О р г а н и з а ц и я п о х о д а
Цель похода Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель, причем не подозреваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода. Цель похода может состоять в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, может заключаться и в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.
Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т.д. Это будет поход с учебными целями.
Можно отправиться в поход ради того, чтобы повидать какие-то края, например Кавказские горы или сибирскую тайгу, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их. Такое желание часто возникает под действием прочитанных книг, просмотренных кино - или телефильмов, рассказов бывалых путешественников. Это поход с познавательными целями.
Цель похода надо обязательно формулировать и сообщать всем участникам похода. Пусть каждый из них, подумав, решит, идти ли ему в этот поход или нет. Это следует делать, чтобы ребята не ожидали от похода того, чего в нем наверняка не будет, и не испытывали потом разочарования. Кроме того, от целей зависит организация похода. Если цель похода спортивная, то обязанности в группе нужно распределить так: пусть каждый делает то, что у него лучше всего получается, пусть учится, приобретает навыки. Если руководитель предполагает использовать поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, он попросит каждого ваять с собой топор, спички и предусмотрит длительный привал, чтобы каждый смог поработать с огнем. Значит, маршрут не должен быть слишком продолжительным. Если же руководитель хочет научить ребят ориентироваться на местности, - значит каждый должен ваять с собой компас, а дневной привал делается по возможности короче, чтобы осталось больше времени на переходы и каждый смог бы побывать в роли ведущего. Маршрут а этом случае должен быть достаточно протяженным, но допускающим выход с него раньше достижения конечной точки: всегда может случиться, что кто-то из ребят запутается, группа потеряет много времени и нужно будет, в конце концов, кратчайшим путем выходить на станцию. Для такого похода лучше всего избрать кольцевой или полукольцевой маршрут с выходом на одну и ту же или близкие друг к другу железнодорожные станции. А вот линейный маршрут (с одной дороги на другую) для этого похода выбирать не следует.
Вот еще совет, касающийся цели похода, не следует намечать слишком много целей. Они предъявляют к походу плохо согласующиеся, а часто и вообще не совместимые требования. Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели рассматриваются как не обязательные, которые выполняются лишь постольку, поскольку остается время и возможности.
И еще практический совет относительно целей, намечаемых для походов: как правило, для походов новичков не следует ставить никаких специальных целей, кроме того, как успешно пройти данный маршрут и чему-то научиться. Слишком многим должен еще овладеть новичок, слишком занято его внимание выполнением элементарных, с точки зрения опытного туриста, вещей. Передвижение по маршруту, ориентирование, разбивка бивака, разведение костра, приготовление пищи - все это представляет самостоятельные задачи для новичка, и овладение одним из этих умений может быть для него целью похода. Только после того, как юный турист овладел всеми этими навыками, он может применить свои знания и навыки для достижения каких-то других целей.
Итак, азбучные истины, касающиеся целей похода, сводятся к следующему:
1. Во всяком походе должна быть намечена цель, которую надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.
2. Для похода нельзя намечать много различных цепей. Лучший вариант - это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них должна быть совершенно четко определена главная.
3. Организация похода зависит от целей похода, при этом в первую очередь учитывается главная цель.
4. В походах новичков, как правило, не должно быть специальных заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристскими навыками.
Комплектование группы. Комплектование группы очень тесно связано с целями похода и может осуществляться двумя способами. Первый из них, когда намечают цель похода, а потом подбирают
подходящих участников. При втором способе организации похода нужно сначала выявить желающих участвовать в походе и только после этого намечать посильные для них цели. Каким способом выгоднее пользоваться? Все зависит от условий, в которых приходится работать.
Несколько слов о составе группы. Прежде всего не следует формировать слишком многочисленные группы. Еели в поход записалось человек 25-30, то, как правило, группа будет очень не однородна, если не по своему туристическому опыту, то, во всяком случае, по интересам и по силам. Различием интересов можно еще пренебречь (хотя это тоже не желательно), но от различия в физической подготовке никуда не уйдешь: одни будут все время отставать, другие выражать недовольство тем, что группа идет медленно. Такая группа растягивается чуть ли не на километр, люди идут на значительном удалении друг от друга, связь между ними нарушается. Управлять такой группой очень трудно, да и в сколько-нибудь усложнившихся условиях, - например, в сумерках в густом подлеске - часть группы может оторваться от основного ядра. Обучать чему-нибудь в такой группе нельзя. Все силы руководителя уходят на организацию передвижения группы и устройство быта. Много времени занимает устройство бивака и свертывание его.
Некоторые руководители, чтобы управлять такой группой, вводят элементы строевой подготовки (построения, рапорты и т.д.), переходят на отдачу приказаний армейским, командным языком. В ряде случаев это дает хорошие результаты, но прежде, чем переходить на такой способ управления, надо хорошо знать команды и уметь их отдавать, иначе действия такого руководителя будут выглядеть комично... Короче говоря, лучше не собирать для похода большие группы. Кстати, если перед походом стоят учебные цели, то оптимальный состав группы 4-6 человек, иначе обучать трудно.
Существует и другое мнение: чем больше народу в походе, тем безопаснее. Однако опыт великих путешественников опровергает это. Р.Пири достиг Северного Полюса в составе группы из 6 человек. Группа Р.Амундсена, открывшая Южный Полюс, состояла всего из 5 человек. Группа Р. Скотта, побывавшего там чуть позже Амундсена, была такой же. Тур Хейердал, намереваясь на плоту пересечь Тихий океан, собрал команду из 6 человек. Все эти люди отлично понимали,что с увеличением численности группы возрастает ее неоднородность, а следовательно, возможность всяких происшествий.
Практика школьного туризма показывает, что хороших результатов, как правило, добиваются те руководители, которые являются подлинными энтузиастами своего дела и, несмотря ни на что, готовы отдать детям часть своего времени безвозмездно.
Немалое значение при подборе группы имеет возрастной фактор. Желательно, чтобы разница в возрасте ребят не превышала 1-2 года. Понятно, что у школьников V - VI классов и IX - Х классов совершенно разные физические возможности, да и интересы тоже очень разные.
Примерно то же самое можно сказать и о физической подготовленности ребят, но если такие сведения есть, нужно стремиться обеспечить однородность состава группы. Однако при обучении новичков, целесообразно, чтобы вместе с ними находились и бывалые туристы.
Выбор и разработка маршрута. После того, как установлена цель
похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки - выбор и разработка маршрута. Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендованные маршруты ранее были уже кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе и их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям к составу группы. По мере того, как руководитель и ребята будут накапливать опыт, у них качнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов, затем они переходят к самостоятельному составлению маршрутов. После того, как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо - проведение исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.
Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно, километраж, измеренный на карте, надо увеличить хотя бы на 10-15%.
После того, как все это проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой схеме :
День пути Дата Маршрут Километраж Примечания
Полезно также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой карту. Схема просто является наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в поход надо по карте. В случае необходимости ее копировать, необходимо брать достаточно широкую полосу - хотя бы по 15 км в обе стороны от намеченного пути, а не только узкую ленточку маршрута.
График движения не всегда стоит детализировать с точностью до дня. Вполне возможно включение в него участков, на прохождение которых запланировано 2-3 дня. И вообще соблюдение графика не должно становиться самоцелью в походе. Это лишь предварительный план, в который, по ходу путешествия, всегда вносятся какие-то коррективы. Главное - выполнить цель похода. Тоже самое можно сказать и про намеченные дневки. Их надо устраивать тогда, когда возникает в них необходимость, а не для соблюдения графика движения. Чаще всего потребность в первой дневке возникает после 2-3 дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а участники похода не вошли в форму. Назначить ли дневку после двух, трех или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состояния группы. Вот почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в график, а просто резервируют несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предусматриваются, как резерв времени на случай непредвиденных задержек.
ВОЛЧАТА В ЛАГЕРЕ
Дорогие руководительницы и руководители! В особенности вы, молодые, полные сил, у которых, в сущности, я руках будущее вашей разведческой семьи! Не мудрствуя лукаво, просто мне хочется поделиться с вами на страницах "ОПЫТА" о волчатах вообще, ну в, до некоторой степени, своим опытом т впечатлениями, прожив некоторое время с волчатами в лагере. Подчеркиваю - с волчатами, не с белочками.
Причина моего писательства на эту тему та, что мало кто понимает волчонка, сторонятся его, ж считают, что руководитель волчат человек особого склада ума. Некоторые считают его просто мучеником, отбывающим свое необходимое время в лагере, потому что просто некому другому.
"Ну что, Серый Волк, жив ты еще после недели с волчатами?"... Конечно, принимаешь это как шутку, но в шутке есть доля правды. Да, волчата "кусаются и воют", и к ним нужен подход, может быть, с большей открытой душой и внутренним доброжелательством. Волчонок своей чуткой натурой чувствует с первого знакомства с руком, как он настроен к нему. В этот момент волчонок решает, можно ли довериться этому новому взрослому или нет. Не спорю, есть различные характеры. Есть рожденные подлизы, или, наоборот, маленькие зубры, смотрящие на тебя исподлобья. Несмотря на различие характеров, чувство доверия есть залог успешной работы с волчатами. Если волчонок доверяет руководителю, он ему прощает все недостатки к промахи.
Теперь вернемся к руководителю. Как молодой и неопытный руководитель может себя приготовить к работе с живыми и подвижными волчатами? С чего начать? Конечно, сотчетов о лагерях! Вот тут и начинаем чесать себе затылки.
Белочки: Сообщаем, что лагерь белочек прошел отлично. Программа выполнена на сто процентов: а) Цикловая игра "Терем теремок" прошла с успехом, б) Выставка рукоделий ж базар прошли блестяще, в) Организованная "Олимпиада" окончилась поражением волчат.
Волчата: а) Походы и прогулки прошли удачно - раненых и больных не было, б) Одноглазку и двуглазку получили столько то, в) Волчата старались, но проиграли белочкам по всем дисциплинам в организованной "Олимпиаде".
Отчет скудный. У читающего закрадываются в душу сомнение и страх:
справится ли он в лагере? Или раздерут его волчата на части? Ответ простой: надо приготовиться, почитать и присмотреться к малышам. Надо снизойти к ребятам, чтобы узнать, чем они живут и дышат. Чей моложе руководитель, тем легче ему сделать этот шаг. Необходимо познакомиться с психологией и развитием мальчика. В нашей организации волчонок - не белочка. С белочками меньше проблем, они податливы дисциплине больше, чем волчата. У волчонка гораздо больше личных проблем, на которые он должен сам найти ответ. Он более углублен сам в себя, ища сознательно и подсознательно свое место в окружающей его обстановке. Он боится ударить лицом в грязь перед своими сверстниками, с одной стороны. С другой же - ему хочется показаться в лучшем свете перед своими товарищами. Поэтому волчонок - индивидуалист. Вот тут и открывается поле для деятельности руководителя, которая, главным образом, проявляется в поддержке и укреплении веры в собственные силы волчат. Можно легко заметить, что если волчонку чего-то удается достигнуть или приобрести сноровку, то он первый ищет признания у того, кому он верит - в данном случае, у своего руководителя -
Подготавливая программу работы, я лично, по опыту прежних лет, кроме групповых функций, очень часто даю возможность для яичного проявления каждого отдельного волчонка. От личных проявлений каких-либо способностей мальчиков получаются отдельные элементы общих действий. Хороший пример этого - составление точек на кострах. Один волчонок хорошо поет, у другого талант рассказчика, третий - хорошим артист и т.п. Результат: если прорепетировать раз или два, то получается что-то терпимое и даже успешное, что можно показать на общелагерных кострах. Иначе волчат привести к общей групповой работе трудно. Принимая во внимание, что длительность их внимания очень коротка, длительные репетиции способствуют утере интереса, и приходится волчат тянуть и приструнивать.
Проявление личной инициативы в лагерной обстановке нужно поощрять, в особенности, если последняя может заинтересовать многих ребят. Совет и контроль руководителя в данном случае очень важен, чтобы обеспечить успех и чувство удовлетворения у всей группы. Пример: хорошо организованное нападение на лагерь разведчиков, несомненно, заставляет волчат работать группой и вместе. Ручной труд во всех областях очень важен и дает возможность наглядного проявления способностей волчат.
Дорогие братья и сестры, хотелось бы вам напомнить о еще важном положении в лагере с волчатами. Вы согласитесь со мной, что один руководитель никогда полностью не сможет оправиться со своей программой один. Если он и попытается сам запречься, в конце недели он просто сбежит или будет лежать у себя в палатке трупом.
Необходимы помощники. Кто они такие?
1. Первый помощник должен быть взрослый человек. В нашей практике хорошая МАМА является незаменимым помощником начальника волчатского лагеря. Надо принять во внимание, что волчонок еще, в сущности, ребенок. Он еще не полностью оторвался от материнского присмотра и материнской теплоты. Ему иногда хочется и поплакать, и просто почувствовать женскую руку на своей головке. Ведь первая любовь мальчика это его мать - женщина. Порядка и чистоты в вещах малыша и общего опрятного вида лагерников-волчат с успехом может достичь только женская рукв. В последнем я полностью убедился в лагере прошлого года в штате Нью-Йорк. Помощница моя не только блюла чистоту и порядок, но и принимала участие в общей программе. Организация ручного труда была полностью ее инициативой.
2. Вторые помощницы руководителя - это вожаки шестерок. Ежедневная беседа с вожаками дает руководителям возможность узнать о настроении ребят, их желаниях и интересах. В таких коротких собеседованиях вожаки чувствуют, что они активная часть лагерной жизни. У них возбуждается интерес и, главное, инициатива. Выбор вожаков очень важен, но останавливаться на этом я пока не буду.
3. Третьи помощники - это сами волчата. Мальчики пишут энергией. Эта энергия ищет выхода в любых видах. Руководителям просто нужно направлять эту энергий по определенному руслу. Мальчишки, как правило, швыряются камнями в любой направлении. Поэтому, устроив мишень из банок и тряпок, устроить состязание очень легко. Безопасно и интересно.
Нужно мальчишкам дать возможность просто резвиться... Да, к ужасу многих, дать поваляться в грязи или песке. (Правда, сам я потом ездил стирать штанишки и рубашонки своих волчат, вытряхивая изо всех карманов и складок песок и камешки...)
В заключение, скажу молодым рука: не ожидайте, при завершении вашей лагерной работы, великих "трофеев", как наглядного доказательства ее успешности. Если что есть показать, то не скрывайте, показывайте. Это труд волчат, и в него они вкладывают гораздо больше усилий, чем девочки их возраста. Повторяю - волчонок работает не только на предмете своего рукоделия, но к с самим собой.
Радостные крики удовлетворения волчат есть первое доказательство успеха руководителя. Ваша работа не пропадет, и волчата будут вспоминать ее в течение всей их жизни. Ваше семя падает на благодатную почву чистой души волчат.
Каждое дерево растет и дает плоды в свое время.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТОВ
Разведческий возраст. Тут, если хотите, вы можете взять тот план, который я вам дал в конспекте. Вступление это то, что я вам уже говорил, поэтому я к нему уже не возвращаюсь. После этого мы говорили об интеллектуальном развитии. Значит, вы представляете себе тип мышления у волчат, мышление это основано на конкретном опыте. Разведчик же все легче и легче будет принимать абстракцию. В разведческом возрасте происходит переход к абстрактному формальному образу мышления.
Самый лучший пример этого формального мышления это мышление математического типа. Обычно, тут берут для примера логику. Если, например, предмет "А" больше предмета "Б", а предмет "Б" больше предмета "В", то понятно, что предмет "А" будет больше предмета "В". Вот это простая форма нормального мышления, и такое общее понятие можно применить ко всему, что угодно. "А", "Б" и "В" могут быть три дерева, три лома, три длины провода, три палатки, это могут быть и три человека. Одну и ту же формулу можно применить к целому ряду предметов, и не только предметов, но даже физических явлений, как например, к скоростям машины и т.д. Вот именно к этой форме абстрактного мышления подходит постепенно разведчик к 11-12-ти годам, и эта форма мышления развивается еще в течение нескольких лет.
Тут надо заметить, что умственное развитие, как таковое, то есть развитие умственных способностей, которые у нас имеются, приостанавливается, примерно (вы сейчас будете удивлены!), к 15-16-ти годам. Иными словами, в 15-16 лет подросток обладает уже всеми своими интеллектуальными возможностями. Конечно, после этого накапливается опыт, но уже фактически в 15-16 лет подросток, если его умственное развитие пошло нормально, может понять абстрактные вопросы так же хорошо, как их понимает взрослый. Значит, при усвоении этой возможности абстрактного мышления, по мере того, как он становится все старше, разведчик будет все больше и больше стараться вступать в дискуссию, обсуждать вопросы. Он хочет, чтобы с ним считались. Он часто будет противоречить мнениям своих сверстников и даже руководителей.
Можно даже сказать, что есть такой период (опять-таки это довольно индивидуально, скажем, к 14-15-16-ти годам), когда разведчик вступает в спор ради спора, противоречит ради противоречия, только чтобы, если хотите, посостязаться. Да это и есть своего рода состязание. Волчата любят состязаться кулаками, а разведчики и, часто, старшие разведчики любят состязаться языком.
Между прочим, надо сказать, "что эта характеристика старшего разведчика очень часто не исчезает очень долго и может быть даже развивается, у некоторых людей она живет всю жизнь. Есть люди, которые всю жизнь любят полемику, которые и в 60 и в 70 лет пускаются в полемику и спор. Но все-таки, конечно, формы этой полемики немного иные (хотя, к сожалению, не всегда). Во всяком случае, появление любви к полемике и спору мы видим к 14-15 годам.
Кроме того, разведчик часто пытается разработать собственное мировоззрение, причем старается представить все явления так, как он думает, чтобы это было лучше. Иными словами, он всегда любит предлагать всякие реформы - реформы общества, реформы жизни, которые он защищает с большой убежденностью и верой в них. Однако эти реформы не всегда приспособлены к реальной, конкретной жизни. Очень часто бывает нужно, чтобы разведчик более конкретно соприкоснулся с жизнью. В Америке это более частое явление, чем во Франции (не знаю, как в Германии), что молодые 15-16-летние юноши и девушки идут летом на работу, чтобы подработать себе немного денег. Вот такой опыт работы где-нибудь на ферме, или на заводе дает возможность узнать реальную жизнь. Иногда этот опыт обостряет желание реформ, но реформы представляются уже более реальными.
Разведческий возраст психологически соответствует пубертету, то есть периоду полового созревания. Основная характеристика этой стадии - это физиологическое и физическое изменение подростка, в частности, конечно, сексуальное, созревание половых органов и, до этого, появление второстепенных сексуальных признаков, когда у мальчиков появляется несколько волосков на подбородке, а у девушек развивается грудь. Однако, этот период характеризуется не только сексуальным развитием. С ним связано общее физическое развитие. Подросток вытягивается. У мальчиков ломается голос, сначала он начинает петь петухом, а потом у него становится голосвсе более и более басистым. На этом я останавливаться не буду, потому что вы найдете это в любой книге.
Важно отметить, что с этим физическим и физиологическим быстрым развитием связаны и чисто психологические переживания. Перемены, происходящие в подростке, не всегда им воспринимаются, как что-то положительное и радостное. Наоборот, очень часто эти изменения переживаются, как что-то страшное, полное опасности, полное незнакомых явлений. Очень часто первая реакция на это изменение у подростка бывает именно отрицание, нежелание выходить из детского возраста. В этот момент детство кажется чем-то хорошим, интересным, спокойным. С этим переживанием часто связан период самозамыкания. Бывает, что подросток считает, что он неуклюжий, некрасивый. Он начинает каждое утро смотреться в зеркало, замечает, что у него масса прыщей. Он чувствует, что у него кости болят, и лицо тоже меняется у него. Часто он не хочет показываться на людях, не хочет, чтобы видели, какой он неуклюжий. Кроме того, конечно, всегда находятся люди, которые все время обращают его внимание на изменения в нем.. "Что с тобой случилось? Ха-ха! Как ты вытянулся!", "Да ты, как стержень стал! Жирафа!" и т.п. Другие шутят: "А! Уже волоски появляются, надо будет скоро бриться"... Если у подростка вдруг сорвется голос, скажем, во время семейного праздника, то родители, братья и сестры начинают хохотать: "Что это у тебя там? Свисток проглотил?"... Все это часто приводит к самозамыканию, нежеланию встречаться с другими, нежеланию появляться в обществе. Часто появляется очень сильная застенчивость. И в некоторых, ухе очень крайних случаях, бывают даже попытки покончить с собой. Это бывает, когда окружающая среда никак подростку не содействует, а, наоборот, резко и может быть даже злостно реагирует на поведение и характер подростка.
Теперь поговорим об отношении разведчика к родителям и окружающей среде. По отношению к родителям и взрослым, в возрасте между 14-ю и 17-ю годами, то есть уже на грани периода старшего разведчеста, происходит бунт. Бунт, протест против родительской власти и против вообще всякой власти. Против всего того, что переживается разведчиком, как попытка заставить его что-то делать против его воли, или как-то ограничить его свободу. Можно сказать, что подросток лет 14-15-ти, а часто и раньше, при некоторых обстоятельствах, почти физически не переносит чувство, что его свободу хотят ограничить, что хотят ему что-то запретить. Он не выносит, что взрослые считают, что "он еще не дорос". Это часто вызывает реакцию протеста очень бурного характера, причем не только на словах, но часто и на деле. Так, разведчик может, например, от злости попортить палатку, проколоть надувной матрац, или сделать еще что-нибудь вредное. В то же время, у разведчика есть большое желание, чтобы его поняли, чтобы ему что-то доверили и чтобы его уже считали достаточно зрелым и ответственным.
Подросток, прежде всего, ищет автономии. Но эту автономию, конечно, нельзя всю выдумать самому. Конечно, он всегда ищет где-то вокруг себя какие-то модели, какие-то примеры. В частности, эти примеры находятся среди тех людей, которых можно назвать героями. И тут для нас сейчас есть определенная трудность. Каких мы можем предложить подросткам героев?
Герои есть во всех странах. Один знаменит своими песнями, другой - киноактер, третий - какой-нибудь летчик, космонавт, или, скажем, ученый. Но это может быть и просто какой-нибудь человек, которого удалось встретить. Именно тут мы, руководители, безусловно, имеем определенную ответственность. Насколько мы можем служить примеров тем молодым, которых мы воспитываем? Пока это волчата, или молодые разведчики, то это сравнительно легко. Бывает достаточным уже то, что мы сильнее, что мы взрослее, старше, что мы имеем больше опыта. А когда разведчику уже 14-15 лет, то он начинает ко всему и, в частности, к руководителям относиться очень критически. Он все видит и все замечает. 7 того что-нибудь в форме неправильно, другой что-либо не так сделал, третий выругался и т.д. Когда разведчики начинают все подмечать, то нам становится значительно труднее.
Я думаю, что вы все заметили, что с возрастом какой-то элемент отходит от разведчества. Фактически, период, когда определяется, кто останется в организации, пойдет в витязи, а потом в руководители, а кто от разведчества отойдет, решается именно в этот критический период возраста от 15 до 18 лет. Этот период для нас очень важен, и он очень трудный.
Какие же отношения у подростка разведческого возраста со сверстниками? Я думаю, что вам это всем известно. Конечно, разведчик ищет поддержки, дружеских отношений среди своих сверстников. Недаром основной методологический прием в разведчестве - это звеновая система, то есть создание групп.
Увы! Нам часто приходится сознавать более или менее искусственные группы. В идеале, звено это, конечно, естественная группа мальчиков или девочек, которые связаны не только общими интересами, не только желанием быть вместе в лагере, желанием быть русскими, или желанием пойти в поход, но связаны именно личной дружбой. Эта дружба распространяется, конечно, не только на их разведческую деятельность, но на всю их повседневную жизнь. Так, в повседневной жизни они стараются помочь друг другу, например, в школьных занятиях. К сожалению, в российском разведчестве не всегда удается создавать такие естественные группы. Поэтому, подростки из наших рядов ищут такие группы среди сверстников - американцев, французов или немцев, входят в них и даже такие группы создают, иногда принося туда наш разведческий стиль, а иногда просто находя там другие интересы. Им нужна возможность побалаганить, побеседовать, поделиться всякими невзгодами. У подростка невзгод много. Некоторые невзгоды реальные, некоторые - кажущиеся, но это не играет роли. Подростки переживают многое, что может быть в реальности не так уж и страшно, но ему это кажется страшным, и ему хочется с кем-то поделиться и своими горестями и своими радостями и своими теориями. Подростку нужно чувство плеча.
Иногда подростков сближает и нечто гораздо худшее. Я имею в виду асоциальные данные. Происходит сближение и на почве выражения своей неудовлетворенности и злобы. Это выражение может принять самые различные формы, доходя иногда даже до убийства.
Кроме того, конечно, возбуждается интерес к сверстникам другого пола. В начале, между 11-ю и 14-ю годами, как раз в период пубертета, обычно происходит немножко обратное явление. Подростки боятся подойти к девушке. Девушки считают себя некрасивыми, или неуклюжими, или они настолько застенчивы, что боятся подойти к мальчикам. Однако постепенно и очень часто группами (именно группами, что показывает, что группа эта существует для того, чтобы чувствовать себя более храбрым), юноши и девушки входят в контакт друг с другом. Затем этот групповой контакт уже переходит к более индивидуальным отношениям, и тут часто у подростков появляется первое ощущение любви, любви к человеку другого пола с такой силой исключительности, что часто именно эти первые создающиеся пары бывают недолговечны. Это первое чувство настолько исключительно, что стоит той девочке, в которую подросток влюблен, пойти и поговорить с кем-то другим, как подростку уже кажется, что она ему изменяет. Он начинает ее упрекать, все это принимает формы тиранические и часто кончается разрывом. И только постепенно, уже к 20-ти, 22-25-ти годам это чувство устанавливается настолько, что уже нет такой исключительности и такой ревности друг к другу.
Теперь поговорим о старших разведчиках. Я хотел бы сказать, что постепенно у них появляется желание конкретно применить в жизни те искания, которые характеризуют этот период. Искания правды, честности, равноправия для всех. Все это появляется вместе с интеллектуальным развитием и с пробуждаюшимся интересом к окружающему миру: к жизни рабочих, к жизни крестьян и, конечно, к политической жизни тоже. И вот, к концу разведческого периода, ухе более или менее вступая в витязьский возраст (в 17-18 лет старший разведчик или молодой витязь, что опять-таки зависит от индивидуального развития, витязем можно быть уже в 17 лет), подросток ищет уже возможности как-то конкретно воплотить свой идеал. Иногда он участвует в политических собраниях, или, если он уже рабочий, - в профессиональных собраниях и иногда берет на себя какую-нибудь ответственную функцию. Для нас это возраст, когда созревает будущий руководитель, когда перед юношей ухе ставится вопрос, будет ли он дальше в разведчестве. Когда решается вопрос, станет ли он витязем с определенным служением и потом, возможно, руководителем, или он отойдет от разведчества.
Это происходит потому, что, если в 17-18 лет в разведчестве не видишь определенных ценностей, то и не находишь для себя в нем места. Конечно, дружеская компания, та дружба и те отношения, которые разведчик мог иметь и со сверстниками и с руководителями, будут иметь довольно сильное влияние на его дальнейшее участие в разведчестве. Однако в этом возрасте происходит расширение контакта с разными людьми и часто опять-таки с молодыми, и новые интересы могут перевесить. Сейчас очень сильна идея общего братства всей молодежи во всех странах, по всему свету, не взирая ни на цвет кожи, ни на язык. Это чувство общечеловеческого братства развивается как раз в этом возрасте и оно отвечает идее разведческого братства.
Я хотел бы закончить тему психологии разведческого возраста, подчеркнув, что этот период развития личности очень важен с точки зрения физической и физиологической, в особенности период пубертета, то есть в 14-15 лет. С точки же зрения психологической, очень важен следующий за ним период, приблизительно, до 18-ти лет, то есть то, что у нас соответствует старшим разведчикам. Он важен потому, что это переходный этап между детством и взрослым миром. Это период, когда юноша осознает, что он имеет свою долю ответственности в жизни общества и, может быть даже более обширно, - в жизни всего земного мира. Когда он начинает понимать, что он может что-то сделать и что-то изменить. Ему часто хочется изменить много больше того, чем-то, что он потом в течение своей жизни сможет изменить. Во всяком случае, его покидает детская беззаботность, когда каждый день приносил свои радости и свое горе, но, в общем, и горе и радость скоро забывались, следующий день сменял предыдущий, и, в общем, все как будто начиналось всякий раз сначала. А тут, в этом возрасте, у юноши появляется чувство, что он может строить во времени, что перед ним есть будущее, и что это будущее надо как-то подготавливать.
Одновременно появляется, и иногда с большим трудом переживается, новое, очень яркое чувство, что он человек смертный. Вот эта идея, мысль о своей смерти потом как-то пропадает, забывается. Но у каждого юноши есть какой-то период, когда чувство своей собственной смертности - не вообще смерти, не смерти другого, а своей собственной смерти - очень живо переживается. Если хотите, это тоже один из элементов созревания.
Чтобы перейти на более конкретную почву, я хотел бы вернуться к тому, насколько в волчатском возрасте важен момент игры. Я думаю, что вам уже говорили о важности для волчат игры, ручного труда, сказок, легенд и вообще истории. Когда мы говорит об истории, то обычно думаем, что все это давно прошло. Однако, история и сейчас идет, и, конечно, можно и нужно заинтересовывать волчат какими-то вопросами, которые сейчас существуют, хотя бы полетами на луну.
Волчонку, кроме всего, еще нужен индивидуальный подход. Даже, если, как я вам сказал, уже начиная с 9-ти лет, можно призывать волчат к коллективным актам, то ли к коллективной игре, то ли к какому-нибудь коллективному труду, все же волчонок еже нуждается в индивидуальном подходе. Волчонку необходимо чувствовать личный контакт с руководителем, чтобы руководитель в нужный момент мог помочь в каком-нибудь горе, в каком-нибудь несчастье. Часто это несчастье временное, для нас это обычно кажется пустяком - упал, ушибся, разорвал рубашку и боится, что мама его накажет и тому подобное. Волчонок должен всегда чувствовать, что руководитель вот тут, рядом, близко стоит от него и готов ему протянуть руку, его поддержать, готов его обнять и утешить. Я думаю, что не надо бояться с волчатами иметь даже просто физический контакт, - обнять его, поцеловать, дать почувствовать теплоту и ласку. Во всем этом волчонок еще очень нуждается.
Я хочу провести границу между волчатами и разведчиками, связать ее с характеристикой психологического возраста, где принципы методики меняются. Разведчик это тот, кто уже идет по пути самостоятельности. Он уже, в частности, не любит, чтобы ему демонстративно показывали, что его любят. Если обнять или поцеловать разведчика, то это ему может показаться совсем диким и неуместным. Конечно, везде имеются исключения, и существуют разведчики, которые может быть еще не совсем дозрели и в этом нуждаются, как волчата. Разведчик также уже не нуждается в покровительстве руководителя. Часто лучше оставить его, если разведчик, например, что-нибудь попортил, или в чем-нибудь ошибся. Лучше ему дать самому исправить свою ошибку и только (тут уже играет роль, конечно, чутье руководителя и знание отдельных личностей) иногда, в крайнем случае, можно "случайно" оказаться неподалеку и в нужный момент предложить помощь. Но помощь уже предлагаетс