластичность по доходу. С улучшением материального положения растет склонность населения к путешествиям, а также размер их туристских расходов.
2. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный товар, если цена его изменяется на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитаем по формуле:
Ep = (DQ \ Q)\ (DP \ P),
Где DQ \ Q - процентное изменение объема спроса на туристский товар;
DP \ P - процентное изменение цены туруслуг.
2013 г.\2010 г. - Е=1,25;
2014 г.\2011 г. - Е=1,28;
2015 г.\2012 г. - Е=0,90
(Е<1 спрос неэластичен по цене).
Объем спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. Как правило, эластичность спроса по цене выше в долгосрочном плане, чем на коротких интервалах.
Сопоставление коэффициентов эластичности по доходу и цене показывает, что наиболее значимой характеристикой спроса на услуги туристские является эластичность по доходу (Е=1,43), которая отражает расширение социальной базы туризма за счет роста доходов и роста численности среднего класса, что подтверждают расчеты. Влияние на эластичность спроса в первую очередь оказывает изменение уровня доходов населения.
Задача №5
Расчет прибыли для предприятия СКСиТ: гостиницы, санаторно-оздоровительного, турфирмы
За отчетный период выручка составила 13086 тыс.руб. При этом затраты на гостиничный продукт составили 10083 тыс. руб., в том числе в себестоимость включили 10021 тыс. руб. За отчетный период организация использовала кредит банка в сумме 1000 тыс. руб., с процентной ставкой 18%. Руководитель израсходовал на командировку за рубеж (стажировка) в сумме 103 тыс. руб.
Рассчитать чистую прибыль, при этом налог на прибыль 24%.
Задача №6
Расчет затрат, точки безубыточности, прибыли по методу «директ-костинг»
1 - вариант
Уравнение затрат: Zo = Zv * X + Zc, (2)
где Zo-полные затраты за отчетный период, тыс. руб.;
Zv – переменные затраты на 1 койко-день;
X – количество отдыхающих, чел.;
Zc - постоянные затраты за отчетный период, тыс. руб.
Пример:
Zo = 0,120 * X + 11487 (2)
В соответствии с уравнением (2) переменные затраты на 1 койко-день составляет 120 руб., а среднемесячная величина постоянных затрат, не зависящая от загруженности санатория, – 957 тыс. руб., суммарные постоянные затраты за год составили 11487 тыс. руб.
Аналитические возможности системы «директ-костинг» раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации услуг и прибыльностью. Критическая точка позволяет получить оценку объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей исходя из требований общего финансового состояния предприятия. Именно эта идея и легла в основу системы «директ-костинг», центральным звеном которой является определение «точки безубыточности». Расчет «точки безубыточности» показывает, каким должен быть уровень реализации, чтобы покрывать производимые предприятием затраты.
Исходным уравнением является:
Qкрит. = Zc / (P – Zv);
где Zc – постоянные затраты за отчетный период, руб.;
P – цена изделия, руб.;
Zv – переменные затраты на 1 койко-день.
Критическая точка реализации в 2004 г. составила 63281 койко-дней или 251 путевка в месяц (183 коек в день, или 55,4% от максимальной мощности). Количество путевок, которые необходимо реализовать, чтобы покрыть совокупные (месячные) затраты (251 путевка). Рассчитана критическая точка реализации за три года. Результаты расчетов показывают, что в 2005 г. критическая точка реализации – 246 путевок в месяц, в 2006 г. – 268 путевок в месяц.
Рассчитывая точку безубыточности, получаем такую выручку от реализации или такой объем реализации турпродуктов, которые обеспечат покрытие всех затрат и нулевую прибыль. В дальнейшем, зная порог безубыточности, можно планировать определенный размер прибыли. Выручка от реализации, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой.
В пор = Zc / К пок; (3)
где Впор – выручка пороговая, руб.;
Zc – постоянные затраты за отчетный период, руб.;
К пок – коэффициент покрытия.
Если организация получает выручку больше пороговой, то она работает прибыльно. Чтобы оценить, насколько фактически выручка превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас прочности (процентное отклонение фактической выручки от пороговой) по формуле:
З пр = (В – Впор / В ) *100%; (4)
Тогда коэффициент покрытия рассчитается по формуле:
К пок = (В – Zv ) / В; (5)
Разность между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат составляет сумму покрытия.
Таким образом рассчитываемый запас прочности за три года (2004 г. – 7%; 2005 г. – 15%; 2006 г. – 11% ), показывает наилучший результат за 2005 г. Расчет этих показателей используется в «директ-костинге» для принятия решения об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности. Величина маржинального дохода важная информация для управления предприятием, она показывает «вклад» турпродукта в покрытие постоянных затрат и тем самым в том же объеме – в прибыль от реализации. При ведении учета по системе «директ-костинг» выявляются два финансовых результата:
- предельная прибыль (маржинальный доход, брутто-прибыль, сумма покрытия), за тот же год;
маржинальный доход на 1койко-дня – 184 руб.
суммарный маржинальный доход – 12498 руб.
В зависимости от полученных результатов и от ценовой стратегии администрация принимает соответствующие управленческие решения. Это может быть по управлению себестоимостью, по ценообразованию турпродукта, ценовая стратегия, методы калькулирования т.д.
2 – вариант
На основании выявленных выше зависимостей и фактических данных отчетного периода рассматриваемой модели можно рассчитать ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности на предстоящий период. Алгоритм расчета:
1. Фиксируется уровень предложения (исходным предложением является расширение объема обслуживания рекреантов на 10%, изменяемая величина, в программе может принимать любое заданное число) и определяется возможный объем реализации.
Qпрогн. = Qпредыд. * 1,1.
2. Устанавливается цена на путевку (в нашем примере примем за базовую основу цены 820 руб.
Pпрогн. = 820 * 1,1;
3. Рассчитывается за предыдущий период сумма переменных и постоянных затрат, а также коэффициенты реагирования для данного предприятия. Рассчитывается сумма постоянных и переменных затрат, уравнение затрат примет следующий вид: полные затраты: Zo=0,190*X+21242, в соответствии с которым переменные затраты на 1 койко-день составляют 190 руб., а среднемесячная величина постоянных затрат, не зависящая от загруженности санатория, – 1770 тыс. руб., суммарные постоянные затраты за год составили 21242 тыс. руб.
На следующем этапе данная модель позволяет:
4. Рассчитать с учетом прогнозного увеличения объема обслуживания по этой цене выручку, прибыль. Выручка составит 41744 тыс. руб., при этом она увеличится в 1,09раз. Прибыль прогнозируемая увеличится в 1,79 раза, при этом прирост выручки составит 9,2%, а прирост прибыли - 79,2%. Маржинальная прибыль составит 25915 тыс. руб.
2. Смоделировать распределение отдыхающих по сезонам (на основе графика сезонности за прошлый год или прогнозного) менеджерами предприятия. Итоговая кривая заполняемости сгладит падения.
6. Выполнить прогнозный анализ коэффициентов рентабельности. По прогнозируемым данным выручки, затратам, прибыли рассчитаем показатели рентабельности.
Рентабельность производства
Кр = (Выр. – с/сть) / Затр (с/сть);
Рентабельность продукции
Кр = (Выр. – с/сть) / с/сть;
Рентабельность производства увеличилась с 7,3 до 12,6%, рентабельность продукции тоже увеличилась с 6,8 до 11,2%, рентабельность основного капитала составила 19%, а рентабельность собственного капитала – 29%.
Использовать расчетные данные, актуальные для данного момента, и принимать управленческие решения по изложенной схеме.
Этот программный модуль предусматривает возможность планировать сезонный спад загрузки, ставит перед администрацией задачу снижения условно-постоянных затрат в зимний период, решает проблему поиска дополнительных источников дохода в период межсезонья.
В целом этот программный модуль:
· обеспечит стабильность функционирования учреждения, возможность оперативного влияния на процессы организации обслуживания отдыхающих, на основные экономические показатели хозяйственной деятельности;
· расширит возможности управления себестоимостью путем осуществления анализа затрат и их изменения в зависимости от заполняемости;
· позволит сгладить коэффициент неравномерности;
· обеспечит оперативный расчет зависимостей загрузки, цены при необходимости применения стратегии снижения цен и выявит влияние такого варианта на конечные результаты деятельности организации.
Задача №7
Оценка (расчет) количественных и качественных показателей трудовой деятельности менеджеров в СКСиТ: гостинице, турфирме, санатории
Таблица 4
Комплексная оценка эффективности труда гостиничной организации
Критерии | Показатели | Метод |
Количественные | Объемные · Количество койко-мест (вместимость) на единицу персонала; · Количество обслуженных гостей (чел.) на единицу персонала; · Численность сотрудников (чел.). Стоимостные · Объем выручки (доходы) (руб.) на единицу персонала; · Прибыль (руб.) на единицу персонала; · Объем выручки на 1 руб. заработной платы | Экономические; Организационно-административные; Социально-психологические; Экспертно-аналитические (обучение, переобучение, повышение квалификации; аттестация, развитие персонала; интерактивное обучение); Методы функционально-стоимостного анализа. |
Качественные | · Количество ошибок и брака при ведении документов на предприятии; · Количество жалоб и претензий со стороны клиентов; · Отзывы гостей; · Поощрения, грамоты; · Наличие (отсутствие) конфликтных ситуаций между сотрудниками предприятия; · Наличие (отсутствие) конфликтных ситуаций между потребителями и обслуживающим персоналом. |
Пример
Показатели трудовых ресурсов предприятий СКСиТ Алтайском крае
Показатели | ||||
Оказано услуг (осн.+дополн.), тыс. руб. | 712950,5 | |||
Число обслуженных туристов, чел. | ||||
Число ночевок | ||||
Число обслуживающего персонала, чел. | ||||
Из них неполнозанятых, чел. | - | |||
Рассчитать | ||||
Доля неполнозанятых, % | ||||
Фонд оплаты труда, руб. | - | 87061,4 | 128898,9 | |
Среднемесячная заработная плата, руб. | - | |||
Среднемесячная заработная плата по краю, руб. | ||||
Рассчитать | ||||
Количество ночевок на ед. Персонала | ||||
Количество обслуж. туристов на ед. Персонала | 22,5 | 23,5 | 24,4 | 22,8 |
Кол-во дохода, руб на ед. Персонала | 55,8 | 84,4 | 123,6 | 157,8 |
Проводится анализ полученных результатов и выявляются причинно-следственные связи. Разрабатываются предложения.
Контрольная работа №1